Итак, о бхикшу, той же ночью1, когда родился Бодхисаттва, родились двадцать тысяч девочек в домах кшатриев, торговцев, брахманов, домохозяев великого рода [Шакьев]. Все они были отданы их матерями и отцами прислуживать Бодхисаттве. И двадцать тысяч девочек были приставлены прислуживать Бодхисаттве царём Шуддходаной. И двадцать тысяч девочек были приставлены прислуживать Бодхисаттве друзьями, сановниками, познавшими себя и кровными родственниками [царя]. И ещё двадцать тысяч девочек — советниками [царя].
Далее, о бхикшу, старейшие мужи и жёны из рода Шакьев, собравшись и прибыв к царю Шуддходане, сказали: «Знай, о повелитель, царевича надлежит ввести во храм». Царь ответил: «Верно, царевича надлежит ввести [во храм]. Потому следует украсить город. Снабдите достойными украшениями дороги, площади, перекрёстки, улицы и торговые места. Удалите всех, выглядящих неблаговидно, уродливых и ущербных — одноглазых, горбатых, глухих, слепых, немых. Пусть звучат лишь благие звуки. Звоните в благозвучные колокольчики. Обильно украсьте городские ворота. Играйте на услаждающих турьях2 и тадавачарах3. Соберите всех начальников пограничных застав. Пусть соберутся и богатейшие люди [города], а также — домохозяева, привратники и советники. Запрягите в колесницы дев4. Вознесите полные чаши. Соберите также учёных брахманов. Украсьте храмы». И всё, о бхикшу, как повелел [царь], было исполнено.
Затем царь Шуддходана вошёл в свой дворец и повелел Махапраджапати Гаутами богато украсить царевича для введения во храм. «Хорошо», — ответила Махапраджапати Гаутами и украсила царевича.
Затем украшенный царевич, улыбаясь и без малейшего неодобрения, очень ласково спросил сестру своей матери: «Тётя, куда меня поведут?» Она ответила: «Во храм, сын». И царевич, рассмеявшись, произнёс, улыбаясь, сестре своей матери такие гатхи:
1. «При моём рождении здесь сотряслись три тысячи миров.
Шакра, Брахма, а также асуры и махораги5,
Чандра6, Сурья7, Вайшравана8, Кумара9
один за другим почтительно головы предо мною склонили.
2. Так кто из богов иных, коему ты хочешь явить меня, мама,
превосходнее иль выше меня?
Я — бог над богами, всех богов превзошедший.
И нет бога, подобного мне либо меня превосходящего.
3. Для блага многих существ, мама, я, всё же, пойду [во храм].
Для них великою радостью будет увидеть меня.
Выразив безмерное почтение мне и восхищение,
боги и люди признают: я — бог над богами».
Далее, о бхикшу, под звучащие по дорогам, площадям, перекрёсткам, торговым местам и улицам, украшенным неисчислимыми украшениями, восхваления царевича царь Шуддходана проследовал с царевичем на руках в обильно украшенной колеснице, сопровождаемый брахманами, торговцами, богатейшими людьми [города], домохозяевами, начальниками пограничных застав, привратниками, советниками, друзьями и родственниками, по пути, благоухающем ароматами, усыпанном жемчугом и цветами, вместе с конными и слоновыми колесницами, пешими воинами, держащими над собой зонтики, флажки, вымпелы, под звучание разных турий. Сто тысяч богов несли колесницу Бодхисаттвы.
Другие неисчислимые сыновья богов и апсары с небес дождём ниспосылали цветы. И звучали турьи. Так, сопровождаемый превосходной свитой, во всём царственном великолепии и величии царь Шуддходана, держа царевича на руках, вошёл в храм.
И едва Бодхисаттва поставил свою правую стопу на пол храма, все стоявшие там бесчувственные статуи богов — Шивы, Сканды10, Нараяны11, Куберы12, Чандры, Сурьи, Вайшраваны, Шакры, Брахмы, Охранителей мира — пришли в движение и пали к ногам Бодхисаттвы. При этом раздались сто тысяч радостных, восторженных, приветственных возгласов сотни тысяч богов и людей. И разбрасывались сияющие одеяния. И весь великий город Капилавасту сотрясся шестью необычными способами. И ниспали дождём божественные цветы. И без прикосновений звучали сто тысяч турий. И все боги, чьи статуи были там, явили свои тела и произнесли такие гатхи:
4. Никогда великая Меру, царица гор, не проявит почтения горчичному семени.
Никогда океан, обитель царя нагов, не проявит почтения лужице в коровьем следе.
Луна и солнце, сияние источающие, не проявят почтения жуку-светляку.
Почему же благороднорождённый, наделённый мудростью и благими свойствами,
проявил почтенье богам?
5. Подобны горчичному семени, лужице в коровьем следе или жуку-светляку
боги и люди трёх тысяч [миров], объятые гордостью.
И подобен горе Меру, великому океану, луне или солнцу — Превосходнейший в мире,
проявивший почтение коему обретёт неземное блаженство
и достигнет Освобождения.
Так, о бхикшу, Бодхисаттвой, во храм вошедшим, было порождено у тридцати двух тысяч сыновей богов побуждение к достижению непревзойдённого высшего пробуждения. Вот что было причиной и условием того, что превосходящий всех и вся Бодхисаттва вошёл во храм.
Здесь заканчивается восьмая глава священной Лалитавистары, именуемая «Вхождение во храм».
материал с сайта http://daolao.ru/