Ученики Будды. Шарипутра

Ученики Будды. Шарипутра

Очень часто можно увидеть изображение Будды Шакьямуни, рядом с которым стоят два монаха в оранжевых одеяниях. В руках они держат чаши для подаяния и посохи. Монахи располагаются по правую и левую сторону от лотосового трона Учителя. Это два главных ученика Будды – Архаты Шарипутра и Маха Маудгальяяна. Они занимают именно те позиции, которые имели в жизни Учителя – правой рукой был Шарипутра, левой – Маудгальяяна. Будда говорил о них: «О монахи, следуйте за Шарипутрой и Маудгальяяной; общайтесь с Шарипутрой и Маудгальяяной. Мудрые монахи помогают тем, кто стремится к святости».

Шарипутра как ученик Будды

Шарипутра, Сарипутта, Шарипу, «Знаменосец Дхармы», Военачальник воинства Дхармы, Упатисса, Shelizi – один из двух главных учеников Будды Шакьямуни. «И меж учеников неисчислимых один великой славой окружён был. Он назывался Шарипутра», – так повествуется о нём в трактате «Буддачарита. Жизнь Будды».

Имя «Śāriputra»  с санскрита переводится как  «сын Шари». Согласно «Комментарию на Сутру Сердца Совершенной мудрости»: «"Шари" – это на санскрите, и значит "белая цапля". Глаза этой птицы очень ясны и глубоки. Глаза его матери были такими. И это было взято за [основу] его имени. Этот достопочтенный был сыном ["путра"] "белой цапли". Поэтому и говорится "сын Шари" – [Шарипутра]. Среди учеников Будды, он отличался глубокой мудростью». 

Шарипутра  считается Высшим в Мудрости среди учеников Будды Шакьямуни. Он прославился многочисленными вопросами о природе вещей и пустоте, которые задавал Учителю во время его бесед. Именно он вдохновил Будду преподать Праджняпарамиту – Учение о Совершенной мудрости. Праджняпарамита стала одной из главных концепций в буддизме Махаяны и описывает доктрину дхарм, пустотности, реальности и пути боддхисаттв. 

Жизнь Шарипутры была тесно переплетена с жизнью Будды. Он служит примером великого служения Учителю. Шарипутра был человеком уникального терпения и стойкости, глубокого интеллекта и мудрости,  при этом отличался скромностью, добротой и честностью в мыслях, словах и поступках. Считается, что даже среди Архатов, освобожденных ото всех омрачений, страстей и заблуждений, он особенно выделялся – «сиял, как полная луна в звёздном небе». Впоследствии именно Шарипутра стал красноречиво истолковывать идеи Будды и помогал ученикам понять смысл его наставлений. Так в «Сутре Лотоса» зачастую встречается фраза: «В это время Шарипутра, желая ещё раз разъяснить смысл сказанного, произнес гатхи…». 

Шарипутра многие века вдохновляет последователей Будды на упорную практику Дхармы, поскольку он был человеком, который поднялся до самого высокого духовного уровня и уже при жизни достиг Освобождения.

В Шурангама-сутре говорится: «Затем со своего места поднялся Шарипутра и, склонившись перед Буддой, сказал: "Благословенный господин, в течение многих кальп, многочисленных как пески Ганг, мой ум продолжал существовать в чистоте. Благодаря этому у меня было множество чистых перерождений. Как только мои глаза замечали различие в вечнотекущем процессе изменения, мой ум непосредственно и тотчас же понимал их и благодаря этому я приобрёл совершенную свободу"».

Жизнь Шарипутры до встречи с Буддой

История Шарипутры началась в двух индийских брахманских деревнях – Упатисса и Колита – недалеко от города Раджагриха. Браминка по имени Сари из села Упатисса и браминка Моггалли из деревни Колита родили сыновей. Две семьи были тесно связаны друг с другом и дружили на протяжении семи поколений. Новорожденных мальчиков назвали Упатисса и Колита. 

Когда они выросли, то получили хорошее образование и наследство. Каждый из них был богат, имел сотни слуг, носильщиков и паланкинов. Они могли жить в своё удовольствие, отдыхать, посещать фестивали, развлекаться и легко тратить деньги. Но однажды они пресытились такой роскошью и вседозволенностью. На ежегодном фестивале в Раджагрихе Колита спросил Упатиссу: «Дорогой мой Упатисса, ты не так счастлив и радостен, как был прежде. Что у тебя на уме?»  На что Упатисса ответил: «Дорогой мой, Колита, все эти вещи вокруг не приносят никакой пользы. Они совершенно ничего не стоят! Я должен найти для себя Учение об Освобождении. Но ведь и ты, Колита, тоже недоволен!».  Колита согласился с мыслями друга. Тогда Упатисса предложил другу отречься от мирской жизни, уйти из дома и стать аскетами.

