Измени себя — изменится Мир вокруг

Будда Арья Майтрея

Атта-дипа бхиккхаве вихаратха атта-сарана ананна-сарана дхамма-дипа дхамма-сарана ананна-сарана. Катхан ча бхиккхаве бхиккху атта-дипо вихарати атта-сарано ананна-сарано дхамма-дипо дхамма-сарано ананна-сарано? Идха бхиккхаве бхиккху кае каяну-пасси вихарати атапи сампаджано сатима, винея-локе абхидджха-доманассам, веда-наси... читтесу... дхаммесу дхамману-пасси вихарати, атапи сампаджано сатима, винея локе абхидджха-доманассам. Эвам кхо бхиккхаве бхиккху атта-дипо вихарати атта-сарано ананна-сарано, дхамма-дипо дхамма-сарано ананна-сарано.

Пребудьте, бхикку, с собой как с островом, с собой как с прибежищем, без других прибежищ; с доктриной как с островом, с доктриной как с прибежищем, без других (доктрин как) прибежищ. А как, бхикку, пребывает бхикку с собой как с островом, с собой как с при6ежищем, без других прибежищ; с доктриной как с островом, с доктриной как с прибежищем, без других (доктрин как) прибежищ? Здесь (в этом учении), бхикку, бхикку живет, отслеживая тело в теле, отслеживая чувства в чувствах, отслеживая ум в уме, отслеживая качества ума в качествах ума, ревностно, внимательно, сосредоточенно, избавляясь от жадности и недовольства по отношению к миру. Так, бхикку, бхикку пребывает с собой как с островом, с собой как с прибежищем, без других прибежищ; с доктриной как с островом, с доктриной как с прибежищем, без других (доктрин как) прибежищ.

Дигха-никая III 58, 77

С этого отрывка начинается речение, где Будда описывает приход следующего Будды, Майтреи. Сначала Будда рассказывает об идеальных условиях, которые существовали на Земле очень давно, при династии семи монархов, вращающих колесо. В конце концов появился царь, пренебрежительно относящийся к бедности. Как следствие, в мире появилось воровство. Затем люди стали все более безнравственными и начали убивать друг друга. Из-за этого их жизнь сократилась с восьмидесяти тысяч лет до сорока тысяч лет. Затем люди стали лгать, и жизнь их сократилась до двадцати тысяч лет. Затем возникла клевета, и жизнь сократилась до десяти тысяч лет. Затем возникло прелюбодеяние, и в результате люди стали жить пять тысяч лет. Затем возросли злословие и пустословие, и люди стали жить две с половиной тысячи лет. Когда появились зависть и злоба, жизнь сократилась до тысячи лет. Когда люди стали верить в ложные религии, жизнь сократилась до пятисот лет. Затем распространились кровосмешение, неуемная жадность и гомосексуализм. В результате человеческая жизнь сократилась до двухсот пятидесяти — двухсот лет. Затем стал очевиден недостаток сыновней заботы о родителях, невыполнение обязанностей по отношению к религиозным лидерам (саманам и брахманам) и неуважение общественных лидеров; и жизнь сократилась до ста лет. Такой и была продолжительность жизни во времена Будды Готамы. Когда продолжительность жизни становится менее ста лет, в мире не может появиться Будда.

Будда объяснял, что безнравственность будет все увеличиваться и что продолжительность человеческой жизни в конце концов достигнет десяти лет. Девушек будут выдавать замуж в пять лет. В то время будут уважаться и почитаться только те, кто сам не имеет уважения ни к своим родителям, ни к религиозным наставникам, ни к общественным лидерам. Беспорядочные половые связи будут настолько распространены, что люди уподобятся животным. Враждебность, злоба и ненависть будут так сильны, что люди захотят убивать даже своих родственников. Затем будет семидневная жестокая резня. Но некоторые люди спрячутся на эти семь дней, а после возрадуются, увидев, что кто-то еще жив. Они решат больше не убивать, и продолжительность жизни увеличится до двадцати лет. Увидев это, они примут заповеди, и продолжительность человеческой жизни начнет снова увеличиваться.

