Махатма Ганди: «Лев Толстой — самый честный человек своего времени»

Толстой
Писать о великих людях — всегда сложно. И дело даже не в их гениальности, широкой известности, неоспоримом таланте и творческом бессмертии. Причина другая. Лев Николаевич умер 106 лет назад, а перед этим у него была целая жизнь, длинною в 83 года, — поэтому очень сложно понять, какой факт до наших дней дошёл без преувеличений или преуменьшений, а что — выдумки или же факты, но только обросшие легендами и вымыслом…

Конечно, есть то, что писал сам Лев Николаевич, что дошло до нас практически в первозданном виде. И, что важно, через все произведения писателя красной нитью проходит вся его собственная жизнь. Как сказал автор биографии Толстого «Бегство из рая» Павел Басинский: «Он сам по себе — произведение». Ну а говорить о вегетарианстве и не упомянуть «Первую ступень» — было бы совсем не профессионально. Однако пересказывать эту работу Льва Николаевича не хотелось бы, её можно в свободном доступе найти в интернете и прочитать. Там же — множество цитат писателя об отказе от мяса, о нравственной стороне употребления животных в пищу и многом другом. Взгляды Толстого на этот счёт, думаю, предельно ясны. Так же ясно и представление современников о том, каким был Лев Толстой, — человек идеи, глубокий высоконравственный мыслитель, проповедавший ненасилие ко всему живому. Но всегда ли он был таким? И что привело великого писателя к жизни вегетарианца-аскета, полного мыслей о природе человека? На данные вопросы я постаралась ответить в данном материале, основанном на информации из максимально достоверных источников.

Казанский Университет, кутежи и цыгане


Сложно представить, что когда-то кутежи, пьянки с цыганами, поездки в бордель в период обучения в Казанском Университете — были частью жизни молодого графа Льва Толстого. Эти факты очень часто опускаются в биографиях писателя, но они действительно имели место быть. Да и сам Лев Николаевич никогда не отрицал этого образа жизни, о котором упоминал в своих дневниках. Начал, к слову, он их вести, лёжа в Казанской больнице, где лечился от венерического заболевания. И вёл до конца своих дней. Ему самому не нравилась эта жизнь, но из-за гибели матери ещё в раннем детстве, разрозненности семьи, он был предоставлен сам себе. И, видимо, молодому юноше было непросто взять свою жизнь под контроль. Отучившись в университете всего 2 года, он был отчислен. И чтобы не проходить свой курс иностранных языков заново, он перешёл на юридический факультет, но и там не задержался. Затем он решил отправиться в имение, которое получил по наследству, — в Ясную Поляну.

Священный карточный долг


Сложно поверить, но первое, что сделает Лев Толстой, приехав в Ясную Поляну, — проиграет дом в карты соседу. Здание разберут по брёвнам и отвезут в соседнее имение. Затем граф поедет в Москву и Петербург, проигравшись и там, он отправится подальше от должников (может, от кредиторов?) — в армию: к своему старшему брату Николаю на Кавказ, который тогда был уже профессиональным военным. Там Толстой продолжает делать долги, но уже расплачивается за них: ибо это честь дворянина, честь графа, не отдать было нельзя.

Несмотря на то, что Толстой, надев военную форму, вместе с офицерами продолжает кутежи и походы в бордели, на балах и в светском обществе он всегда был тих и отстранён. Одна из дам, познакомившаяся с Толстым в 40-х годах 19 века на балу, ещё до его военной службы, напишет: «Лев Николаевич Толстой на балах был всегда рассеян, танцевал неохотно и вообще имел вид человека, мысли которого далеко от окружающего, и оно его мало занимает. Вследствие этой рассеянности многие барышни находили его даже скучным кавалером…».
Видимо, граф Толстой осознанно делал выбор в пользу худшей жизни, отстраняясь от чего-то великосветского. Может, это был протест?

