Измени себя — изменится Мир вокруг
Логотип клуба OUM.RU

Русские ученые в поисках методов развития сознания человека

Русские ученые в поисках методов развития сознания человека
Русские ученые в поисках методов развития сознания человека

Что есть человеческое сознание

Что именно осознаёт человек, что происходит в глубинах его психической и умственной деятельности? Чем определяется развитие человеческого существования в эпоху научно-технического прогресса?

Сознание — высшая форма отражения свойств окружающего мира, формирование у человека внутренней модели внешнего мира. Это явление проявляется в единстве всех психических процессов, состояний и свойств человека как личности.

Развитие сознания позволяет человеку взять под контроль всю свою жизнь и обрести реальную свободу выбора. Оно является ключом к самоосознанию, развитию и самосовершенствованию, ясному, гармоничному мироощущению и эффективной деятельности.

Тема природы сознания — одна из самых главных в истории человечества. Она важна как для понимания самих себя, так и для поиска способов облегчения страдания и разрешения общечеловеческих проблем. Российские учёные заинтересованы в её решении уже на протяжении нескольких веков.

В области исследования развития человеческого сознания трудились многие русские учёные: И. М. Сеченов, В. М. Бехтерев, Н. Е. Введенский, А. А. Ухтомский, В. Ю. Чаговец, А. В. Леонтович, Б. Б. Кажинский, Л. Л. Васильев и другие. Наблюдения, опыты, эксперименты их научных изысканий легли в основу научных трудов, ознакомившись с которыми, мы можем сегодня изучать феномен человеческого сознания для дальнейшего развития и совершенствования.

Бехтерев В. М. (20.01.1857–24.12.1927) — выдающийся психиатр и невропатолог.

В 1907 году основал в Санкт-Петербурге психоневрологический институт — первый в мире научный центр по комплексному изучению человека и научной разработке психологии, психиатрии, неврологии и других «человековедческих» дисциплин, организованный как исследовательское и высшее учебное заведение, ныне носящее имя В. М. Бехтерева.

Научная многогранность и разносторонность сочетались у Бехтерева с высочайшей научно-организационной и общественной активностью. Бехтерев был организатором ряда крупных учреждений и обществ, ответственным редактором многих журналов, один из которых — «Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии».

Бехтерев одним из первых русских психиатров стал использовать в лечении душевных болезней гипноз, доказав на практике его эффективность. Он справедливо утверждал, что гипноз, внушение и психотерапия применимы не только при функциональных заболеваниях нервной системы, как истерия и различные психоневрозы, но также могут быть показаны при органических заболеваниях нервной системы.

«Секрет целительного внушения, — писал В. М. Бехтерев, — был известен многим лицам из простого народа, в среде которого он передавался из уст в уста в течение веков под видом знахарства, колдовства, заговоров и т. д. Наряду с внушением нередко действует и самовнушение, когда человек и сам уверует в чудодейственную силу какого-либо средства.» (В. М. Бехтерев, «Внушение и чудесные исцеления», «Вестник знания», 1925, N 5, стр. 327).

Владимир Михайлович объяснил тайну иллюзий и галлюцинаций, загадки целительства знахарей и колдунов, природу ясновидения и разнообразных предсказаний. Показал, как работает внушение на отдельного человека или на целые народы, как путём пробуждения в людях слепой абсолютной веры возможно тотальное управление народными массами и приведение этих масс к тем или иным действиям.

«Таким образом, для внушения в сущности не нужно сна, не нужно даже никакого подчинения воли внушаемого лица, всё может оставаться как обыкновенно, и тем не менее внушение, входящее в психическую сферу помимо личного сознания или так называемого «я», при отсутствии психического сопротивления со стороны внушаемого субъекта, действует с непреодолимою силою на последнего, подчиняя его внушённой идее.» (В. М. Бехтерев, «Феномены мозга», М., 2014)

Бехтерев также занимался изучением вопросов смерти и бессмертия. «Ведь если бы наша умственная или духовная жизнь кончалась вместе с тем, как велением рока обрывается биение сердца, если бы мы превращались вместе со смертью в ничто, в безжизненную материю, подлежащую разложению и дальнейшим превращениям, то спрашивается, чего стоила бы сама жизнь? Ибо, если жизнь кончается ничем в смысле духовном, кто может ценить эту жизнь со всеми её волнениями и тревогами?»(В. М. Бехтерев, «Феномены Мозга», М., 2014)

