Измени себя — изменится Мир вокруг

Телевизор как оружие геноцида

Где ваше внимание, там ваша энергия

Социологи, экономисты, даже политологи, да и просто люди старшего поколения все чаще сетуют на низкие моральные принципы и стремления нынешней молодежи. Высказываются различные версии такого положения вещей: скачок рыночной экономики и, как следствие, доступность любых мирских благ, были бы деньги; стирание границ, информационное перенасыщение (а где-то и пресыщение) благодаря сети интернет и прочее и прочее…

Но давайте попробуем взглянуть на этот вопрос немного с другой стороны, не со стороны глобальных изменений, рыночной экономики и т.п., а изнутри. Изнутри обычной семьи начала девяностых годов двадцатого века.

Тяжелая ситуация в стране в то время заставляла многие семьи буквально выживать, старшее поколение, наши родители все силы вкладывали в труд, стараясь обеспечить семью продуктами и минимально-необходимыми вещами. Ребенок, в этой ситуации был предоставлен зачастую сам себе, а усталые родители, не имевшие сил после трудового дня, нечасто уделяли время воспитанию чада.

Гнетущая обстановка в стране и потребность в некоей отдушине без активных для этого действий, а также привычка, сохранившаяся со времен СССР, определяли наш типичный вечерний «отдых» в то время – просмотр телевизора.

И тогда, именно в те юные годы, нас воспитывал телевизор. Телевизор закладывал базовые ценности – что хорошо, а что плохо. И взрослые и дети отвлекались на яркую иллюзорную реальность телевидения, одни для забытья и имитации отдыха, другие для развлечения и удовлетворения своей потребности во внимании.

Время прошло, привычки остались и вчерашние школьники, привыкшие вечерами включать телевизор, включают его снова.

Но воспитательная функция телевидения, о которой можно говорить разве что применительно к советским фильмам-сказкам и мультфильмам, утрачена, как и культура той страны, которой мы некогда были.

Если рассмотреть любое общество, согласно закону нормального распределения в нем всегда будет 5% процентов самых порядочных, 5% самых непорядочных и 90 процентов обычных людей.

Осознавая роль телевидения как инструмента управления, давайте подумаем, что будет, если мы возьмем из нашего общества 5% самых высоконравственных, воспитанных, умных, смелых, добрых и начнем их постоянно показывать по телевизору в разных передачах. В этом случае 95% остального населения будут смотреть на них, осознанно или подсознательно подражать им, брать пример, и общество в целом будет становиться более высоконравственным, более образованным, более культурным. Это советская модель телевидения.

Если же мы начнем постоянно показывать по телевидению те 5%, которые соответствуют русской пословице «в семье не без урода» и пропагандируют соответствующие стереотипы поведения, то остальная часть общества также осознанно или подсознательно будет брать с них пример, подражать этим индивидам и становиться похожими на них. А значит, общество в целом будет опускаться по шкале нравственности все ниже и ниже. К сожалению, сегодня мы можем назвать эту модель телевидения не только Западной, но и российской.

Стереотип поведения – это определенный образ поведения человека, который формируется исходя из привлекательности тех или иных поступков в обществе. Проще говоря, что в обществе не привлекательно – осмеивается, а что привлекательно – считается нормой.

Что сейчас можно посмотреть по телевизору в прайм-тайм на основных телеканалах страны, придя уставшим с работы?

Что формирует сознание, ценности, поведенческие стереотипы и стремления нынешней молодежи?

Новости с «огоньком», где на пять негативных новостей в качестве заправки подкидывается что-то нейтрально-положительное. «Скандалы, интриги, расследования», повествующие об убийствах, насилии, разбое. «Ток-шоу», от слова talk, представляющие собой бесполезный словесный поток грязи и отвратительных фактов на какую угодно тему и о ком угодно. Сериалы для людей среднего и старшего возраста, четко делящиеся на две темы: бандитско-полицейские саги с криминальной «романтикой» и пустые мелодраматические романы.

Конечно, даже молодежь сейчас понимает, что все вышеперечисленное – «отстой», но что смотрит молодое поколение?

Среди каналов для молодежи легко вычислить флагманский – это канал ТНТ, который является настоящим рассадником современных молодежных стереотипов и деградантских моделей поведения.

Целый букет молодежных сериалов во главе с «лицом» канала, шоу «Дом-2» воспитали и продолжают свою работу над умами целого поколения.

Что пропагандирует своей целевой аудитории этот канал?

«Дом-2» – это легкая слава и беззаботная жизнь. Эдакий «остров Дураков», где чтобы стать известным и подзаработать, не надо много трудиться, учиться, быть талантливым. Надо просто стать участником шоу, и известность и легкая жизнь тебе обеспечены. Принцип жизни напоказ, предполагающий легкую славу и лозунг передачи «построй свою любовь», призывающий к публичности в личной жизни ведет к тому, что попасть на шоу стремятся либо абсолютно наивные и неопытные молодые люди, либо беспринципные, тщеславные и порочные. Из этого контингента продюсерам остается выбрать самых отъявленных представителей, готовых на все ради денег и славы. А на самом шоу участникам остается только дальше деградировать, выставляя напоказ все самое грязное и пошлое.

