Содержание
В буддизме выделяют три основных направления, или пути самосовершенствования, называемые тремя янами, или тремя колесницами. Все они ведут к единой цели — пробуждению, но предлагают разные методы, предназначенные для людей с различными способностями и складом ума. Слово «яна» (санскр. यान, yāna) переводится как ‘колесница’ или ‘средство передвижения’. Этот образ символизирует учение, которое, подобно колеснице, переносит практика из мира страданий (сансары) к освобождению (нирване).
- Хинаяна (санскр. हीनयान, hīnayāna) — ‘малая колесница’.
- Махаяна (санскр. महायान, mahāyāna) — ‘великая колесница’.
- Ваджраяна (санскр. वज्रयान, vajrayāna) — ‘алмазная колесница’.
Хинаяна: малая колесница, или путь старейшин
Традиция Хинаяны опирается на учения, которые принято считать самыми ранними изложениями Дхармы (учения Будды). В их основе лежит проповедь о Четырёх благородных истинах: о существовании страдания, его причине, возможности его прекращения и пути, который к этому ведёт.
Основы учения хинаяны: «Трипитака»
Основу учения хинаяны составляет «Трипитака», или палийский канон, — свод священных текстов, записанных вскоре после ухода Будды Шакьямуни в паринирвану. Последователи этого направления считают данные писания наиболее древним и авторитетным источником учения, поэтому ещё одно название этой школы — тхеравада, то есть ‘учение старейшин’.
Важно отметить, что термин «хинаяна» был введён последователями махаяны и может нести уничижительный оттенок (‘малая/низшая колесница’). Сами последователи этого направления называют своё учение тхеравадой. Сегодня тхеравада — доминирующая форма буддизма в таких странах, как Шри-Ланка, Таиланд, Камбоджа, Лаос и Мьянма.
Цель и идеал: архат и достижение нирваны
Последователи хинаяны воспринимают путь Будды как руководство к действию: отречься от мирского, отсечь привязанности и «загрязнения» ума (клеши), чтобы стать просветлённым существом — архатом. Конечная цель — покинуть этот мир, погрузившись в нирвану — состояние полного покоя за пределами цикла рождений и смертей (сансары). Ключевое воззрение Хинаяны заключается в том, что Будда Шакьямуни был исторической личностью, учителем, который, достигнув пробуждения, полностью ушёл в нирвану и перестал существовать в нашей реальности.
Махаяна: великая колесница
Традиция махаяны возникла на севере Индии и распространилась преимущественно в Китае, Тибете, Корее и Японии. Она переосмыслила положения хинаяны о мироустройстве и духовном пути, раскрыв смысл учения Будды с новой, более глубокой стороны.
Новое понимание природы Будды и сутр
Основой махаяны, как и хинаяны, служат сутры. Однако в махаяне они понимаются не только как учения исторического Будды Шакьямуни, но и как откровения вневременной, всеобъемлющей природы Будды — метафизической реальности, запредельной для обыденного человеческого ума. Согласно махаяне, Будда — это не просто человек, достигший просветления, а изначальный аспект реальности, источник всего сущего. Поэтому он не может «покинуть» сансару. Он пребывает в ней, в том числе внутри каждого из нас. Эта концепция получила название теории Татхагатагарбхи — ‘зародыша Будды’ как изначальной природы всех живых существ.
Об этом говорится в «Татхагатагарбха-сутре»:
А также, сыновья хорошей семьи, [он] понимает, что внутри живых существ, утопающих в осквернениях, сидит множество Татхагат со скрещёнными ногами и неподвижных, одарённых, как и я, знанием и видением. И понимает, что нутро тех [существ], осквернённое нечистотой, — истинная природа Татхагаты (татхагатадхармата), недвижимая и неколебимая любыми состояниями бытия, и затем говорит: «Все эти Татхагаты подобны мне!»
Татхагатагарбха-сутра
Цель и идеал: бодхисаттва и благо всех существ
Сутры махаяны указывают, что идея нирваны как личного освобождения — это лишь уловка на пути, а стремление к ней может стать формой эгоизма. Ведь, уходя в нирвану, практик оставляет в сансаре бесчисленное множество существ, продолжающих страдать в неведении. Идеалом махаяны становится бодхисаттва — тот, кто породил в себе бодхичитту (санскр. बोधिचित्त, bodhicitta) — ‘сознание пробуждения’. Это намерение достичь состояния Будды не для себя, а для того, чтобы принести максимальное благо всем живым существам. Отказавшись от цепляния за собственное «я», практик махаяны направляет свой взор на помощь другим. В махаяне природа действия определяется не формой, а мотивацией. Поступок, который внешне может выглядеть странно или даже жестоко, но совершён с чистым сострадательным намерением, считается благим.