Продолжительность сасаны Будды Готамы

В период от Будды Готамы и до достижения минимальной продолжительности жизни исчезнет Благословение Будды (будда-сасана). Когда Будда согласился на создание Сангхи бхиккуни, то сказал Почитаемому Ананде, что из-за этого сасана будет длиться только половину положенного срока — пятьсот лет вместо тысячи. Комментарий к «Абхидхамме», «Дхаммаса-гани», говорит, что пересказ палийского канона во время Первого буддийского Собора, созванного Почитаемым Махакассапой, позволил сасане продлиться еще на пятьсот лет.

Комментарий к «Виная-питаке» и «Ангуттара-никае» гласит, что восемь важных правил, которые Будда дал Сангхе бхиккуни, позволят Учению длиться пять тысяч лет вместо положенных пятисот. Будет существовать одна тысяча лет для архатов, достигших аналитической мудрости, одна тысяча лет для архатов без этого достижения, одна тысяча лет для невозвращающихся, одна тысяча лет для однажды возвращающихся и одна тысяча лет для вошедших в поток. По истечении пяти тысяч лет существования истинной доктрины (пативедха-садхамма) останется полнота текстов (парнятти- дхамма). Когда исчезнет полнота текстов, появятся знаки (лига), которые продержатся еще долгое время.

В комментарии к «Тхерагатхе» говорится, что сасана состоит из пяти периодов:

  1. эпоха освобождения (вимутти-юга),
  2. эпоха концентрации (самадхи-юга),
  3. эпоха заповедей (сила-юга),
  4. эпоха изучения (текстов) (сута-юга) и
  5. эпоха щедрости (дана-юга).

Почитаемый Дхаммапала говорит по поводу исчезновения изучения: «В регионах, где нет чистоты нравственности, останется полнота (текстов) благодаря желанию излучать и овладевать. Но когда в конце концов исчезнет краткое изложение полноты (то есть Пратимокша), исчезнет и сама полнота текстов. С того времени будут сохраняться только некоторые знаки (лига). Тогда, накопив богатство различными способами, люди будут совершать подношения (дана); и это действительно последняя из верных практик. Период, начавшийся после исчезновения учения, будет последним (паччхима-кала). Некоторые говорят, что он начнется со времени исчезновения заповедей». В бирманской традиции считается, что сасана будет продолжаться пять тысяч лет и что пять периодов сменят друг друга дважды. Первая половина сасаны уже прошла, длясь в каждом из пяти периодов по пятьсот лет. Сейчас мы находимся во второй половине, когда периоды, каждому из которых отведено no пятьсот лет, пошли по второму кругу.

В комментарии к «Анагатавамсе» говорится, что Будда начинает лекцию о грядущем Будде Майтрее словами о своем собственном Благословении, которое исчезнет, пройдя пять уровней:

  1. исчезновение аналитической мудрости (патисамбхида),
  2. исчезновение пути и плодов практики,
  3. исчезновение практики (патипатти),
  4. исчезновение текстов (париятти),
  5. исчезновение Сангхи.

Другие комментарии также говорят о пяти уровнях исчезновения (антарадхана) сасаны:

  1. сначала произойдет исчезновение достижения (адхигама), что соотносится с эпохой освобождения,
  2. второй исчезнет практика (патипатти), что соотносится с эпохой концентрации и заповедей,
  3. третьей исчезнет полнота текстов (париятти), что соотносится с эпохой изучения,
  4. четвертыми исчезнут знаки (лига). Во время этого периода единственным хорошим поступком будет совершение подарков тем, кто носит желтую одежду, закрепляемую вокруг шеи так что этот период соотносится с эпохой щедрости. Так пройдет пять тысяч лет. После этого случится
  5. исчезновение реликвий (дхату). Когда реликвии не будут более почитаться, они соберутся под деревом Махабодхи, там, где Будда достиг Пробуждения.

Затем они сотворят изображения Будды, совершат чудо, подобное Чуду Близнецов, и будут учить Доктрине. Но никто из людей не будет присутствовать там, только дэвы из десяти тысяч миров будут слушать учение, и многие из них достигнут освобождения. После чего реликвии будут сожжены без остатка.