Он был глубоко уверен в бессмертии человеческой души и объяснял это с позиции науки. Учёный раскрывал секрет бессмертия через исследование явления перехода материи в энергию. Ссылаясь на научное обоснование природы атомов, разлагающихся на электроны, которые представляют собой не что иное, как центры энергии, Бехтерев сделал вывод о том, что энергия при определённых условиях даёт начало веществу — материи, которая также может быть разложена на ряд физических энергий. Устанавливая связь между нервно-психической и так называемыми физическими энергиями, учёный говорит о переходе одной в другие и обратно, призывая признать, что все явления мира, включая и внутренние процессы живых существ, являются одной мировой энергией, в которой содержатся все известные нам физические энергии, в том числе и проявления человеческого духа.

«В окончательном выводе энергия должна быть признана единой сущностью во Вселенной, причём все вообще превращения материи или вещества и все вообще формы движения, не исключая и движения нервного тока, представляют собой не что иное, как проявление мировой энергии, непознаваемой в своей сущности, но являющейся первоосновой известных нам физических энергий, являющихся также лишь определённой формой проявления мировой энергии, т. е. проявления её при определённых условиях окружающей среды…» (В. М. Бехтерев, «Феномены мозга», М., 2014).

Научные труды В. М. Бехтерева легли в основу дальнейших исследований в сфере развития человеческого сознания многих русских учёных.

Леонид Леонидович Васильев (12 апреля 1891 — 8 февраля 1966) — российский психофизиолог, член-корреспондент АМН СССР. Работал над концепцией парабиоза, предложенной его учителем Н. Е. Введенским, на кафедре физиологии Санкт-Петербургского университета.

Принимал участие в изучении различных паранормальных явлений во Франции и Германии. Проводил эксперименты в области телепатии и её психофизиологических механизмов. Опубликовал ряд книг на тему человеческой психики. Например, в книге «Таинственные явления человеческой психики» Л. Л. Васильев изучает природу сна и сновидений, исследует феномен мысленного внушения, гипноза, а также касается понятия смерти.

В результате проведения множества научных экспериментов Л. Л. Васильев подтверждает, что внушением можно вызвать у загипнотизированного различные изменения черт характера и поведения личности. Человеку удаётся во время сеанса внушить, что он вовсе не скромный Иван Иванович, а такой-то исторический деятель, и этот человек начнёт всем своим поведением подражать этому знаменитому человеку с поразительным реализмом. Автор описывает случаи, когда во время гипнотического сеанса скромный, молчаливый человек становится раздражительным, беспокойным, болтливым. Он ничего не помнит о своей жизни, но зато легко вспоминает всё то, что с ним происходило во время предшествовавших сеансов или что он видел в своих ночных сновидениях.

Внушение сытости вызывает увеличение числа лейкоцитов в крови, так называемый пищеварительный лейкоцитоз, обычно наблюдаемый после действительного принятия пищи. Внушённое чувство голода, как и действительное голодание, напротив, приводит к уменьшению содержания лейкоцитов в крови. Внушённое ощущение холода вызывает побледнение кожи, дрожь, причём дыхательный газообмен, то есть количество поглощаемого кислорода и выделяемой углекислоты, как и при действительном охлаждении, значительно повышается (на 30 % и больше).

Васильев поясняет, что все эти невероятные, на первый взгляд, опыты возможны потому, что каждый внутренний орган, каждый кровеносный сосуд, каждый участок кожного покрова связан нервными проводниками через спинной мозг и подкорку с «органом психики» — корой полушарий головного мозга. Благодаря этому протекающие в коре определённые физиологические процессы, лежащие в основе тех или иных психических состояний, при некоторых условиях могут вмешиваться в отправления разных органов, внося в их деятельность те или другие изменения. По-видимому, такое вмешательство происходит по типу образования условных рефлексов.

Предметом исследований учёного становится также явление самогипноза. Он приводит примеры среди рассказов путешественников-европейцев и писателей-индусов о том, что индусские йоги, применяя известные им приёмы самогипноза и задержки дыхания, могут по собственному желанию приводить себя в состояние глубочайшего и продолжительного сна, сходного с летаргией или каталепсией.