Созидающая война


Праздная жизнь юнкера Толстого закончилась, когда началась Крымская война. Это поистине переломный момент в жизни будущего писателя. Быть может, именно это событие заставило молодого человека повзрослеть и пересмотреть свою жизнь, кто знает? Толстой был на обороне Севастополя, по окончании которой он не только чудом выжил, но ещё и написал одно из своих первых произведений — рассказ из будущего цикла «Севастопольские рассказы». Тогда мало кто поверил, что это произведение было создано Львом Толстым. Талант только начинает заявлять о себе…

Круговорот жизни


В дальнейшем жизнь писателя закрутилась: литературные общества, путешествие по Европе, открытие детских школ в Ясной Поляне, лечение от депрессии в Башкирии, женитьба на Софье Андреевне Берс, начало семейной жизни и, безусловно, развитие писательского таланта. И хоть Толстой уже тогда был довольно популярным литератором, истинную славу ему принёс роман «Война и мир». Затем вышло в свет произведение «Анна Каренина», в котором Толстой во главу ставит вопросы морали и нравственности. Тот самый Толстой, который не гнушался походами в публичные дома и попойками с товарищами. И это было только начало…

Духовный кризис и вегетарианство


В конце 1870-х годов сам Толстой писал: «Ну, хорошо, у тебя будет 6000 десятин в Самарской губернии — 300 голов лошадей, а потом?», «ну, хорошо, ты будешь славнее Гоголя, Пушкина, Шекспира, Мольера, всех писателей в мире, — ну и что ж!». К тому моменту он был очень богатым человеком с мировой славой. Обретя всё, он понял, что потерял себя. Духовный кризис привёл писателя к поиску веры. Он стал интересоваться религией, православием, однако со временем понял, что Церковь и вера в Бога разобщены, и резко высказывался на этот счёт, как в письмах, так и в своих работах. Окончательно Синод отлучил его от церкви, когда писателю было 74 года. На что Лев Толстой сказал, что именно вера в Бога помогла ему так мыслить и выражать свои мысли вслух.

Затем в жизнь писателя пришло вегетарианство. На мой взгляд, это неразрывно связанно с духовным кризисом и поиском себя. В работе «Первая ступень», которую он написал спустя 14 лет после перехода на новый тип питания, толстой рассказывает, что увидел, как убивают свинью. Это произвело на него колоссальное впечатление. Затем он сознательно решил поехать на скотобойню, где на протяжении почти целого дня наблюдал за тем, как убивают молодых быков. Да, с одной стороны, именно это стало катализатором, но с другой — не вся ли прошлая жизнь с кутежами, пьянками и борделями вылилась в эту острую потребность в духовном? Не это ли стало вдохновением автора для поиска себя? Не это ли, в конечном счёте, привело его к вегетарианству и сделало тем, кем он стал?

Аскетизм


Лев Николаевич не остановился на одном отказе от животной пищи. Он упростил свою жизнь до минимума. Избавился от ненужной мебели, вещей, всегда одевался очень просто и не гнушался ручного труда. Собственно, Константин Левин из «Анны Каренины» — прототип самого писателя — человек дворянского происхождения, который может, засучив рукава, пойти работать вместе с мужиками. Ближе к концу жизни — он также отказался от всего своего имущества и от любых авторских прав на свои произведения, сделав их народным достоянием. Это очень обидело его жену и старших сыновей. На тот момент литературное наследие Толстого было оценено в 10 000 000 золотых рублей, на нынешние деньги — это миллиарды. И по наследству эти права никому не перешли… Сам писатель говорил, что все произведения любого создателя должны быть бесплатными, чтобы каждый мог узнать его мысли…

«Прощай, Ясная Поляна!»


Вся жизнь Льва Толстого: его разгульные годы, переломная война, духовный кризис, принятие вегетарианства, аскетизм и отказ от всего своего литературного наследия — напоминает мне если не жизнь святого человека, то тот путь, который проходят многие великие люди, пришедшие к чему-то более возвышенному, не побоюсь этого слова, — к просветлению. Незадолго до своей смерти Лев Толстой тайно покинул Ясную Поляну, чтобы отправиться в паломничество по монастырям. Однако свои планы он так и не реализовал, умерев от простуды, перешедшей в воспаление лёгких, на станции «Астапово». По некоторым версиям его последние слова были «люблю истину…». Жизнь писателя закончилась тихо и просто, как, наверное, он и хотел.

Махатма Ганди, с которым Толстой состоял в переписке, потом скажет о нём: «Лев Толстой — самый честный человек своего времени, который никогда не пытался скрыть правду, приукрасить её, не страшась ни духовной, ни светской власти, подкрепляя свою проповедь делами и идя на любые жертвы ради истины». И здесь сложно что-то добавить. Да, только честный человек, грешивший в прошлом и способный без страха в своих грехах сознаться, может прийти к душевной гармонии, духовному равновесию, найти и, самое главное, понять себя. Графу Льву Николаевичу это, без сомнения, удалось.

Екатерина Майорова