Измени себя — изменится Мир вокруг

Чем заменить ребёнку смартфон: 6 простых способов

XXI век ознаменовал себя как период активного внедрения информационных технологий в пользование среди широкой массы людей. Что это дало нам, обычным потребителям? У нас появилась возможность хранить, накапливать и передавать информацию в максимально удобном формате и режиме.

К слову, из истории мы знаем, что долгое время единственным источником хранения и передачи информации была устная речь, затем различные виды письменности, и только в XVII веке начали разрабатываться различные механические инструменты и средства, которые в конечном итоге привели к созданию современных информационных технологий (ИТ), таких как Интернет, мобильная связь и многое другое. Как следствие, сегодня, имея обычный смартфон и доступ к Интернету, мы можем в кратчайшие сроки обмениваться информацией между людьми, находящимися буквально на противоположных полюсах Земли.

Как правило, в любом позитивном явлении можно столкнуться с негативными последствиями в том числе, не являются исключением и ИТ. Ни для кого не секрет, что информацию можно использовать на благо, а можно и во вред, использование одной и той же информации разными людьми может иметь абсолютно разные последствия для окружающих. Как правило, чем выше уровень самосознания человека, тем более он разборчив в потоках информации, исходящих извне, и её влияние на него наиболее контролируемо самим человеком. Чего нельзя сказать о детях…

Зависимость детей от смартфонов

Как правило, детский возраст — период активных игр, развлечений, но и активного познания окружающего мира. Зная это, можно разумно организовать пользование ИТ, в том числе и смартфонами, в процессе развития ребёнка.

Чем смартфоны вредны детям?

Для начала рассмотрим негативные аспекты влияния смартфонов на детей:

  • Малоподвижный образ жизни. Чтобы поиграть, современным детям не нужно даже из дома выходить, не говоря уж о том, чтобы собраться большой компанией в соседнем дворе или сходить прогуляться в парк, например. Достаточного одного нажатия кнопки.

  • Лишний вес со всеми вытекающими последствиями как следствие предыдущего пункта. Пухлые щёчки и животик хороши для младенцев, а дети дошкольного возраста должны быть преимущественно худыми (не тощими!), чтобы силы организма тратились не на бесконечное переваривание пищи, а на развитие тела и мозга!

  • Раздражительность. Раздражительность появляется от постоянного раздражения нервной системы сильными стимуляторами. Яркие картинки и громкая ритмичная музыка очень быстро приводят к истощению нервной системы ребёнка. А ей нужен отдых не только в ночное время. Что будет, если постоянно слушать громкую музыку?

    Чувствительность к звукам снижается, и человеку придётся со временем ещё больше увеличивать громкость, чтобы хоть что-то услышать. То же самое и с нервной системой: работая постоянно в усиленном режиме (а современные мультфильмы и компьютерные игры на этом и основаны), происходит её истощение и неспособность реагировать на минимальные раздражители.

  • Замкнутость в себе. Если время, проведённое в телефоне, ярче и интереснее, чем в реальной жизни, то приоритеты ребёнка будут смещены в сторону виртуального пространства. И в большинстве случаев так и есть, но зачастую в этом нет вины родителей: они не должны ежедневно устраивать для своего ребёнка праздники и новые развлечения, их обязанность — подготовить ребёнка к самостоятельной взрослой жизни, используя свой собственный пример.

  • Отсутствие интереса к учёбе. Учёба — это скучно и неинтересно. Доля ответственности за это лежит и на плечах преподавателей: не любят свою работу, детей, не хотят заниматься саморазвитием.

    Но есть и негативное влияние современных ИТ. Дети быстро привыкают к ярким, но глупым мультфильмам, играм, где нет места логическому мышлению, и просто к наличию постоянного информационного шума. Но ведь умение пребывать в одиночестве и в тишине — это качества взрослого здорового человека. А как же этому научиться?

  • Обилие деструктивной информации, разрушающей детскую психику.

6 способов, как заменить ребёнку смартфон

Список вреда, которые смартфоны наносят детскому организму, можно продолжать ещё долго. Теперь же постараемся ответить на вопрос:

Как мы можем помочь нашим детям справиться с такими неприятностями и чем мы можем заменить им смартфон.

  1. Не давайте смартфоны маленьким детям. Родители могут постараться отсрочить первое знакомство ребёнка со смартфоном. Когда впервые дать ребёнку в руки телефон? Каждый сам должен ответить на этот вопрос. Если вы сможете отложить это событие до школьного возраста, это будет очень позитивно.

    Практика показывает, что, если в семье один ребёнок, отсрочить такое знакомство несложно, но, когда появляются второй, третий — уже сложнее, так как у ребёнка перед глазами есть пример взаимодействия с телефоном. Как вариант, можно просить старших детей играть в телефоне вне поля зрения младшего ребёнка.

    Альтернатива: яркие книги и развивающие игрушки (выбор на сегодняшний день очень велик), «умные» часы с GPS.