Чему учит сериал «Универ»?

Относительно сериала «Универ», можно, обобщив, выделить совершенное четкие модели поведения, пропагандируемые их «героями».

Если ты мужчина, стремись к легким деньгам, развлечениям, выпивке, веди эгоистический и разгульный образ жизни, живи сегодняшним днем, относись к женщинам, как к развлечению на один вечер и тогда ты будешь крут. Все будут тебя обожать и стремиться к общению с тобой, твой социальный статус будет высок.

Если ты девушка, твоя задача в том, чтобы найти себе обеспечение в лице мужчины, используя типичные образы, на которые мужчины могут «клюнуть»: быть милой глупенькой дурочкой, хлопающей пустыми глазами или быть роковой стервой, которая готова идти по головам, чтобы заполучить того, кто ей нужен. Женские персонаж чаще характеризуются таким понятием, как локальное мышление, подразумевающим под собой жизнь интригами в локальном коллективе, игнорируя глобальные и общественные проблемы.

Эгоистичный, сиюминутный и меркантильный образ жизни характерен для «положительных» персонажей молодежных сериалов данного канала обоих полов.

Ты умный, интеллигентный, не стремишься к сиюминутным развлечениям и предпочитаешь тихий образ жизни и простые радости? Поздравляем, ты – лох. Ты обречен быть объектом насмешек и всю свою жизнь будешь восприниматься «нормальными пацанами», как неудачник.

Но каким образом можно высмеять совершенно нормальные, объективно-нормальные черты человека? К персонажу прикрепляют гипертрофированные привычки неудачников, что делает образ непривлекательным для аудитории сериала. Благодаря этому приему, высмеивается и делается непривлекательным образ умного человека.

Юмор в данных шоу и сериалах является маской, под которой нам преподносятся и навязываются деградантские стереотипы поведения. Ведь что плохого в том, чтобы посмеяться? Мы привыкли к тому, что юмор это «хорошо», что ко всему в жизни нужно относиться с юмором. Мы совсем не замечаем того, что может быть скрыто в юморе.

Мы не замечаем, как за последние 20 лет изменилось восприятие юмора, что стало доступным для шуток. А, между тем, в юморе не осталось никакой цензуры, шутить и смеяться можно над всем. Но нормально ли это?

И что сейчас нам насаждается через «безобидный» на первый взгляд юмор?

  • Искаженные стереотипы поведения: быть вульгарным, развязным, готовым к жизни на показ – норма.
  • Эгоистический, «мажорный» образ жизни – норма.
  • Меркантильность и зацикленность на деньгах - норма.
  • Образ глупой /«роковой», доступной женщины - норма.
  • Образ гуляки, стремящегося к непостоянным отношениям – норма.
  • Пропаганда пошлости, бесстыдства, алкоголя – норма.
  • Свободные отношения – норма.

Чему учит своих зрителей сериал «Реальные пацаны»?

Для начала отметим, что, по мнению создателей этого сериала, в нем показано, как живут простые люди.

И как же они живут на взгляд продюсеров? Все спят со всеми, женские персонажи показаны, как расчетливые и агрессивные хищницы. Главные герои не обременены ни интеллектом, ни культурой поведения. Кроме большой груди, легкого заработка и случайного секса реальных пацанов мало что интересует, а работа для них – настоящее мучение.

Все шутки в сериале завязаны на 4 темы:

  • секс,
  • алкоголь,
  • деньги,
  • глупость.

В новых сериях снимаются и дети, продолжающие «традиции» реальных пацанов. Дети и подростки фигурируют также и в заставке сериала.

Хоть сериал и позиционируется для аудитории 16+, но стать «реальным пацаном» обычно хотят в подростковом возрасте, т.е. настоящей целевой аудиторией сериала являются школьники.

Создатели сериала утверждают, что показывают нашу реальную жизнь, но они, скорее не показывают, а навязывают подобный образ жизни. Сериал деформирует сознание молодежи и искажает моральные нормы. Думаете, не деформирует?

Но разве в традиционном подходе к жизненным ценностям пропагандируется, насколько «круто» заниматься сексом с кем попало, угонять машины, ругаться матом, не читать книг? Сами актеры сериала говорят, что их персонажи, не смотря на свои пороки, проявляют доброту и отзывчивость, но именно эта положительная стороны и делает подобный образ жизни привлекательным для аудитории, как бы говоря «да, я ругаюсь матом, пью и пр., но я же добрый». Если бы они были злыми закончили свою жизнь в тюрьме, это было бы логично и не вызывало желания подражать этим персонажам.

Вместо этого, явно отрицательных героев нам показывают положительными, тем самым превращая их порочное поведение в норму.

Одна из версий происхождения слова «пацан» от еврейского слова «поц», эквивалентного русскому ругательству из трех букв. По другой версии это слово произошло от украинской аналогии, означающей свинью. К сожалению, герои сериала оправдывают оба варианта этимологии этого слова.

Чему учат сериалы «Физрук» (ТНТ) и «Учителя» (Первый канал)?

