Измени себя — изменится Мир вокруг

Американский нейробиолог исследует "санскритский эффект"

Слушать аудио 0:00 / 07:00
Синтезированная речь

МРТ-сканирование показывает, что запоминание древних мантр увеличивает размер области мозга, которая отвечает за когнитивную функцию, такие как внимание, память, язык, восприятие и другие.

Около ста молодых людей в традиционном дхоти (ткань, обёртываемая определённым образом вокруг ног и бёдер у мужчин) сидят на полу со скрещенными ногами друг напротив друга и о чём-то общаются. По знаку учителя весь зал затихает, начинается мантрочтение. Без каких-либо пауз или неточностей, исключительно по памяти, сидящие с одной стороны зала произносят первую строку мантры, а практикующие напротив них отвечают последующей строкой. Басы и баритоны наполняют зал звучной просодией, каждое слово слышится отчётливо, правые руки чтецов двигаются в унисон, отмечая высоту и тон звука. Создаётся поистине гипнотический эффект: древний звук вибрирует во всём помещении, проникая в тело и ум каждого. Спустя 20 минут они одновременно делают паузу — это была просто демонстрация для меня. Чтение же полной версии наиболее древнего индийского текста на санскрите «Шукла Яджурведа» (Shukla Yajurveda) занимает 6 часов.

Я потратил много лет на изучение санскрита и занятия переводами и оказался под огромным впечатлением от его очевидного влияния на ум и память. В Индии древние методы запоминания текстовой информации практикуются до сих пор: учёные брахманы, или пандиты, должны овладеть различными типами поэтических и прозаических текстов на санскрите. Древняя традиция говорит, что именно заучивание и воспроизведение санскритских слов и фраз, известных как мантры, улучшают аналитические способности и память.

Я на собственном примере убедился, что чем больше я изучал и переводил санскрит, тем лучше я запоминал текстовую информацию. Мои одногруппники и преподаватели часто удивлялись моей уникальной способности воспроизводить текст лекции слово в слово, отвечая у доски. Другие санскритологи также отмечали похожие изменения когнитивной функции. Так я стал задаваться вопросом: действительно ли существует так называемый «санскритский эффект», упоминаемый в древней традиции.

Когда я в 2011 году был принят в докторантуру итальянского университета Тренто по направлению «Когнитивная нейробиология», я, наконец, мог приступить к изучению этого вопроса. Индийские пандиты, изучающие ведические тексты на санскрите, долгие годы должны упражняться для того, чтобы выучить наизусть и воспроизводить без изъянов древние тексты, существующие более 3000 лет и включающие в себя от 40 000 до 100 000 слов. Мы решили выяснить, как такая интенсивная тренировка памяти влияет на физическую структуру мозга. Благодаря организации, поддерживающей партнёрство Индии и Тренто в области продвинутых исследований (ITPAR), нам удалось пригласить в национальный исследовательский центр Индии профессиональных пандитов из различных государственных школ региона Дели. Затем мы применили метод магнитно-резонансной томографии, чтобы сделать снимки различных отделов мозга пандитов и людей из контрольной группы. Причём результаты сравнивали по определённым показателям: возрасту, полу, доминирующей руке, зрению, количеству языков во владении и т. д.

То, что мы обнаружили на снимках МРТ , впечатляло. Большинство областей мозга пандитов были по размеру гораздо больше обычных, причём количество серого вещества в обоих полушариях превышало норму на более чем 10 %, также было отмечено увеличение толщины коры головного мозга. И хотя конкретный клеточный состав серого вещества и размер толщины коры находятся под дальнейшим изучением, такие увеличенные показатели, как правило, напрямую связаны с улучшенной когнитивной функцией мозга.

Наиболее интересное наблюдение, касающееся вербальной памяти, заключается в том, что правый гиппокамп пандитов (область головного мозга, отвечающая за нашу краткосрочную и долгосрочную память) обладает примерно на 75 % большим количеством серого вещества по сравнению с контрольной группой. Наш мозг состоит из двух гиппокампов, левого и правого, без которых мы были бы не способны запоминать какую бы то ни было информацию. Многие функции, связанные с памятью, распределяются между этими двумя отделами равномерно, однако правый больше специализируется на паттернах, например запоминание или воспроизведение звука. Поэтому увеличенное количество серого вещества было обнаружено именно в правом гиппокампе пандитов. Кроме того, у испытуемых было выявлено значительное утолщение коры правой лобной доли, которая связана с произнесением речи и распознаванием голоса.

Наше исследование было лишь первым шагом в области изучения головного мозга профессионально обученных пандитов Индии. И хотя оно, будучи сфокусированным на сравнении структуры мозга испытуемых и контрольной группы, не смогло конкретно обратиться к загадочному «санскритскому эффекту» (для этого необходимо функциональное исследование, сравнивающее запоминание информации на разных языках, для которого мы сейчас ищем средства), мы уже обнаружили нечто особенное касательно интенсивной тренировки вербальной памяти. Не значит ли, что при увеличении количества серого вещества в областях мозга, ответственных за память, люди становятся менее подвержены таким разрушительным патологиям, как болезнь Альцгеймера? Пока мы не можем ответить на этот вопрос, но некоторые врачи Аюрведы (индийской традиционной медицины) считают это возможным. Если так и есть, то увеличивается вероятность, что регулярная тренировка вербальной памяти поможет пожилым людям с предрасположенностью к синдрому Альцгеймера отодвинуть возникновение болезни или даже полностью предотвратить её.

Если всё это окажется правдой, то тренировка должна выполняться по всем канонам. Для этого я однажды запечатлел на камеру, как четверо пожилых пандитов-преподавателей демонстрировали различные скорости чтения священных текстов. Неожиданно все четверо остановились. Я спросил, что случилось. Они сказали, что кто-то из них допустил маленькую ошибку. «Да ничего страшного», — сказал я. «Это для вас ничего страшного», — ответили мне пандиты и принялись заново начитывать текст с самого начала.

Источник: Scientific American blogs.scientificamerican.com/observations/a-neuroscientist-explores-the-sanskrit-effect/

2 января 2018 года, Джеймс Хартцел