Измени себя — изменится Мир вокруг
Лого oum.ru

Прекрасная богиня мудрости Сарасвати

Богиня, Сарасвати, супруга бога, Богиня творчества, лотос, прекрасная

Я вознесу хвалу святой богине, чьё лицо
прекрасно, совершенно, —
женщине святой, богине высшей
в мирах богов, гандхарв, владык асур.
Той, чьё имя Сарасвати

Священная сутра золотистого цвета

Сарасвати (санскр. सरस्‍वती — ‘полноводная’ или ‘богатая водами’) является богиней речи, мудрости и знания в ведическом пантеоне богов. Она покровительствует искусствам, творчеству, наукам и различным ремёслам, также считается создательницей священного алфавита деванагари и божественного языка санскрита. Сарасвати имеет много имён: Савитри, Вак, Сатрупа, Сати и другие.

Брахма и Сарасвати

Сарасвати — супруга бога Брахмы, выступает как персонификация женской ипостаси его творческой энергии. Богиня Сарасвати является также и дочерью творца Вселенной — он породил её из половины своего тела, разделив его на две части, для того, чтобы с её помощью творить Вселенную. Брахма во время Великого акта созидания Мира, своим выдохом оживляет изначальную природу (Пракрити), которую олицетворяет Сарасвати.

Сарасвати деви, или Махадэви Сарасвати

Богиня Сарасвати является деви (санскр. देवी, devī — ‘божество в женском проявлении’), или дэви, то есть представляет собой женское начало божественной природы, которая обычно обозначается как богиня-мать. Согласно «Дэвибхагавата-пуране», Сарасвати поклоняются как Махадэви, или Великой божественной матери. Она, проявляя свою божественную природу в различных аспектах жизни, выступает в лице всех богинь, которые по своей сути являются её проявлениями, но также Сарасвати являет собой верховную богиню, которая даёт начало всем остальным божествам, не только в женском, но и в мужском проявлении. Наряду с богиней процветания Лакшми (женой Вишну) и богиней плодородия и изобилия Парвати, или Дургой (супругой Шивы), она представляет собой силу проявленной Вселенной (шакти), несущую потоки женской (творческой) созидательной энергии в проявленный Мир. Согласно «Шива-Самхите», боги Шива, Брахма и Вишну всегда присутствуют в Великом Духе, однако любые объекты материального мира — это различные проявления Авидьи. Если Авидья преисполнена Тамасом, то она проявлена как Дурга, через неё управляет разум Шива, когда в Авидья преисполнена Саттвой, то она являет себя как Лакшми, и управляющий разум — Вишну, если же Авидья наполнена Раджасом, то она проявлена как Сарасвати, и управляющий разум — это Брахма.

Брахма и Сарасвати

Изображение богини Сарасвати

Изображается богиня Сарасвати как прекрасная женщина в белоснежном одеянии, олицетворяющем чистоту и сияние её божественной сути. Как правило, она предстаёт взору сидящей на лотосе, символизирующем вечную божественную природу, духовное пробуждение, а также весь проявленный космос. У богини Сарасвати четыре руки, в которых она держит различные атрибуты-аллегории: музыкальный инструмент «вина» — олицетворение искусства и гармонии; акшамала — жемчужные чётки — символ духовности; чаша со священной водой как метафора исцеляющей силы; Веды — символ мудрости и священных знаний. Иногда она изображается без «вины», и тогда рука её сложена в защитной абхая-мудре (https://www.oum.ru/encyclopedia/mudra/abkhaya-mudra/) или в благословляющей варада-мудре. Вахана (ездовое животное богини) — лебедь, символизирующий светлую истину, творческое начало Вселенной, отражающий представление об изначальной водной стихии. Также рядом с богиней можно увидеть птицу Солнца — павлина, как символ красоты и беЗсмертия.

Река Сарасвати

Изначально Сарасвати почитали как богиню реки. В Ведах упоминается о могущественной реке Сарасвати, которая течёт меж рек Ганги и Ямуны. Место слияния этих рек, именуемое «Праяг», считается самым благоприятным. Река Сарасвати, согласно древневедическим текстам, является единственной крупной рекой, текущей на север от Ямуны и на юг от Ганги, и впадает в Ямуну у её устья.

saraswati-mata.jpg

Согласно «Шива-Самхите» («Тайное Тривени: Прайаг»), Сарасвати ассоциируется с центральным и наиважнейшим каналом нади (санскр. नाडी — ‘канал’, ‘вена’, ‘нерв’) — Сушумной, Ганга — это лунный канал, расположенный слева, — Ида, а солнечный правый канал — Пингала, ассоциируется с рекой Ямуной. Эти три канала являются основными среди всех 72 тысяч нади (согласно «Шива-Самхите» — 350 тысяч). Месту слияния трёх «рек» (прайаг) как каналов нади символически соответствует Аджна-чакра.