шарипутра, сангха

В это время в Раджагрихе жил со своими учениками аскет Санджая. Упатисса и Колита, а также их тысяча браминов, получили посвящение от Санджаи. Через некоторое время аскет открыл им все свои знания и  поведал суть своего учения. Но Упатиссе и Колите было этого недостаточно: «Если это всё, то безполезно продолжать святую жизнь. Мы ушли из дома, чтобы найти Учение об Освобождении.  С Санджаей мы не сможем его найти. Но Индия огромна, и мы отыщем своего мастера». Они долгое время путешествовали и искали мудрых отшельников и брахманов, которые могли бы ответить на все их вопросы. Но они так и не встретили того, кто не оставил бы в них ни тени сомнения.

Юноши вернулись в Раджагриху и поклялись другу другу, что если один из них найдёт Освобождение от смерти, то он обязательно сообщит другому. Это был братский договор, рождённый из глубокой дружбы между двумя молодыми людьми. Через некоторое время в Раджагриху пришёл Благословенный Будда со своими учениками. Он получил от короля Бимбисары монастырь в Бамбуковой роще, где он и стал проповедовать своё Учение о Дхарме. Среди 60 архатов, которых Будда посвятил в учение о Трёх Драгоценностях, был старейшина Ассаджи. Он был соратником Будды ещё до Просветления и стал одним из первых его учеников. 

Однажды Ассаджи собирал в городе подаяние. Его заметил Упатисса. Он был поражен достойным и безмятежным видом монаха и решил спросить: «Кто благословил тебя? Кто твой Учитель? И чьё учение ты исповедуешь?» Но он не решился подойти к Ассаджи и отвлечь его от сбора милостыни. Когда монах собрался уходить, Упатисса предложил ему воды, чем проявил себя как ученик по отношению к учителю, и задал свой вопрос. Ассаджи рассказал ему: «Существует, о друг, Великий аскет из рода Сакья. Этот Благословенный – мой Учитель, и я исповедую его Дхарму». Упатисса захотел глубже узнать об этом: «Меня зовут Упатисса. Расскажи мне о твоём знании. Будь то много или мало, не говори много слов. Проникнуть в смысл учения – моё единственное желание».

В ответ старец изрёк: «Татхагата проповедует о причине возникновения вещей и об их прекращении. В этом его Учение». Услышав эти слова, Упатисса утвердился в Пути и вошёл в Поток. Он распростерся у ног старца в благодарности, узнал, где искать Учителя и пообещал последовать за сангхой  вместе со своим другом. 

Колита увидел приближающегося к нему Упатиссу:  «Сегодня ты выглядишь иначе. Должно быть, ты нашёл Освобождающее Учение!» И когда Упатисса произнёс другу  слова старца, то Колита также вошёл в Поток и принял Учение. 

Прежде чем отправиться в Бамбуковую рощу, Упатисса и Колита пришли к своему первому наставнику – аскету Санджае – и предложили ему присоединиться к ним: «О Учитель, Будда появился в этом мире и провозгласил Учение. Он проживает здесь со своей общиной монахов, и мы хотим увидеть Мастера». 

Но Санджая подумал: «Они знают так много, что они уже не будут слушать меня», – и отказался: «Вы можете идти, но я не могу. Я сам Учитель. Если бы мне пришлось вернуться к состоянию ученика, то это было бы, как если огромный резервуар для воды превратить  в небольшой кувшин. Я уже не смогу быть учеником». И добавил: «Дураков много, мудрых мало. Если это так, друзья мои, тогда мудрые пойдут к мудрому отшельнику Готаме, а дураки придут ко мне. Вы можете идти, но я не пойду».

После ухода Упатиссы и Колиты произошёл раскол в общине Санджаи, и его монастырь почти опустел. Пятьсот из его учеников присоединились к Упатиссе и Колите, из них двести пятьдесят вернулись снова к Санджае. Оставшиеся двести пятьдесят и два друга прибыли к Бамбуковой роще.

