Измени себя — изменится Мир вокруг
Логотип клуба OUM.RU

Досточтимая Тубтен Чодрон. Значимость групповой практики

Досточтимая Тубтен Чодрон. Значимость групповой практики
Досточтимая Тубтен Чодрон. Значимость групповой практики

Слова «Понимая странную природу этих времен, большинство будд ушли в блаженство нирваны» означают, что мы живем во времена упадка, когда у живых существ нет больших накоплений благого потенциала, или заслуги. Когда живые существа не практикуют, когда у них недостаточно благого потенциала, у будд нет причин оставаться в этом мире, потому что они мало что могут предпринять, чтобы направлять нас на пути. Наша заслуга привлекает будд; благодаря ней появляются учителя. Однако, если мы невосприимчивы, для получения духовного руководства нет причинной энергии.

Существование Дхармы зависит нашего благого потенциала, зависит от нашей практики. Присутствие учителей, будд, бодхисаттв и друзей по Дхарме в нашей жизни зависит от нашего благого потенциала - на самом деле, не только нашего, но и всеобщего. У нас, одного человека, обычно недостаточно благого потенциала, чтобы привлечь много учителей, поэтому мы собираемся с группой живых существ и вместе практикуем. Тогда накопленный нами благой потенциал привлекает учителей. Это одна из задач, ради которых существуют Дхарма-центры. Как часто нам удается получить личные наставления от учителя? Не слишком часто. Но если мы практикуем вместе с другими людьми, благодаря накопленному нами благому потенциалу учителя могут приехать туда, где мы живем. Благодаря силе искренней практики нескольких людей учителя приезжают в Дхарма-центры. Именно поэтому важно, чтобы люди совместно практиковали, практиковали в группах. У меня недостаточно заслуги, чтобы Его Святейшество Далай-лама учил меня лично, но совместная заслуга 7 тысяч человек создает достаточную причинную энергию, чтобы он мог даровать учения.

Будучи так называемым «учителем», я заметила, что давать учения в тех местах, где есть центры, в которых люди совместно практикуют - совсем не то же самое, что учить в местах, где центра нет, и кто-то просто организовал открытые учения, на которых собрались люди, которые вместе не практикуют. Учения, которые я спонтанно передаю в этих двух ситуациях, сильно различаются.

Некоторые люди посещают Дхарма-центр только тогда, когда в нем присутствует учитель. Они думают: «Учителя сейчас нет, так что практиковать с группой мне не нужно. Зачем ехать в центр? Лучше останусь дома и попрактикую». Размышляя таким образом, мы обычно остаемся дома и не практикуем. Мы, возможно, собираемся заняться практикой, и вдруг звонит телефон; или думаем: «Раз уж у меня есть свободное время, я сделаю дома что-то, что давно откладывал» или «Прочту-ка я роман, который всегда хотел прочесть». Оставшись дома, мы каким-то образом умудряемся так и не приступить к практике.

Однако когда мы предпринимаем усилия, чтобы добраться до центра и практиковать с другими людьми, то неизбежно некую практику выполняем. Другие люди также пришли практиковать, поэтому мы не просто общаемся, теряя время. Мы практикуем, а после занятия довольны собой. Мы создаем благие связи с другими людьми - групповую благую карму. Именно поэтому стоит собираться группой и посещать центр независимо от того, есть ли в нем в данный момент учитель.

В этом контексте приводится пример: пол можно пытаться подмести одним прутиком или целой метлой. Прутик - это благой потенциал, накапливаемый самостоятельной практикой; метла - совместный благой потенциал, который мы зарождаем, практикуя совместно, в группе. Когда мы собираемся с другими людьми, наше сосредоточение в целом лучше, мы не встаем посреди сессии и лучше концентрируемся. В конце практики мы посвящаем не только свой собственный благой потенциал, но и благой потенциал всех остальных участников. Занимаясь групповой практикой, мы ощущаем, насколько она мощна.

Это не означает, что все должны практиковать в группе или что практиковать нужно только в группе. Все люди разные; некоторые замечают, что лучше сосредотачиваются, когда практикуют самостоятельно. Однако большинству людей поддержка группы помогает добраться до подушки для медитации, а затем и сосредоточиться, сидя на ней.

Наша практика - на подушке и в повседневной жизни - создает причины для существования в этом мире Дхармы, для явления будд, для дарования учений духовными учителями. Если мы не ценим возможность создавать благой потенциал, практикуя ту Дхарму, которой нас обучили, множество будд уйдут в блаженство нирваны; другими словами, их проявления вновь растворятся в блаженстве-пустотности.

Из комментария досточтимой Тубтен Чодрон на «Песнь устремления к Таре» (опубликован в книге “Как освободить свой ум: Тара-освободительница”).