Между Гангой и Ямуной течёт Сарасвати. Омовением (в месте слияния трёх рек)
счастливый получает спасение. Ганга — Ида, дочь Солнца, Ямуна — Пингала, а в середине — Сарасвати (Сушумна).
То место, где три реки соединяются — наиболее неприступное

«Шива-Самхита», Тайное Тривени: Прайаг 5.132–5.133

Река Сарасвати описывается в «Ригведе» и во многих других ведических текстах. В десятой мандале «Ригведы», в гимне о прославлении рек «Надистути-сукта» упомянуто, что река Сарасвати расположена меж Ямуной на востоке и Шутудри на западе. Позже в «Махабхарате» повествуется о том, что течение Сарасвати идёт на север от Ямуны и на юг от Ганги, а также о том, что впоследствии эта река высохла в пустыне. И если предположить, что река Сарасвати протекала на севере древней Индии, то теперь она течёт по подземному каналу в пустыне Тар на северо-западе Индии, в Раджастхане, который некогда был зелёной и плодородной землёй с приятным прохладным климатом, но впоследствии превратился в засушливую пустыню по причинам, связанным со смещением тектонических плит; соединяются три реки в месте, где находится священный город Аллахабад (до XVII века именуемый «Праяга»).

Река Сарасвати

Однако, вполне вероятно, что место расположения великой божественной реки Сарасвати в далёкие ведические времена, описываемые как в «Ригведе», «Махабхарате», так и в других ведических текстах, находится не в Индии, а на территории России. В частности, согласно исследованиям выдающегося русского этнографа и искусствоведа Светланы Васильевны Жарниковой, (https://www.oum.ru/yoga/vedicheskaya-kultura/gde-tekut-reki-mahabharati/), земли Индии несут память о своей ведической прародине, то есть названия рек и городов были перенесены на впоследствии заселённую территорию Индостана. Ведической Ганге соответствует река Волга, а Ямуне — Ока. Меж рек Ганги (Волги) и Ямуны (Оки) пролегают земли, которые именуются «Курукшетра», а единственная крупная река к северу от Ямуны (Оки) и к югу от Ганги (Волги) — это река Сарасвати — Клязьма, именно она впадает в Оку недалеко от её устья. Получается, что ведическую реку Сарасвати мы можем найти на карте современной России.

Жарникова развивает «теорию полярной прародины индоевропейцев», продолжив исследования, начатые в начале XX века: Б. Г. Тилаком — индийским учёным, автором «Полярной гипотезы» и книги «Арктическая родина в Ведах» (1903 г.), согласно исследованиям которого, вплоть до четвёртого тысячелетия до нашей эры предки некоторых народов Азии и Европы жили в Восточной Европе, в частности, иранцы и индийцы жили в приполярье и заполярье; а также русским учёным Е. Елачичем — автором книги-исследования «Крайний Север как родина человечества» (1910 г.), где он высказывает своё предположение, что изначальная родина индоевропейцев лежала на далёком севере, в местах, где некогда была благоприятная среда обитания, а ныне суровый морозный климат, и подтверждает это множеством соображений. Тексты индийской «Ригведы» содержат практически прямое указание на северную прародину народов, переселившихся позднее на территории Индостана, к чему их вынудила длительная засуха, случившаяся в конце третьего — начале второго тысячелетия до нашей эры, и унесших с собой все обычаи и обряды северной прародины. Например, полярная звезда («неколебимая»), упоминаемая в Ведах, видна лишь в северных широтах, а полярное сияние, сопровождаемое пронзительным звуком, наблюдается только на брегах Баренцева и Белого морей; об этих и других обстоятельствах пишет С. В. Жарникова в своей книге «След Ведической Руси».

Веды, санскрит

Стоит также указать на важный момент, что слова «речь» и «река» тождественны по сути, так как река является древнейшим архетипическим образом речи. Стоит обратить внимание на такие фразы, как «речь льётся», «река течёт», «поток речи», а также фразеологизмы, как например «переливать из пустого в порожнее», — в сознании два этих образа перекликаются — речь льётся словно воды поток, и вполне возможно, что эти слова ранее имели один корень. Такое отождествление существовало и в давние времена в далёком прошлом человеческого сознания. Поэтому немудрено, что богиня реки является также и богиней речи (Вак).

Сарасвати — богиня мудрости и красноречия

Сарасвати несёт истинное знание, помогая каждому стремящемуся познать суть бытия и достичь истины. Она сопровождает человека на Пути духовного совершенствования, приводит к пониманию священных писаний.

