Роды – тема весьма неоднозначная, обширная и многогранная. Хотя бы потому, что нерожавшая женщина никогда не поймёт женщину, которая родила, выкормила и воспитала хотя бы одного ребёнка. Роды каждой женщины – это каждый раз новая личная история, веха на Пути развития именно этой женщины и именно этой семьи.
Сегодня поколение молодых родителей имеет крайне скудный запас знаний и представлений об этом самом удивительном в мире действе. Несмотря на стремительные достижения в медицине в XX–XXI веках и прогрессивные открытия учёных, тема родов, как это ни странно, у наших бабушек и мам оставалась строго табуированной. Дочерям не рассказывают о том, как свершается это величайшее таинство природы. Если о родах и говорят, то как о неприятном, очень болезненном и долгом процессе. По их словам, роды нужно не прожить, а именно вытерпеть и выстрадать перед встречей со своим малышом. Роды в нашем сознании прочно связаны с болью, а боль всегда несёт в себе страх смерти. Тем не менее в каждых родах (и в первый раз, и во второй, и в последующие) в психологическом и энергетическом смыслах умирает предыдущая личность женщины. А сама женщина рождается как мать нового конкретного ребёнка.
Кроме того, наш эгоизм раздут современным образом жизни до таких размеров, что многие женщины ассоциируют роды исключительно с личным испытанием. Они забывают о том, что рождающийся малыш претерпевает гораздо большие страдания. Благороднейший Мира Будда Шакьямуни не даром видел рождение корнем страданий человека, так как без прихода в этот мир не возникли бы другие страдания – болезнь, старость, смерть.
Екатерина Осоченко, журналист, мама четырёх детей с большим опытом практики хатха-йоги, автор книги «Легко родить легко», пишет: «К счастью, природа предусмотрела механизм, защищающий психику человека от потрясений, и в течение первого (и, как принято считать, неосознанного) периода жизни мы успеваем забыть и месяцы, проведённые в утробе, и ощущения, испытанные в родах. Мало кто из взрослых – в нормальном состоянии сознания – может достоверно вспомнить, что он ощущал, появляясь на свет. Но вполне вероятно, что первый крик новорожденного – это не просто банальная физиологическая реакция на знакомство с воздушной средой. Первый крик вполне может быть криком боли и страдания.
Знаменитый французский акушер Фредерик Лебойе во второй половине прошлого века совершил революцию во взглядах на процесс появления человека на свет. В одной из своих книг он сказал:
Рождаться на свет так же больно, как и давать жизнь. Говоря «рождение – это страдание», Будда имел ввиду не мать, а дитя
Также эгоизм человека с западным типом мышления настолько избалован и изнежен, что смерть воспринимается нами как нечто самое страшное и горестное. Тогда как на Востоке всегда относились к смерти как к естественнейшему и логичнейшему процессу, который следует за рождением. Страх смерти неведом восточному мышлению, потому что там люди знают и понимают законы реинкарнации. Единственное, что пугает их так же, как пугает нас сама мысль о расставании с нашим любимым телом, это расставание со своей душой. Да, они знают, что душу можно и потерять, если не соблюдать духовно-нравственные принципы. Великие воины древности под страхом потери достоинства собственной души шли на смерть. Сегодня же мы под страхом смерти готовы идти на многие подлости и низости, и никто не вспоминает в эти моменты о душе. Всё дело в том, что в нашей культуре отсутствует понимание череды перерождений, воздаяний за содеянное, взаимосвязи нас со всеми живыми существами. Однако наши предки обладали этими знаниями и мудростью. Именно поэтому женщины не боялись рожать по 5–10 детей. Именно поэтому они забывали о собственном дискомфорте в родах и помогали преодолеть страдания рождающемуся ребёнку. Именно поэтому роды проходили не в окружении полчищ врачей, а в семейном кругу.
Что же такое роды? Какие глубинные и мудрые знания об этом естественном физиологическом процессе потеряли мы сегодняшние? Что мы можем сделать, чтобы встреча родителей и ребёнка стала радостью?