Приход Будды Арьи Майтреи

В лекции, с которой мы начали, Будда говорит дальше, что люди будут становиться все более и более нравственными. Как результат, продолжительность их жизни будет увеличиваться и возрастет наконец до восьмидесяти тысяч лет. И тогда придет Будда Майтрея. Ашин Буддагхоша объясняет, что продолжительность жизни увеличится до одной асанкхейи, а затем снова начнет уменьшаться до восьмидесяти тысяч лет, так как Будда появляется только на уменьшении продолжительности жизни. В бирманской традиции считается, что Будда Майтрея будет жить восемьдесят тысяч лет, а человеческая жизнь будет сто тысяч лет, подобно тому, как Будда Готама жил восемьдесят лет, тогда как продолжительность жизни была сто лет. Но нигде точно не говорится, сколько пройдет времени со времен Будды Готамы до прихода Будды Майтреи. «Анагатавамса» (стих 5) говорит, что Будда Майтрея появится через десять миллионов лет (васса-коти), но в комментарии к ней сказано, что здесь имеются в виду сотни и тысячи раз по десять миллионов лет.

Наша эпоха (каппа) называется Благой эпохой (бхадда-каппа), что означает, что в ней появится максимально возможное количество Будд — пять. Некоторые кальпы бывают пусты, то есть в них не появляется ни одного Будды. В других кальпах может появиться от одного до четырех Будд. Будда Готама был четвертым Буддой в нашей Благой эпохе, а Майтрея будет последним. Комментарий к «Буддавамсе» говорит, что очень трудно родиться в Благой эпохе. Те, кто родился в такую эпоху, обычно богаты материально и духовно. У них обычно присутствуют три качества (отсутствие жадности, отсутствие ненависти и отсутствие невежества), и они разрушают свои загрязнения. Те, кто обладает двумя качествами (отсутствием жадности и ненависти), рождаются в благих формах существования, а те, у кого нет ни одного качества, имеют возможность обрести хотя бы одно из них. В другом комментарии сказано, что во время Будды Майтреи чувственные удовольствия будут иметь изначально малую силу (разрушения).

Рождение следующего Будды

Много деталей относительно пришествия Будды можно найти в предсказаниях Будды Готамы в «Дигха-никае», «Анагатавамсе», двух версиях «Десяти Бодхисаттв» и «Дасаваттхуппакаране». К ним можно добавить рассказ Будды Готамы о прошлом Будде Випасси, хвалу Будде Почитаемого Ананды и комментарий к «Летописи Будд». Перед своим последним рождением, которое происходит в мире людей, каждый бодхисаттва останавливается на небесах Тушита. Он все помнит и осознает, когда рождается и живет там. Он живет там столько, сколько длится продолжительность жизни. За тысячу лет до появления бодхисаттвы в мире людей в качестве Будды дэвы и брахмы отправляются в человеческий мир и провозглашают, что скоро появится Будда. Это называется предвестие.

Когда приходит время, бодхисаттва спускается в утробу матери, не теряя памяти и осознания. Он понимает, что это его последнее существование. В это время по всей Вселенной распространяется беспредельное восхитительное сияние. На период беременности его мать защищена четырьмя дэвами. Во время беременности его мать не нарушает пяти заповедей и не прельщает мужчин. Мать окружена всеми удовольствиями пяти чувств. Она не страдает от болезней и может видеть бодхисаттву, который сидит в ее утробе со скрещенными ногами, смотря вовне.

Его мать рожает стоя в лесу. Бодхисаттва Майтрея родится в оленьем парке в Исипатане. Ступни младенца коснутся золотой ткани. Сначала его примут дэвы, а затем уже люди. До того как его ступни коснутся земли, четверо дэвов преподнесут его матери, говоря: «Возрадуйся, женщина, великого сына ты родила». Он родится совершенно чистым. Два дождя из прохладной и теплой воды прольются с неба, чтобы омыть мать и бодхисаттву. Он пройдет семь шагов на север, оглядится по четырем сторонам света и издаст львиный рык о том, что он высший в этом мире. Когда он родится, по всей Вселенной распространится беспредельное восхитительное сияние. Через семь дней после рождения бодхисаттвы его мать умрет и возродится на небесах Тушита.

