Существует в нескольких незначительно отличающихся вариантах. Один из наиболее распространенных и полных вариантов следующий:
NAMO RATNA TRAYĀYA
NAMO BHAGAVATE AKṢOBHYĀYA TATHĀGATĀYĀRHATE SAMYAKSAṂBUDDHĀYA
TADYATHĀ:
OM KAMKANI KAMKANI ROCHANI ROCHANI TROTANI TROTANI TRĀSANI TRĀSANI PRATIHANA PRATIHANA SARVA KARMA PARAMPARĀṆI ME SARVA SATTVĀNĀÑCHA SVĀHĀ
НАМО РАТНА ТРАЯЯ
НАМО БХАГАВАТЕ АКШОБХЬЯЯ ТАТХАГАТАЯ АРХАТЕ САМЬЯКСАМБУДДХАЯ
ТАДЬЯТХА:
ОМ КАМКАНИ КАМКАНИ РОЧАНИ РОЧАНИ ТРОТАНИ ТРОТАНИ ТРАСАНИ ТРАСАНИ ПРАТИХАНА ПРАТИХАНА САРВА КАРМА ПАРАМПАРАНИ МЕ САРВА САТТВАНАНЧА СВАХА
В целом, эта часть мантры призывает к уничтожению негативной кармы, защите от страхов и препятствий, и достижению просветления, как для себя, так и для всех существ. Она связана с энергией Будды Акшобхьи, его непоколебимостью и способностью преодолевать негативные эмоции.
Важно помнить, что мантры – это не просто слова, а звуковые вибрации, несущие в себе глубокий символизм и энергетический потенциал. Их эффективность зависит от искренности и сосредоточенности практикующего.
Мантра "Гате гате парагате парасамгате бодхи сваха" – это Сердечная Сутра (Праджняпарамита Хридая Сутра) в её самой концентрированной форме. Она выражает суть буддийского учения о пустоте (шуньяте) и пути к просветлению. Давайте разберём её по частям:
В целом, мантра описывает путь к просветлению как движение, переход от страдания к освобождению, кульминацией которого является достижение пробуждения. Повторение мантры помогает практикующему сосредоточиться на этом пути и приблизиться к состоянию бодхи.
"Иди, иди, иди за пределы, иди полностью за пределы, пробудись, да будет так!"
Мантра Сердечной Сутры – это не просто набор слов, а мощный инструмент для медитации и трансформации. Она напоминает нам о непостоянстве всех вещей, о необходимости отпустить привязанности и стремиться к просветлению. Повторяя мантру, мы соединяемся с её глубоким смыслом и приближаемся к осознанию истинной природы реальности.
Будда Акшобхья (букв. ‘Неколебимый’) — один из Пяти великих татхагат, или, как их иногда называют, Дхъяни-будд. Татхагата-будды — это персонифицированные противоядия от гневливости, гордыни, похоти, завистливости и невежественности. Будда Акшобхья в этом ряду является первым, помогая избавляться от агрессии, гнева, ненависти и их негативных сил, он трансформирует их в оборотную сторону этих качеств в силу стойкой, непоколебимой, зеркалоподобной мудрости.
Облик Будды Акшобхьи подробно описан в «Адвайя-ваджра-санграхе». Его атрибутом является вертикально установленный ваджр — это символ вечного и неизменного сознания будд, разума и интеллекта. Пять зубцов-звеньев на обоих концах ваджра символизируют Будд пяти семейств мужского и женского пола.
Неколебимость Будды Акшобхьи есть воплощение чистого, незамутнённого знания, подобного зеркалу, беспристрастно отражающему действительность. Его решимость — это твёрдость Будды Шакьямуни в момент, когда он призывает в свидетели Землю касанием правой рукой. Функция Акшобхьи — преобразование энергии гнева, ярости и агрессии в нерушимую чистейшую мудрость. Мудрость Акшобхьи — это в совершенстве развитая способность различения, интеллектуального анализа.
В «Сутре страны Будды Акшобхьи» изложено самое древнее описание Чистой земли будд. В ней излагается история просветления Будды Акшобхьи. Когда-то он был монахом, давшим обет практиковать Дхарму в Восточном мире, не испытывая злобы или гнева ни к одному живому существу, и оставаться неподвижным, пока не достигнет просветления; в результате он стал буддой Акшобхьей.
Источник: журнал «Ориенталистика», 2019 г., том 2, № 4. Раздел «История Востока. Всеобщая история».
Исполнитель: Юлия Скрынникова