«Буквы разные писать тонким пёрышком в тетрадь…» — звучит во всем нам известной песне, однако искусство красивого письма, больше похожего на рисунок, давно кануло в Лету. Современный ритм жизни не позволяет слишком заботиться о красоте, главное — передать информацию. Тем более в эпоху IT-технологий искусство красивого письма давно стало каким-то антикварным навыком, вовсе не применимым в повседневной жизни. Поэтому сегодня о каллиграфии современные школьники даже не слышали. И если сравнить стандарт почерка, которому обучали школьников 50-х годов прошлого века, и стандарт почерка, которому обучают школьников с начала 70-х годов, то можно найти между ними кардинальные отличия. И отличия эти не только визуальные.
Каллиграфия — способ тренировки и развития мозга
Мышцы человеческого (да и любого другого) организма устроены так, что их работа основана на периодах напряжения и расслабления. За напряжением всегда следует расслабление, и наоборот. И стандарт почерка, которому обучали школьников в 50-х годах, был построен именно по этому принципу — линия, которая идёт вниз, пишется с нажатием, а линия, которая идёт вверх, пишется с расслаблением. И таким образом мышцы руки совершали естественную для них работу — напрягались и расслаблялись поочерёдно. И, исходя из этого, можно сделать вывод, что стандарт почерка, которому обучали школьников до 50-х годов, был согласован с биомеханикой человека. И развитие мелкой моторики по такому принципу напрямую влияло на развитие структур головного мозга.
На первый взгляд бессмысленное обучение рисованию палочек и крючочков, а затем обучение написанию букв строго по предложенному стандарту напрямую способствовали развитию гармоничной личности как в физическом, так в психологическом и духовном планах.
А что же можно сказать про стандарт почерка, который рекомендован для обучения школьников с 70-х годов и по сей день? В случае с этим стандартом почерка в плане согласованности с биомеханикой человека и развитием мозга получается дело скверное.
Почерк был, так сказать, «упрощён» — из него убрали всё «лишнее». Почерк перестал быть произведением искусства, а стал просто методом передачи информации. Однако это лишь вершина айсберга. Самое главное, что почерк перестал выполнять функцию развития мелкой моторики и, как следствие, развития структур головного мозга.
Нельзя сказать, что сделано это было именно с целью того, чтобы вырастить поколение слабоумных (хотя, объективно говоря, такими людьми проще управлять). Скорее, причина была в том, чтобы оптимизировать как сам процесс обучения письму, так и процесс написания текста. В случае с упрощением стандарта письма оба процесса происходят в разы быстрее.
Также стоит отметить, что со сменой стандарта письма поменялся и инструмент для написания текста. «Тонкое пёрышко», о котором поётся в известной всем песне, сменила шариковая ручка; и это ещё одна перемена, которая пошла явно не на пользу для развития детей в школе.
Потому что в первом случае чернила текут сами, и в сочетании со стандартом письма, основанном на принципе расслабления/напряжения мышц, происходит естественная их работа. А во втором случае — с шариковой ручкой — во-первых, написание текста невозможно без постоянного давления на неё, а во-вторых, сам стандарт письма предусматривает непрерывное напряжение мышц, без расслабления. Таким образом, новый стандарт письма и новый инструмент письма в сочетании друг с другом создают процесс написания букв, который противоречит биомеханике человека. И, как следствие, не позволяет развивать мелкую моторику и структуры головного мозга, или же развивает их негармонично и неполноценно.
К чему же приводит постоянное напряжение мышц при предлагаемом стиле письма и использовании для этого шариковой ручки? Длительное непрерывное напряжение мышц приводит организм в состояние стресса. А что такое состояние стресса? Вспомните себя в таком состоянии — удаётся ли вам здраво рассуждать и принимать рациональные решения? В большинстве случаев нет. Именно это и происходит в случае, когда при нынешнем стиле письма шариковой ручкой мышцы находятся в постоянном непрерывном напряжении; проще говоря, голова перестаёт работать.
Замечали ли вы, что у большинства людей сегодня можно наблюдать хотя бы едва заметное, а порой и очень даже явное дрожание рук? Традиционно всё это списывается то ли на плохую экологию, то ли на напряжённый, полный стрессов, образ жизни и так далее. Однако наиболее вероятной причиной является именно современный стиль письма, который предусматривает постоянное напряжение мышц, приводящее вот именно к такому неврологическому дефекту, как тремор рук. И если сравнить почерк школьника, который только научился полноценно писать, и почерк того же самого человека через 10–15 лет, то в большинстве случаев можно увидеть, что почерк испортился, стал неровным и неразборчивым.
Яркий пример такой деградации вследствие нынешнего стиля письма — почерк врачей. Никогда не думали, почему же он неразборчив настолько, что в народе о нём уже и анекдоты складывают? На самом деле, неразборчивость почерка медработников — вовсе не повод для шуток.
В силу профессиональных особенностей они вынуждены писать много и долго, что приводит к самому настоящему профессиональному дефекту — дрожанию рук вследствие хронического перенапряжения мышц. И, как следствие, почерк становится просто неразборчивым скоплением кривых символов, смысл которого известен разве что самому автору, и то не всегда.
Упрощение почерка — упрощение разума
Каковы же итоги упрощения стиля письма? На первый взгляд весьма позитивные. Обучить школьника более простому стилю письма намного проще, быстрее и банально менее энергозатратно для самого преподавателя. Да и сам стиль письма без излишних завитков и крючков позволяет писать быстро, не тратя время на письменные «реверансы».
Но это лишь поверхностное понимание вопроса. Упрощение письма привело не только к упрощению самого процесса написания текста, но и к «упрощению» разума школьников и, как следствие, к упрощению разума населения. Отсутствие гармоничного развития мелкой моторики приводит к отсутствию полноценного развития многих отделов головного мозга, что приводит к более низкому уровню интеллекта, отсутствию творческих способностей, нестандартного мышления и так далее. И если сравнить школьников 50–60-х годов и современных школьников, то разница между ними просто очевидна. Разумеется, что здесь не всё зависит от стиля письма, поменялось многое — и культура, и общепринятые ценности, и воспитание, и сама система школьного образования в целом. Но именно изменение стиля письма сыграло свою немаловажную роль в дисгармонии развития личности в процессе школьного образования. И на фоне этого такие симптомы, как дрожание рук, просто несущественны.
Ибо «снявши голову, по волосам не плачут». Ну, или в данном случае — по рукам. А в том, что «голова снята» путём упрощения стиля письма, сомневаться не приходится. Даже если не брать во внимание такой важный аспект, как развитие мелкой моторики. Ведь сам по себе тот стиль письма больше напоминал искусство — способствовал развитию творческих способностей и тонких душевных граней личности; чего нельзя сказать про современный стиль письма, больше похожий на буквы, которые выдаёт печатная машинка или компьютер.
Так, заменив творческий стиль письма на стиль печатной машинки, мы и сами постепенно превращаемся из творческих людей с тонкой душевной организацией в печатную машинку. И в этой, с позволения сказать, реформе видна вся суть современной системы образования.
Если советская школа стремилась воспитать человека-творца, человека-созидателя, который призван в первую очередь заботиться о благе общества и этому посвятить всю свою жизнь, то современная школа стремится вырастить человека-потребителя, которому кроме накопления материальных благ и потребления товаров и услуг ничего не интересно. А такому человеку и правда не нужно развивать ни мелкую моторику, ни структуры головного мозга, отвечающие за творчество и духовно-нравственные качества. И изменение стиля письма на более упрощённый упростило не только сам стиль письма, но и тех, кого этому стилю письма обучают. Последствия этого видны уже сейчас.