Не доверяй тому, что видишь

Не доверяй тому, что видишь
Даже если вы видите собаку, остается открытым вопрос: «А собака ли это?». То, что вы видите собаку, не всегда означает, что это существо действительно собака.

Пока ум не очищен, он воспринимает всех существ как обычных. Наше восприятие существ как чистых или нечистых ― дело исключительно нашего собственного ума. Это порождение нашего ума, которое полностью зависит от того, насколько чист или не чист сам ум.

Мы никогда не можем с уверенностью сказать, действительно ли перед нами обыкновенные существа, только на основании того, что мы их так видим. Они могут быть и буддами. Даже очень уродливое, страшное или внушающее ужас создание может быть буддой.

Необходимо породить настолько сильное сострадание, насколько это возможно. Чем сильнее сострадание, которое вы испытываете пусть даже к одному единственному существу, тем быстрее вы достигаете просветления.

Когда в вас проявляются привязанность или гнев, то ваши чувства не имеют ничего общего с самим объектом, их вызывающим. Вы испытываете привязанность или гнев к тому, что является исключительно порождением вашего собственного ума, ментальным образом, который проецирует ваш ум.

Ваш взгляд на вещи ― это порождение вашего собственного ума, точно так же, как восприятие одного и того же объекта разными существами зависит от различных качеств их ума. Нет ничего, что было бы порождено самим объектом; нет ничего в объекте, что существует само по себе, без опоры на ум. Иначе говоря, нет ничего, что существовало бы самостоятельно. Это всё лишь мысленные образы. Все объекты, которые вы видите, также созданы вашим умом. То, как вы их воспринимаете, зависит от того, какими качествами обладает ваш ум.

Вы не можете точно сказать, кто ― будда, а кто ― нет. Когда вы видите нищего или животное, вы не можете с уверенностью утверждать, кто они, полагаясь лишь на собственное восприятие. Утверждение «я вижу собаку» или «я вижу обыкновенное существо» не является логическим доказательством того, что перед вами действительно собака или обыкновенное существо.

До тех пор пока наш ум не очищен от кармических омрачений, даже если бы все будды предстали перед нами, мы всё равно не смогли бы увидеть их в истинном свете. Вместо будд мы бы увидели всего-навсего обычных людей со всеми их недостатками, а может быть даже животных.

Вы не можете быть уверены в том, что встреченный вами человек или животное, не являются буддами или бодхисатвами. То, что вы видите в них обычных существ со всеми их недостатками, не доказывает, что они действительно ― обычные существа. Можно со всей определенностью сказать, что в повседневной жизни мы повсюду встречаем будд, бодхисаттв и дакинь, особенно в святых местах. Когда мы посещаем святые места, там пребывает бесчисленное множество даков и дакинь, но это не значит, что мы сможем их распознать. Находимся ли мы в городах или совершаем паломничество, нам действительно встречаются святые существа, но у нас не всегда получается увидеть их в истинном свете.

Мы очень прочно цепляемся за свое обыденное восприятие и полностью ему верим. И поскольку мы привыкли к обыденному восприятию, эта привычка не дает нам возможности увидеть святое существо. Даже если мы видим особые знаки, нам всё равно трудно поверить, что перед нами будда, проникнуться к нему истинным уважением и вести себя так, как это предписано учением. Мы не следуем за ним и не обращаемся к нему с просьбами.

Мы совершенно точно встречаем будд, бодхисаттв, даков и дакинь. И только наше грубое обыденное восприятие действительности и уверенность в истинности своего взгляда на вещи не позволяют нам увидеть, что перед нами будды, бодхисаттвы, даки и дакини. Поскольку наш ум загрязнен, то наше восприятие того или иного человека как обычного существа не доказывает, что он на самом деле является таковым.

Следовательно, раз любой, кого мы встречаем, может оказаться буддой, бодхисаттвой, даком или дакиней, мы должны уважать каждого, кто нам встретится. Нам надо следить за тем, чтобы не проявить гнев или неуважение по отношению к ним, поскольку это может стать причиной тяжелой негативной кармы. Полагая, что все они могут быть святыми существами, мы должны относиться к ним с уважением и служить им. Такое поведение порождает большие заслуги. Следуя такой логике в повседневной жизни, мы обретаем огромную пользу: обретаем и земные блага, и многочисленные духовные заслуги. Самое главное ― не порождать негативную карму, которая препятствует нам в достижении реализации и является причиной сансары, особенно перерождения в низших мирах.