Не смотря на то, что сериалы были показаны в разное время и по разным каналам, роднит их очень многое. Прежде всего, оба сериала рассказывают о школе и главные действующие лица – учителя и ученики.

Сериал «Физрук» канала ТНТ, также как и сериал «Учителя» показывает преподавателей распущенными и сексуально-озабоченными, пошлыми и вульгарными. В сериале дискредитируется образ учителя, тема секса настолько раскрыта в сериалах, что образ школы стал тождественен публичному дому.

Как же дела обстоят со школьниками, может быть они заняты учебой? Пропаганда глупости и пошлости. Никакой познавательной или творческой деятельностью школьники в обоих сериалах не занимаются. Понятие учебы в сериалах высмеивается на примере «ботаников», показанных ущербными, да и сами учителя вполне позволяют себе подобные фразы: «Девочки что-то одеты тухло, девочки должны одеваться посексуальней, тогда и пацанам приятней и педагогу».

Вопреки ожиданиям, алкоголь чаще фигурирует в сериале Первого канала - с бутылками герои здесь появляются гораздо чаще, чем в сериале канала ТНТ. Зато канал ТНТ опередил Первый в плане издевательств над русским языком, используя даже в официальном описании сериала блатной жаргон: «Всю свою жизнь я мутил конкретные дела: на разборках базарил, разруливал косяки нереальные, беспредельщиков на место ставил», «Директор – терпила реальный, его завуч во все щели нагибает». К тому же на ТНТ среди главных героев, как всегда, обязательно есть проститутка, стриптизерша, которая учит жизни.

Сюжеты сериала сделаны по одному шаблону, в «Физруке» все вертится вокруг бывшего преступника, волею сценаристов, попавшего в школу. В «Учителях» главный герой – известный телевизионщик, также случайно оказавшийся в школе.

Сериалы официально относятся к категории 16+, но они посвящены жизни школьников, а значит главная целевая аудитория – школьники.

Подведем итог, сериалы «Физрук» и «Учителя» нацелены на дискредитацию образа учителя, разрушение системы образования, пропаганду алкоголя, пропаганду секса и распущенности, деградацию молодежи.

Подобные сериалы можно смотреть и смеяться над ними до тех пор, пока вы верите в миф о том, что несколько сотен профессиональных психологов, сценаристов, операторов работают только для того, чтобы вас развлекать. Когда вы начинаете думать, приходит понимание того, что телевидение формирует реальность и управляет людьми, навязывая образцы поведения и воспитывая подрастающее поколение, то смех и удовольствие от просмотра данной продукции пропадает. Нужна ли вам правда или можно и дальше смеяться над пошлостью и развратом, каждый решает сам. Тем, кто решил верить в миф, продюсеры таких сериалов помогут, придумывая все новые слова, лишь бы не называть вещи своими именами.

Например, по словам одного из них, «Физрук – это инверсированное воспитание, роман, где не взрослые воспитывают детей, а где дети воспитывают взрослых.

Чему учит сериал «Интерны»?

После просмотра сериала, складывается ощущение, что курение, алкоголизм и безнравственность – приемлемые проявления нашей жизни.

В одной из серий сюжет складывается из трех частей: пациент-режиссер ищет актеров для порнофильма, один из врачей уходит в запой, а другой планирует переспать сразу с двумя девушками. То есть, сюжет складывается из двух составляющих – секс и алкоголь.

Сцены, связанные с употребление спиртных напитков, занимают почти четверть 25-минутной серии. Главными героями являются врачи, которые как никто другой должны знать о негативном влиянии алкоголя на жизнь человека. Пропаганда секса, «свободных» отношений и потребительского отношения к женщинам, также активно тиражируемая в сериале – одна из тем юмора в Интернах, что само по себе разрушает стыдливое отношение к интимной сфере, которое присуще нормальному развитию молодых людей.

А ведь сериал нацелен именно на молодежь, чьи установки и нравственные ориентиры легче поддаются форматированию через СМИ.

В итоге: в течение серии длительностью 25 минут, зрителю неоднократно демонстрируются сцены разврата, распущенности, аморального поведения, пьянства, курения. При этом, главные герои фильма представлены положительными персонажами, чье безнравственное поведение преподносится, как социальная норма и предлагается в качестве образца для подражания.

В следующий раз, когда ваш ребенок или близкий человек будет весело смеяться наш шутками из Интернов, задумайтесь, какие ценности в нем воспитывает этот сериал, чему он учит?

Можно оправдывать просмотр подобного материала разными причинами: «Я устал после работы и хочу отвлечься», «У меня плохое настроение, я хочу посмеяться и развлечься» и т.п.

Но при нынешней доступности информации, множестве телепрограмм и фильмов для просмотра, стоит ли выбирать ТАКИЕ?

Стоит ли деградировать лишь потому, что лень приложить усилия для поиска адекватного источника информации или приятного для просмотра и объективного по содержанию материала?

Однозначно, нет.

В этой связи клуб OUM.RU предлагает познакомиться с проектом OUM-TV

Материал составлен Рузанной Гладковой на основе видеороликов проекта "Научи хорошему"