Ваджраяна: Алмазная колесница
Ваджраяна, или тантрический буддизм, является ветвью махаяны и разделяет её основную цель — достижение состояния Будды для блага всех. Однако она предлагает более быстрые и мощные, но вместе с тем и более опасные методы для обнаружения этого изначального состояния. Основой практик здесь служат тантры — учения, которые, согласно традиции, были переданы великим учителем Падмасамбхавой и другими махасиддхами.
Путь преобразования: работа с аффектами
Хинаяну и махаяну называют путём отречения. В его рамках практик отказывается от неблагих действий, чтобы очистить ум и обнаружить свою изначально просветлённую природу. Ваджраяна же — это путь преобразования. Омрачения, привязанности и страсти (клеши), которые в сутре предписано отсекать, здесь используются как топливо для духовной практики. Как отмечает учёный-религиовед Евгений Торчинов:
Ваджраяна утверждает, что главное преимущество такого метода — его чрезвычайная эффективность, «мгновенность», позволяющая человеку стать Буддой в течение одной жизни. Вместе с тем наставники ваджраяны всегда подчёркивали, что этот путь является и самым опасным. Ваджраяна взаимодействует с тёмными пучинами бессознательного, используя его безумные сюрреалистические образы и архетипы для быстрого выкорчёвывания самих корней аффектов: страстей, влечений — всего того, что могло и не осознаваться практиком, «атакуя» его сознание изнутри.
Символизм и методы ваджраяны
В основе претворения страстей в мудрость лежит идея о том, что природа Будды присутствует в любом, даже самом низменном психическом акте. Поэтому ваджраяну можно назвать путём, выходящим за пределы понятий «чистого» и «нечистого». Распространённое на Западе понимание тантры как набора сексуальных практик является поверхностным. В ваджраяне союз мужского и женского начал (изображаемый как пара божеств, яб-юм) — это глубокий символ недвойственности реальности. Мужское начало, или упая (санскр. उपाय, upāya), символизирует искусные методы и сострадание. Женское, или праджня (санскр. प्रज्ञा, prajñā), — мудрость, постигающую пустоту. Их союз порождает пробуждение.
Основные практики ваджраяны задействуют три аспекта человеческого существа:
- Тело: выполнение простираний, принятие определённых поз (асан).
- Речь: начитывание мантр. Этому уделяется такое значение, что ваджраяну иногда называют мантраяной — ‘колесницей мантр’.
- Ум: практики визуализации божеств и созерцания мандал.
Центральное место в ваджраяне занимает трансформация пяти основных ядов ума (клеш) в пять видов изначальной мудрости. Например, гнев преобразуется в зерцалоподобную мудрость, страсть — в различающую мудрость, а неведение — в мудрость дхармадхату (пространства реальности). Для такой сложной работы необходим опытный наставник — гуру, который подбирает для ученика индивидуальную практику и даёт необходимые посвящения.
Сравнительный анализ трёх колесниц
Для наглядности основные различия между тремя янами можно представить в виде таблицы.
| Аспект | Хинаяна (тхеравада) | Махаяна | Ваджраяна |
|---|---|---|---|
| Цель | Личное освобождение, достижение нирваны. | Достижение состояния Будды для блага всех существ. | Достижение состояния Будды для блага всех существ в течение одной жизни. |
| Идеал | Архат — святой, достигший нирваны для себя. | Бодхисаттва — тот, кто стремится к пробуждению ради других. | Махасиддха — великий мастер, реализовавший учение. |
| Основной метод | Путь отречения: отказ от привязанностей и омрачений. | Путь отречения и накопления заслуг, развитие сострадания (бодхичитты). | Путь преобразования: использование энергии страстей для достижения пробуждения. |
| Священные тексты | «Трипитака» (палийский канон). | Сутры махаяны («Лотосовая сутра», «Сутра сердца» и др.). | Тантры. |
Духовное эго и Срединный путь
Прежде чем приступать к сложным практикам ваджраяны, необходимо заложить прочный фундамент, изучив основы хинаяны и махаяны. Когда начинающий практик ищет посвящения в высшие тантры, не имея опыта в базовых методах, им часто движет духовное эго — тонкая форма гордыни. Посещая учения буддийских лам и получая передачи различных практик, важно быть честным с собой: есть ли у вас намерение действительно применять полученные знания? Получить передачу и не практиковать — значит создать препятствие для себя и обесценить дар учителя. Лучше быть «пустой чашей», применяющей немногие, но освоенные методы, чем «переполненным сосудом» теоретических знаний без практики. Во всём важна мера — это и есть срединный путь, которому учил Будда.