Встреча Шарипутры с Буддой патисса и Колита прибыли в рощу Венувана. «Словно шафрановое море окружало Победоносного: в желтовато-красных одеяниях спокойными рядами с прямыми спинами и устремленными лицами сидели достойные Архаты, другие бхикшу, недавно получившие посвящение. Дальше в белых одеждах восседали упасаки, ученики-миряне. За ними внимал Проповеди пришедший из столицы народ; отчетливо, мерно и гулко раздавалось слово Будды, с многочисленными повторениями сказанного, с пояснениями, нарастающими и удаляющимися раскатами грома отдавалось оно в сердцах внимавших. Подходили новые последователи, самозабвенно кланялись девятирично по многу раз, потом садились на свободные места и замирали.  Победоносный, увидев приближающихся к нему, сказал своим окружающим, что эти двое, подходящие к Нему сейчас, будут первыми и благороднейшими из учеников Его. Оба шрамана получили, таким образом, посвящение от самого Будды».

Вот как описывается эта судьбоносная встреча в трактате «Буддачарита. Жизнь Будды»:

будда, проповедь, шарипутра, встреча

И Будда, их увидя, возвестил:

"Отмечены те двое, что приходят,

Меж верных возноситься будут ярко,

Один своею мудростью лучистой,

Другой же чудотворностью своей".

И гласом Брамы, нежным и глубоким,

"Благословенен ваш приход", - сказал им.

"Здесь тихая и чистая обитель, -

Сказал он, - ученичеству - конец".

Тройной в руках у них явился посох,

Сосуд с водой пред ними появился,

Мгновенно каждый принял постриженье,

Их лик был словом Будды изменен.

Те два вождя и верная их свита,

Принявши завершенный облик Бхикшу,

Простертые, пред Буддою упали

И, вставши, сели около него.

После посвящения Упатисса стал именоваться Сарипуттой, а Колита  - Маха Могалланой. Маугдальяяна отправился жить в  одну из деревень Магадхи – Каллавалу. А Шарипутра оставался рядом с Учителем в Раджагрихе.  Оба юноши достигли Архатства – Маугдальяяна на седьмой день после посвящения, а Шарипутра – через две недели.

Однажды Будда собрал всех своих старейших монахов и объявил, что Шарипутра и Маугдальяяна отныне станут его главными учениками.  Многие монахи были возмущены таким исходом, но Учитель пояснил:

«Я не выказывал предпочтений, а просто дал каждому то, к чему он стремился. Когда Шарипутра и Маудгальяяна много кальп назад, во времена Будды Аномадасси, родились как брахман Сарада и вайшу Сириваддхака, они совершили устремление стать монахами и главными учениками. Поэтому я дал им только то, к чему они устремились, а не сделал это из предпочтений».

Шарипутра и Будда Шакьямуни в прошлых жизнях

Джатаки – собрание историй о прошлых жизнях Будды – повествуют о многочисленных встречах Шарипутры с Буддой. Вот несколько примеров перевоплощений Шарипутры рядом с Учителем:

будда, шарипутра, прошлые жизни

Джатака о бодхисаттве-великомученике. Шарипутра был военачальником, который помог святому подвижнику – Будде.  «Военачальник обтёр кровь с тела бодхисаттвы, перевязал ему ноги, руки, уши и нос, бережно усадил его, поклонился и сел рядом».

Джатака о Бхаддасале. Шарипутра и другие ученики Будды были духами салового дерева, которые вместе с царственным духом Бхаддасалой – Буддой, обучали мудрости царя Кошальского. «Причина тому есть, государь, и она – в моем стремлении к дхарме. Ведь под сенью моего дерева счастливо выросла молодая поросль родичей. Я боюсь сломать их, если дерево срубят сразу под корень – нельзя же губить вместе с собою и других!»

Джатака о Кашьяпе Мохнатом. Шарипутра был советником Сакхья, который в горах беседовал с отшельником Кашьяпой Мохнатым – Буддой. «В городе забили в гонги, собрали народ и всех опросили. Нашёлся один лесной человек, который знал это – его взяли в проводники. Сахья с большой свитой добрался до отшельника, поклонился ему, сел подле него и изложил поручение царя».

Джатака о лжеучении и бодхисаттве Нараде. Шарипутра был советником Виджаей, который порекомендовал царю пообщаться  с Великим Брахманом Нарадой - Буддой. «Услады, государь, – не новость, Ты их всегда себе доставишь. Нам наслаждения привычны, а радости от них немного. Нам нужен брахман или шраман, наставник и учитель дхармы! Он нас избавит от сомнений и даст благие наставленья».

Джатака о Самваре. Шарипутра был царевичем Упосатхой, которого обучал управлению государством по Дхарме мудрый советник – Будда.  «У Самвары учителем оказался умный и учёный советник, опекавший юношу по-отечески, да и немудрено: ведь это был сам бодхисаттва».