Тот, кто пьёт воздух своим ртом две сандхьи и
последние два часа ночи, — в том через три месяца
воцаряется благостная Сарасвати (богиня речи),
присутствуя в его вак (речи)

«Шандилья-Упанишада»

Богиня Сарасвати является создательницей древнего божественного языка санскрита (санскр. संस्कृता वाच् — ‘совершенный’), который дал начало всем современным языкам индоевропейской языковой семьи. В Пуранах упоминается о том, что под воздействием энергии Сарасвати на высших материальных планетах все живые существа говорят только возвышенным поэтическим языком.

Сарасвати, Богиня мудрости

Сарасвати отождествляют с богиней речи Вак (или Вач). Вак является мистическим олицетворением речи. Она едина с воплощением творческих сил космоса Вирадж (санскр. Virāj — ‘сияющая’, ‘лучезарная’ — женское творческое начало, сотворённое в женской половине тела Брахмы). Согласно «Ригведе», Вак происходит от Пуруши — прообраза всех мужских форм проявления, которая, в свою очередь, порождена Вирадж, являющейся прообразом всех женских форм. Вак выступает как символ той речи, благодаря которой люди смогли получить духовное знание. Также она олицетворяет священную возвышенную речь, которая снизошла на первых мудрецов — Риши. Она по сути своей — та сила, которая, эманируя из Творца Вселенной, принесла в материальный мир речь, являющуюся проявленной формой мыслеобраза.

Сарасвати — богиня красноречия, помогающая облачать мысли в слова, выражая их посредством речи. Мысль, перед тем как предстать в форме слова, проходит несколько этапов транформации: сначала звук проходит три стадии на тонком плане, чтобы впоследствии превратиться в материальном мире в проявленную форму слова. Существует четыре разновидности Вак, или четыре формы звука: пара, пашьянти, мадхьяма и вайкхари. Высшая трансцендентная форма звука — это пара-вак; когда у звука возможно различить форму и цвет — это пашьянти-вак; мадхьяма-вак — тот уровень, на котором «звучат» наши мысли; а низшей формой звука является вайкхари-вак (земная речь, её материальный аспект, грубая форма проявления изначального звука Вселенной, посредством которой мы общаемся с другими людьми, и действует она через Вишудха-чакру). Обычно человек слышит только на уровне вайкхари-вак, однако восприимчивость к остальным трём высшим стадиям звучания зависит от уровня его духовного развития, а также от того, в какой степени чисто его сознание.

Сарасвати

Давая побег в паре, вак (речь) выбрасывает листья в пашъянти, даёт бутон в мадхьяме и расцветает в вайкхари. Вак достигает стадии поглощения звука в обратном порядке, то есть, начиная с вайкхари. Пара, пашъянти, мадхьяма и вайкхари — вот четыре вида вак. Пара — самый высокий звук. Вайкхари — самый низкий звук. В эволюции вак начинается с самого высокого звука и заканчивается самым низким. В инволюции вак принимает обратное направление, растворяясь в паре, самом высшем тонком звуке. Кто считает, что великий Владыка речи (вак), Недифференцированный, Просветляющий, и есть «Я», — кто так мыслит, того никогда не затронут слова, высокие или низкие, хорошие или плохие

«Йога-кундалини-упанишада»

Янтра Сарасвати

Янтра (санскр. यन्त्र् — ‘поддержка’, ‘опора’, ‘инструмент’) — это некая геометрическая конструкция, которая действует на сознание созерцающего её как инструмент медитации и концентрации, и оказывающая неоценимую поддержку на духовном Пути. Когда человек концентрируется на янтре, прекращается шум от разнородных мыслей, хаотично вращающихся в его уме, и разум его беЗпрепятственно входит в резонанс с энергией, генерируемой геометрической формой янтры. Каждая янтра излучает энергии определённой частоты и позволяет их воспринять. Традиционные янтры пришли через откровение, посредством ясновидения, что позволило принести их из мира тонких энергий и проявить в наш мир ту форму, которая отражает суть определённого божества на материальном плане, энергия которого представлена в физической материальной плоскости янтры. Когда вы произносите мантру Сарасвати (https://www.oum.ru/yoga/mantry/mantra-sarasvati/), желательно, чтобы янтра находилась пред вашим взором. Созерцание этой янтры благотворно влияет на человека, в его сознании формируются только благостные позитивные мысли. А творческим людям она принесёт вдохновение. Считается, что эта янтра стимулирует работу правого полушария мозга, а также помогает контролировать чувства.

Янтра привлекает силу прекраснейшей мудрой богини. Поскольку Сарасвати — повелительница образования, культуры, искусства, творчества, знаний, визуализация или созерцание янтры Сарасвати помогает постичь многие духовные истины, ценить прекрасное в искусстве, развивает в человеке понимание различных видов творчества, изобразительного искусства, музыки, дарит чистоту мыслей, ясность сознания, ораторские способности, возможность творческой самореализации.

Ом.