  2. Подавайте собственный пример. Этот принцип работает лучше объяснений и нравоучений. Сколько времени вы проводите в телефоне, не считая рабочих моментов? Играете ли в игры сами? Будет позитивно, если родители для начала решат эту проблему в себе. Странно, когда мама или папа, «сидя» весь вечер в телефоне, запрещают то же самое ребёнку. Ссылаться при этом на свой возраст — не лучший аргумент.

    Альтернатива: введение в повседневную жизнь традиций, например, отключать телефон за час до сна; с утра брать телефон только после выполнения утренних ритуалов: душа, зарядки и завтрака.

  3. Используйте смартфоны в развивающих целях. Если уж и загружать игры в телефон ребёнка, то пусть они будут развивающими. Если речь идёт о планшете, то лучше выбрать такой, который будет предусмотрен для безопасного чтения книг.

    Практика показывает, что чтение с планшета больше увлекает детей, чем чтение с бумажных носителей. Также смартфон можно использовать для того, чтобы сделать рутинную работу более интересной и даже приятной. Например, можно убирать свою комнату, мыть посуду, включив при этом музыку на смартфоне.

    Альтернатива: для маленьких детей подойдут игрушечные компьютеры с развивающими играми, в том числе и с музыкой. Дети постарше могут использовать музыкальную колонку или музыкальный канал на телевизоре.

  4. Найдите совместные увлечения для детей и родителей. Дети «зависают» в смартфонах, потому что энергия бьёт ключом, а девать её некуда. Так займите своего ребёнка! Для начала, как всегда, придётся начать с себя: вспомните, а у вас есть какие-либо увлечения?

    Бываете ли вы вовлечены в какую-либо деятельность так, что забываете обо всём вокруг? Хорошо, когда у ребёнка есть хобби. Творчество — это высшая форма работы сознания, когда человек из потребителя вырастает и становится творцом. По крайней мере, ребёнок может посещать какие-либо секции, желательно несколько. И тогда у ребёнка останется минимум времени на смартфон. Не нужно перегружать ребёнка. Ему тоже нужен отдых. Позитивно, когда у детей и родителей есть общие интересы.

    Альтернатива: кружки, секции, хобби.

  5. Установите регламент пользования мобильным телефоном. Сейчас достаточно много мобильных приложений типа «родительский контроль», которые позволяют родителям дистанционно контролировать время пребывания ребёнка в телефоне и его интересы, связанные с использованием гаджета. Приблизительные функции таких приложений:

    1) вы можете ограничить время пользования телефона ребёнком (например, 2 часа в день), при этом по истечении указанного время функция звонков остаётся активной;

    2) родитель устанавливает ограничение на скачивание игр или программ (например, на загрузки со знаком «16+» устанавливается автоматический запрет;

    3) при скачивании любого приложения ребёнком родителю приходит оповещение на почту;

    4) любая активность ребёнка (в том или ином приложении) отслеживается родителем через собственный телефон дистанционно (например, какое количество времени ребёнок провёл в социальных сетях, играл в игры и др.).

    Альтернатива: Google Family Link, Screen Time, Kids Place и другие программы родительского контроля.

  6. Дружественные отношения между родителями и детьми. В современной погоне за материальным благополучием мы, взрослые, зачастую смещаем свои приоритеты с семьи на работу. И получаем то, что получаем… У каждого своя жизненная ситуация, но то, что могут сделать многие из нас, — это проводить буквально 10–15 мин. со своим ребёнком перед сном.

    Находясь в своей комнате, в своей постели, готовясь ко сну, наедине с родителем дети раскрываются несколько с другой стороны.

    Именно в такие моменты они могут поделиться с вами чем-то сокровенным, важным, волнующим — тем, о чём забыли или не захотели рассказать днём. А ведь многие дети компенсируют отсутствие близких душевных отношений с родителями виртуальным общением посредством смартфонов.

    Если в вашей семье ещё нет такой традиции укладывания ребёнка спать, придётся некоторое время потерпеть нежелание ребёнка открываться перед вами в такие минуты. Но каждое живое существо любит приятное прикосновение и поглаживание, детские массажики и др. И со временем вы станете ближе друг другу.

    Альтернатива: прогулки на свежем воздухе наедине с ребёнком: зимой катание на лыжах, с горок (если позволяет погода, можно ежедневно), летом отдых на реке (по возможности ежедневно) или поход с палатками.

    Сложнее всего в межсезонье. Но и там есть чем заняться: игры с мячом, пускание корабликов в лужах и др. Неплохим вариантом послужат занятия с настольными играми дома.

Как видим, большинство предложенных вариантов требуют внимания и участия со стороны родителей. Не получится хорошего результата, если мы заберём одну игрушку у ребёнка и дадим другую, отстранившись при этом. И как бы сильно, нам, родителям, ни хотелось возложить всю ответственность за воспитание и развитие наших детей на социум, школу, ИТ, неоспоримым остаётся тот факт, что фундамент нравственности и стремление к самообразованию закладывается в сознание ребёнка в его собственной семье.

И в своих искренних устремлениях дать детям только самое лучшее для начала нам, взрослым, придётся отыскать это лучшее в себе.