Единство причин и условий

Единство причин и условий

Однажды царь Милинда спросил бхикшу Нагасену:

— Глаза — это ты? 

Нагасена, смеясь, ответил:

— Нет. 

Царь Милинда настаивал:

— А уши — это ты? А нос — это ты? 

— Нет!

— А язык - это ты? 

— Нет!

— Но твоя личность пребывает в теле?

— Нет, материальное тело обладает лишь кажущимся бытием.

— Наверное, твоя истинная субстанция — разум?

— Тоже нет! 

Милинда разгневался:

— Раз зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, разум  всё это не ты, не является твоей истинной, существующей субстанцией, то где же ты пребываешь?

Бхикшу Нагасена улыбнулся и, в свою очередь, спросил:

— Окно  это дом?

Милинда разозлился, но через силу ответил:
— Нет!

— А двери  это дом? 

— Нет.

— А кирпичи, черепица — это дом? 

— Нет.

— Ну тогда, может быть, колонны и стены - это дом?

— Тоже нет!

Нагасена улыбнулся и сказал:

— Раз окна, двери, кирпичи, черепица, стены и колонны  это всё не дом, так где же пребывает дом?

Тут царь Милинда ощутил пробуждение и осознал единство причин, условий и следствий, понял, что они нераздельны и их нельзя рассматривать по отдельности. Дом становится домом благодаря сочетанию множества причин и условий, человек также становится человеком, когда наблюдается определённое единство причин и условий.