Шарипутра и сангха

Известно, что именно благодаря проповедям  Шарипутры в сангху Будды добавилось множество учеников, впоследствии утвердившихся на Пути к освобождению от сансары. Он был великим лидером и выдающимся духовным наставником. Три его младших брата – Упасена, Ревата, Чунда, три его сестры – Чала, Упачала, Сисупачала, его дядя, племянник и даже собственная мать вступили в монашескую общину и утвердились в Учении Будды. 

Важным моментом, когда Шарипутра проявил верную преданность Будде, стал раскол общины по вине Девадатты. Девадатта потребовал от Учителя отказаться от осёдлости и монашеской жизни. Но Будда отверг все его нападки. В ответ Девадатта ушёл из общины и увёл с собой около 500 монахов. Благодаря  уговорам Шарипутры и Маудгальяяны, удалось вернуть учеников в сангху. 

Среди монахов Шарипутра был тем, кто всегда помогал другим. Когда кто-то собирался покинуть общину, Будда советовал им прежде увидеть Шарипутру  и пообщаться с ним: «Шарипутра, о бхикшу, мудр и является помощников братии». Шарипутра помогал монахам двумя способами – он оказывал им материальную помощь и давал своевременные наставления Дхарме.

Говорят, что всякий раз, когда Шарипутра давал советы, он выказывал безконечное терпение, увещевал и наставлял сотни и тысячи раз до тех пор, пока ученик не утверждался в Учении. Велико число тех, кто после его наставлений, достигал Архатства. В Sacca-vibhanga Sutta приводятся слова Будды: «Шарипутра подобно матери, которая рождает, в то время как Маудгальяна подобен медсестре, которая принимает плод. Шарипутра отправляет Плод в поток, а Маудгальяяна ведёт его к высшей цели».

Отношения Шарипутры и Ананды

Между Шарипутрой и главным помощником Будды – Анандой  была взаимная симпатия, взаимопомощь и дружба.  Известен случай, когда Ананда получил от брамина дорогие одежды, и с разрешения Учителя он в течение десяти дней ждал возвращения Шарипутры и хранил для него этот подарок.  У многих в окружении возникал закономерный вопрос, почему дружили Ананда и Шарипутра? Кто-то говорил, что Ананда чувствовал привязанность к Шарипутре, поскольку сам ещё не достиг Архатства.  Но «привязанность Шарипутры не была одним из мирских привязанностей, а была любовью к добродетели Ананды».

ананда, шарипутра.jpg

Однажды Будда спросил Ананду: «Ты тоже одобряешь Шарипутру?». На что Ананда ответил: «Кто, Учитель, не одобряет Шарипутру? Достопочтенный Шарипутра, великая мудрость, почтенный Шарипутра, широкая, яркая, быстрая, острая, всепроникающая мудрость. Не обладающий желаниями, склонный к уединению, энергичный, удовлетворенный, красноречивый, готовый выслушать и порицать зло». (Devaputta-Samy., Susima Sutta)

Можно найти описание эмоций Ананды в момент смерти Шарипутры: «Когда благородный друг Сарипутта ушел, мир для меня был погружен в темноту». (Theragatha)

Встреча Шарипутры и Вималакирти

Легенда о Вималакирти – первом упасаке, ставшим бодхисатвой, описывается в «Вималакиртинирдеша-сутре». Вималакирти был мирянином, обладающим несравненным умом и мудростью. Он прославился тем, что активно посещал игорные, питейные заведения и бордели и просвещал людей о природе их страстей. Вималакирти повстречался с ближайшими учениками Будды и уличал их в поверхностном толковании Учения о Дхарме.  

Согласно «Вималакиртинирдеша-сутре» Шарипутра был неспособен полностью понять Махаяну, суть которой раскрывает ему Вималакирти, и оказался побежденным в беседе.

«Шарипутра сказал Вималакирти: «Досточтимый Упасака, это не видано прежде; такая маленькая комната может вместить эти большие и высокие троны, которые ничего не загораживают в Вайшали и не являются помехой большим и малым городам и деревням в Джамбудвипе, а также дворцам дэвов и небесных нагов и жилищам призраков и духов».

Вималакирти сказал: «Шарипутра, освобождение, реализованное всеми Буддами и великими Бодхисаттвами, непостижимо. Если Бодхисаттва достигает этого освобождения, он может поместить огромную и обширную Гору Шумеру в горчичное семечко, которое ни увеличится, ни уменьшится в размере, тогда как Шумеру останется той же самой, четыре царя дэвов /махараджи/ и дэвы Тридцати Трёх небес Индры даже не осознают их пребывания в семечке, и только те, кто достиг освобождения, увидят Шумеру в горчичном семечке. Такова непостижимая дверь Дхармы к освобождению».