Любопытным может показаться отрывок из книги «Гипнотизм» Л. Левенфельда, где присутствует перевод с санскритского языка одной древнеиндийской рукописи, которая трактует об упражнениях, при помощи которых йоги вызывали продолжительный сон. «Упражнения состоят главным образом в том, что человек постепенно увеличивает период задержки дыхания, что в конце концов влечёт за собой временное прекращение деятельности сознания. Одновременно йог принимает удобное положение и с опущенной головой, полуоткрытыми глазами "направляет свой взор в одно место между бровями", закрывает (или ему закрывают) нос, рот и уши и "напряжённо прислушивается к внутреннему голосу", который напоминает то звон колокола, то шум раковины, звук трубы или жужжание пчелы. Все эти приёмы якобы и приводят к глубочайшему самогипнозу, похожему на летаргию — "кажущуюся смерть истеричных больных".» (Л. Л. Васильев, «Тайные явления человеческой психики», М., 1963)

Л. Л. Васильев говорит о научном подходе к «чтению мыслей», который подтверждается рядом проведённых опытов выдающимися учёными (например, В. М. Бехтеревым и П. П. Лазаревым). Речь идёт о возможности мысленного внушения, о так называемом мозговом радио. Здесь речь идёт о передаче электромагнитной энергии от одного функционирующего мозга к другому.

Опираясь в своих исследованиях на опыты итальянского профессора Ф. Кацамалли, Васильев сделал следующие выводы: «Человеческий мозг во время усиленной деятельности становится источником метровых, особенно дециметровых и сантиметровых электромагнитных волн. Мозговые радиоволны иногда обнаруживают себя как апериодические, то есть с переменной длиной волны, или имеют подобие затухающих волн. Иногда на короткое время они проявляют себя как незатухающие волны определённой частоты. Мозговые радиоволны, по мнению Кацамалли, могут быть тем физическим агентом, который передаёт мысленное внушение от мозга экспериментатора к мозгу испытуемого» (Л. Л. Васильев, «Таинственные явления человеческой психики», М., 1963).

Ссылается Васильев в своих исследованиях возможностей человеческого сознания на работы одного из крупнейших биологов И. И. Мечникова, который допускал существование ясновидения, считая его у человека атавистическим признаком, перешедшим от животных. «Быть может, некоторые хорошо установленные явления ясновидения можно было бы свести к пробуждению особых ощущений, атрофированных у человека, но присущих животным» (И. И. Мечников, «Этюды оптимизма», М., 1917).

Бернард Бернардович Кажинский (1890–1962) — советский учёный, инженер-электрик, пионер исследований в СССР в области телепатии и биологической радиосвязи, кандидат физико-математических наук.

В своей работе «Биологическая радиосвязь» Кажинский использовал главным образом материалы экспериментальных данных, а также факты, с которыми он непосредственно сталкивался в течение многих лет своей научно-исследовательской работы.

Б. Б. Кажинский начал свои исследования с разработки гипотезы о наличии в центральной нервной системе человека «узлов» или «аппаратов», которые по своему строению и назначению аналогичны известным электрическим устройствам: простейшим генераторам тока, конденсаторам, усилителям, радиопередающим и принимающим контурам и т. д. Эта гипотеза допускала, что процесс мышления человека сопровождается явлениями электромагнитного характера: излучением электромагнитных волн биологического происхождения, способных передаваться и воздействовать на расстоянии.

С целью проверки правильности сделанных из этого открытия выводов автор построил (впервые в практике физиологических исследований) в качестве камеры, блокирующей электромагнитные волны, так называемую «клетку Фарадея», предназначенную для опытов. Эксперименты с этим устройством подтвердили предположения учёного и ещё более укрепили его уверенность в электромагнитной сущности процессов, сопровождающих акт мышления.

В результате исследования структуры органа зрения Кажинский пришёл к выводу, что глаз не только види», но и одновременно излучает в пространство электромагнитные волны определённой частоты, способные на расстоянии воздействовать на человека, на которого устремлён взор. Эти волны могут влиять на его поведение, понуждать к тем или иным поступкам, вызывать в сознании различные эмоции, образы, мысли. Это излучение глазом электромагнитных волн названо биорадиационным лучом зрения.