Заключение: выбор пути к внутреннему истоку
Мы можем прожить жизнь по-разному. Многое из того, что кажется важным сейчас, со временем утратит своё значение. Но есть вечные ценности, которые остаются с нами навсегда. Человек интуитивно чувствует это и ищет дорогу к ним через религии, книги, путешествия и общение. Учение Будды — это древний метод, предлагающий ключ к двери, ведущей к нашей истинной природе. Изначальная суть человека не может прийти извне — это знание уже находится внутри. Сколько бы ни было дорог, какую бы колесницу мы ни выбрали, главное — двигаться вперёд.
Часто задаваемые вопросы (FAQ)
1. Какая колесница лучше?
Ни одна из колесниц не является лучше или хуже другой. Это разные наборы методов, предназначенные для людей с разным темпераментом и уровнем духовной подготовки. Будда давал различные учения, понимая, что универсального подхода для всех не существует. Выбор колесницы — это вопрос того, какой путь наиболее эффективно резонирует с конкретным человеком.
2. Нужно ли изучать колесницы в строгой последовательности?
3. В чём ключевое различие между идеалом архата и бодхисаттвы?
Ключевое различие — в мотивации.
- Архат (идеал инаяны) стремится к собственному освобождению от страданий и выходу из цикла перерождений. Его цель — достижение нирваны для себя.
- Бодхисаттва (идеал махаяны) стремится достичь полного пробуждения (стать Буддой) для того, чтобы иметь возможность спасти от страданий всех без исключения живых существ. Его цель альтруистична.
4. Почему ваджраяну считают самым опасным путём?
Ваджраяна работает напрямую с мощными энергиями ума, включая гнев, страсть и неведение, преобразуя их в мудрость. Это подобно работе укротителя ядовитых змей: метод быстрый, но любая ошибка может быть фатальной. Без руководства квалифицированного и аутентичного гуру (учителя) и прочного фундамента в виде этики и сострадания, эти практики могут привести не к пробуждению, а к усилению эго, психологическим расстройствам и накоплению негативной кармы.
5. Я новичок в буддизме. С чего мне начать?
Лучший старт для новичка — это изучение базовых основ, общих для всех школ:
- Четыре благородные истины: понимание природы страдания и пути к его прекращению.
- Восьмеричный путь: практическое руководство по этичному поведению, умственной дисциплине и развитию мудрости.
- Базовая медитация: например, сосредоточение на дыхании (анапанасати), чтобы успокоить ум.
Прежде чем выбирать конкретную школу, полезно почитать книги разных традиций, посетить лекции и найти сообщество или учителя, чей подход вам покажется ясным и заслуживающим доверия.
Список литературы
- Кристалл и путь света: сутра, тантра и Дзогчен / Намкай Норбу Ринпоче ; пер. с англ. Ф. Маликовой. — Санкт-Петербург : Сангьелинг, 1998. — 213 с.
- Татхагатагарбха-сутра // OUM.RU : [сайт]. — URL: https://www.oum.ru/literature/buddizm/Tathagatagarbha-sutra/ (дата обращения: 20.08.2024). — Текст : электронный.
- Торчинов Е. А. Введение в буддологию: курс лекций. — Санкт-Петербург : Санкт-Петербургское философское общество, 2000. — 304 с.
Когда приезжают буддийские Ламы с лекциями, учениями и всевозможными передачами практик – надо быть честным перед собой – намерен ли ты действительно применять в жизнь те знания, что получишь на таком мероприятии. Если человек получает «передачу» и не практикует – он создает «препятствие». Поэтому лучше быть более пустой и легкой чашей применяющей переданные уже методы, чем переполненным...