Уход Шарипутры

Шарипутра ушёл незадолго до Паринирваны Будды. Когда он узнал, что Учитель собирается уходить, то попросил благословения покинуть мир первым. Шарипутра пояснил, что не сможет достойно пережить его уход. Он решил уйти в доме родной матери. Простившись с сангхой и Буддой, он в сопровождении Маудгальяяны и Кунды отправился на родину в Раджагриху, где вошёл в медитацию и покинул тело. Это был день полнолуния месяца Каттика - период с октября по ноябрь. Тело Шарипутры со всеми почестями кремировали в деревне Упасика. Его мощи, одежду и чашу для подаяния передали Ананде, а он принёс их Учителю.

наланда,святые места, ступа шарипутры

Будда, прощаясь с Шарипутрой, взял его мощи в руки и произнес монахам следующие слова:

«Монахи, это реликвии бхикшу, который недавно попросил у меня разрешения о кончине. Тот, кто достиг совершенства на неисчислимые эоны и тысячи кальп. Тот, кто получил место рядом со мной. Тот, кому, кроме меня, не было равного в мудрости на протяжении всей Вселенной. Это был бхикшу великой мудрости, широкой мудрости, светлой мудрости, быстрой мудрости, всепроникающей мудрости. У этого монаха было мало желаний, он был всем доволен, не любил компании, был полон энергии, увещевал своих младших собратьев-монахов, порицал зло. Он ушёл из дому, отказавшись от большого счастья, полученного через его заслуги за пятьсот существований. Тот, кто был терпелив, как земля, и безвреден, как бык, чьи рога были отрезаны. Тот, кто обладал скромным умом, как мальчик-чандал. Таков был Сарипутта. Теперь мы отдаем дань уважения Сарипутте, который скончался» («The Life of Sariputta»)

Наследие Шарипутры 

После того, как Будда ушёл в Паринирвану, его ученики-архаты собрались вместе, чтобы записать Учение. Наставления Шарипутры были собраны в отдельный раздел – Абхидхарму, учение о мироздании и его закономерностях.  Считается, что Будда давал наставления по Абхидхарме Тридцати трём богам Небес. Шарипутра попросил его посвятить в небесные поучения и впоследствие сам проповедовал их ученикам и подопечным. 

Вот небольшой отрывок слов Шарипутры  из «Абхидхармакоши»:

«Чувственные объекты мира не есть желания.

Желание – это страстное влечение человека, [порождённое] воображением.

И хотя чувственные объекты существуют в этом мире,

Владеющие собой отбрасывают влечение к ним».

Святые места и мощи Шарипутры

В индийском поселении Санчи находятся остатки десяти старейших ступ Индии 3 века до н.э. Некоторые из них хорошо сохранились, а некоторые в течение столетий превратились в земляные насыпи.  В 1851 году сэр Александр Каннингем обнаружил в центре одной из ступ святые мощи Шарипутры и Маугдальяяны. Каннингем нашёл каменную плиту, под которой хранились две коробки с надписями «Sariputtasa» и «Маха-Mogalanasa». Внутри шкатулок были фрагменты сандала с погребального костра, драгоценные камни, одна кость Шарипутры и две кости Маугдальяяны.

санчи, ступа шарипутры

Примерно в это же время, вторая часть мощей двух архатов была найдена в Ступе Сатадхара в шести милях от Санчи. Здесь были обнаружены две коробки с подобными надписями «Sariputtasa» и «Маха-Mogalanasa», внутри которых тоже были обнаружены кости архатов. 

Мощи из обеих ступ были вывезены в Англию и помещены в Музей Виктории и Альберта. Священные реликвии хранились там до 1939 года, пока Общество Махабодхи ни обратилось к Британскому правительству с просьбой о возвращении их в Индию. Но только после второй мировой войны, в 1947 году реликвии были переданы представителям Общества Махабодхи и начали своё путешествие обратно в Индию.

Перед тем, как они были доставлены в Индию, реликвии были выставлены на публичное обозрение и возможность паломничества в Шри-Ланке, Бирме, Непале, Ладакхе.

В 1950 году Общество Махабодхи передала часть мощей в Бирму, где они были торжественно заложены внутрь  «World Peace Pagoda», построенной рядом с Рангуне на месте Великого Буддийского Собора. Вторая часть реликвий была передана в Шри-Ланку и заложена в новой ступе Общества Махабодхи. Оставшаяся часть мощей в 1952 году была сохранена в новой ступе Четьягири Вихаре в Санчи.

Анастасия Шмигельская