Примерно в 1933 г. Кажинский рассказал о своих исследованиях и выводах, сделанных из них, Константину Эдуардовичу Циолковскому, который встретил это сообщение с большим энтузиазмом. К. Э. Циолковский отметил, что теория биологической радиосвязи «может привести к распознаванию сокровенных тайн живого микрокосмоса, к решению великой загадки существа мыслящей материи».

Процесс передачи мысленной информации, вне всякого сомнения, связан с материальными процессами в окружающем нас мире. Чтобы постигнуть природу этих процессов и дать им правильное истолкование, изучать данную проблему необходимо как можно шире. Сейчас, когда почти каждый день приносит нам новые поразительные открытия, когда физикам известно огромное количество новых «элементарных» частиц с невыясненной ещё функцией, вполне законно предположить, что к числу неизвестных функций, выполняемых этими частицами, относится и функция передачи мысленной информации.

Фундаментальные научные исследования учёных в сфере развития сознания, позволяют сделать вывод о том, насколько человеческое сознание — сложное, многоплановое, интроспективное явление. Процесс его развития происходит параллельно на разных планах. Исследуя один такой план невозможно представить целостную картину. Но одно можно утверждать точно: развитие человеческого сознания имеет чрезвычайно мощное влияние на развитие как отдельной человеческой жизни, так и всего человечества.

Если каждый человек будет уделять внимание развитию своего собственного сознания, он откроет в себе множество удивительных способностей, которые сильно изменят его жизнь, сделают его свободным, созидающим, независимым. И это подтверждается сегодня многочисленными научными исследованиями.

Любопытно, что знания, которые учёные пытаются получить в результате множественных экспериментов, наблюдений, опытов, давно известны из такой древней системы развития, как йога.

Йога даёт возможности для эффективного развития сознания. Йога объединяет пять основных слоёв нашей сущности, которые должны быть приведены в гармонию друг с другом. Практика подлинной йоги обеспечивает гармонию, развивая все оболочки. Регулярная практика приводит к глубоким трансформирующим процессам, охватывающим всё существование человека, распространяя своё влияние на всё его жизненное пространство.

Йонге Мингьюр Ринпоче, один из известных практикующих тибетских мастеров йоги, говорит о развитии, расширении сознания человека следующее: «…коль скоро вы посвящаете себя развитию осознавания своей природы будды, вы неизбежно начинаете замечать изменения в своём повседневном опыте. То, что вас некогда беспокоило, постепенно теряет способность выводить вас из состояния душевного равновесия. Вы становитесь интуитивно мудрее, более расслабленным и более открытым. Препятствия начинают казаться вам возможностями для дальнейшего роста. Иллюзорное ощущение ограниченности и уязвимости постепенно исчезает, и вы открываете глубоко внутри себя истинное величие своей природы.

И ещё прекраснее, когда вы начинаете видеть свой потенциал, вы также начинаете распознавать его во всех окружающих. Природа будды — это не особое качество, присущее лишь немногим избранным. Подлинный признак осознания своей природы будды — это способность видеть, насколько она в действительности обычна, видеть, что каждое живое существо так же чисто, открыто и сознательно, как вы. Просветлённая природа есть у всех, но не каждый осознаёт её в себе…»

Так, йога помогает не только развивать сознание — она даёт человеку нравственные ориентиры. Постепенно, углубляя своё саморазвитие, человек приходит к пониманию важности служения в жизни. В поиске ответа на глобальный вопрос о смысле жизни, человек старается понять, зачем он пришёл в этот мир, что он должен привнести в него, какие последствия его жизни останутся записаны в истории этого мира. Так приходит понимание о важности альтруизма в отношениях с миром. И это, наверное, высший путь развития человеческого сознания — путь отдавания, служения во благо и развитие этого мира.

И если внутри каждого человека зародится потребность в развитии осознанности, то весь мир изменится и начнёт существовать совершенно по другим законам. Сознание всего человечества шагнёт в своём развитии далеко вперёд. Но для этого каждому нужно обратиться внутрь себя и приложить усилия к развитию собственного сознания и формированию осознанного отношения к жизни.

Автор статьи — Наталья Разумова