Всё, что вызывает гнев или привязанность в вашей повседневной жизни ― это обусловленное кармой восприятие действительности. Объекты, на которые направлены ваши негативные эмоции, появляются из вашей собственной кармы. Они ― творение, порождение вашей кармы. Восприятие чего-то как отталкивающего или нежелательного, либо вызывающего чувство привязанности обусловлено кармическими отпечатками. Кармическими отпечатками обусловлено и восприятие чего-то как желаемого. Это значит, что ваши чувства не имеют ничего общего с вызвавшим их объектом, с чем-то, что находится вне вас. То, во что мы обычно верим, совершенно не соответствует действительности.

Когда у нас возникают привязанность, гнев или любая другая омрачающая эмоция, мы, как правило, не считаем их порождением собственного ума, но видим в них следствие качеств, присущих внешнему объекту. Мы думаем, что то, каким нам представляется объект привязанности или гнева, зависит от свойств самого объекта или от внешних причин, и не осознаём, что это лишь порождение нашего собственного ума, обусловленное кармическими отпечатками.

Хочу предложить вам три пункта для размышления.
Первое: то, что сейчас вы видите в ком-то друга, врага или объект привязанности ― это следствие сиюминутного умопостроения. Ум просто создает образ объекта или навешивает на него ярлык, в который сам верит, и затем этот образ или ярлык предстаёт вашему взору. После того как вы отнесли объект к определённой категории, он уже представляется вам именно таким. Таким вы его видите. Итак, восприятие объекта в определённый момент времени связано с вашими представлениями об объекте, существующими в этот момент. Это нечто, созданное вашим сиюминутным образом мысли.

Второе: то, каким представляется вам друг, враг или объект привязанности ― это следствие кармы. Источник этого представления ― кармические отпечатки, а значит, оно порождается вашим собственным умом. И снова, это представление не имеет ничего общего с самим воспринимаемым объектом.

Теперь я расскажу вам о третьем пункте. Друзья, враги, объекты желания, вред, помощь и другие явления, представляющиеся нам подлинно существующими не существуют сами по себе. Они ― проекция негативных отпечатков, оставленных в потоке вашего ума неведением. Это третий пункт. Нет ничего, что было бы порождено самим воспринимаемым нами объектом, пусть мы и думаем иначе в своей повседневной жизни. Всё с точностью наоборот.

Эти три пункта разъясняют, почему ваше восприятие объекта ― это порождение вашего собственного ума. Очень важно выполнять такую медитацию, проводить такой анализ и использовать их в повседневной жизни, особенно в те моменты, когда возникает опасность проявления омрачений. Этот анализ показывает, что любое омрачение ― это неправильное представление об объекте, поскольку объекта, каким мы его воспринимаем его под влиянием омрачения, просто нет.

Если говорить о неведении, то важно понимать, что нет ничего, что существовало самостоятельно. Любое явление существует лишь как обозначение, налагаемое умом на достоверную основу для обозначения. Поскольку есть достоверная основа для обозначения, то любое явление ― это всего лишь обозначение, налагаемое умом. Поэтому, ничто не существует само по себе. Ни одно из явлений не существует само по себе, все они совершенно пусты. Такова реальность. Все вещи, которые возникают перед нами одна за другой и которые мы считаем существующими самостоятельно, а не всего лишь ярлыками, налагаемыми умом, ― это просто галлюцинация. Все они ― фальшивка, ни единого атома в них не существует.

Такой анализ доказывает, что возникающее в силу неведения представление о явлениях как самостоятельных, полностью ошибочно. Он показывает, что неведение ― это ошибочное состояние ума. То же можно сказать и о гневе, привязанности и других омрачениях: все они ― ошибочные концепции. Когда человек верит в то, чего в действительности не существует, это называется предубеждением. Так что все омрачения ― это предубеждения.


Лама Сопа Ринпоче. «Учения Кадампы»