Когда бодхисаттва Майтрея родится в мире людей, продолжительность людской жизни будет равна жизни дэвов. Женщины будут выходить замуж в пятьсот лет. Будет только три болезни: желание (есть) (иччха), медлительности после еды (анасана) и старение (джара). Столицей Индии будет Кетумати (настоящий Варанаси). Будет 84 000 городов и 90 000 кроров (крор— 10 миллионов) принцев. Индия будет простираться на сто тысяч йоджан. На земле не будет колючих растений, она будет чистой и зеленой. Трава будет высотой в десять сантиметров и мягкой, как хлопок. Климат также всегда будет хорошим. Дожди будут идти регулярно, а ветра не будут слишком горячими либо слишком холодными. Реки и озера не будут пересыхать. Песок будет белым, ровным, каждая песчинка будет по величине равна зерну гороха или фасоли. Страна будет подобна украшенному саду. Деревни будут многолюдны и располагаться близко друг к другу.

Люди будут спокойны, защищены и свободны от опасностей. Они будут радостны и счастливы. В стране будут часто отмечаться праздники. Еды и питья будет в изобилии. Индия будет прекрасна как Алакаманда, столица Куру. Столица Индии, Кетумати. будет простираться на двенадцать йоджан в длину и семь йоджан в ширину. В городе будут замечательные лотосовые пруды, полные душистой, чистой, прозрачной, прохладной и сладкой воды. Пруды будут доступны для людей в любое время суток. Окружать город будут семь рядов пальм и стены из драгоценных камней семи цветов. На площади перед воротами города будут сверкающие деревья, исполняющие желания: одно — голубое, одно — желтое, одно — красное и одно — белое. На деревьях будут висеть божественные украшения наряду со всеми видами богатства и имущества.

Санкха, монарх, вращающий колесо

В то время будет монарх, вращающий колесо, по имени Санкха. В прошлой жизни он и его отец сделали хижину для паччека-будды. Они позволили ему остаться на три месяца сезона дождей и подарили ему три монашеских одеяния. Позже в той хижине остановились еще семь паччека-будд. Отец и сын переродились на небесах Таватимса, и Сакка попросил, чтобы отец родился в человеческом мире принцем Махапанадой. Архитектор богов Внссакамма построил дворец для Махапанады! Во времена Будды Готамы Махапанада был Тхерой Бхаддаджи, который поднял дворец из глубин Ганги. Этот дворец сейчас ожидает будущего Санкху, который был сыном, подарившим в прошлом хижину паччека-буддам.

Когда Санкха станет монархом, вращающим колесо, он поднимет дворец Махапанады, который станет его дворцом и будет находиться в центре Кетумати. Этот дворец, как считается, будет блистать большим количеством драгоценных Камней, так что на него будет трудно смотреть. У Санкхи будет семь сокровищ монарха, вращающего колесо: колесо, слон, конь, драгоценность, жена, домовладелец и советник.

Благодаря заслугам Санкхи в центре города возникнет площадь с четырьмя залами по четырем сторонам света, и там будут деревья, исполняющие желания. В залах будут все виды прекрасной одежды, барабанов и украшений, снятых с деревьев.

Благодаря заслугам людей того времени возникнет рис, который не нужно будет возделывать. Он будет чистым, сладким и зерна будут уже очищены от шелухи. Жители Кетумати будут иметь все, что им нужно. Они будут очень богаты. Они будут просыпаться под звуки барабанов и лютней. Они будут испытывать огромное счастье и телом, и душой.

Во дворце короля Санкхи будет 84 000 танцовщиц. У Санкхи будет тысяча сыновей, храбрых, высоких ростом, сокрушающих армии врагов. Старший сын будет советником короля. Король подчинит опоясанную морями землю (Индию) без насилия и меча, но своей добродетельностью.