Измени себя — изменится Мир вокруг

Герои Махабхараты. Накула и Сахадева

Когда родились сыновья Кунти и Гандхари, Мадри, вторая жена Панду, желая иметь детей, уговорила мужа испросить у Кунти волшебную мантру для неё. Кунти, согласилась, она попросила Мадри направить свои мысли на какое-нибудь божество. Мадри подумала о братьях Ашвинах, небесных лекарях, после чего в должное время родила близнецов, одаренных необычайной красотой и талантами. Их назвали Накулой и Сахадевой. Как только Накула и Сахадева появились на свет, раздался небесный голос, сказавший: «Эти близнецы будут превосходить даже самих Ашвинов в том, что касается их силы и красоты». Панду, отец мальчиков, умер очень рано, став жертвой проклятия. Вскоре, за своим супругом, ушла и их мать Мадри. Потому Кунти, первая жена Панду, заботилась о них как о собственных сыновьях и даже любила мальчиков больше своих детей.

Накула был очень привлекательным юношей и достиг высот в мастерстве владения мечом. Кроме того, он равно хорошо владел луком, булавой и другим оружием. Он прекрасно ездил верхом, владел разными необычными разновидностями оружия, а также, являлся махаратхой - великим воином, способным сражаться со множеством противников. Вместе с Бхимой, Арджуной и Сахадевой Накула захватил в плен Друпаду и отдал его Дроне, в качестве гуру дакшины. Ещё до того, как произошла роковая игра в кости, когда Юдхишхира совершал Раджасуйя яджну, Накула покорил для него всю западную Индию. Он победил правителя Шиби и взял в плен Малву, Саураштру, Каикейю и многих других правителей «варваров». Накула был необычайно предан своей армии и старшим братьям, и всячески о них заботился. Он, вместе со своими братьями и Кауравами, занимался под началом Дроны. Дрона обучил его искусству ухода за лошадьми, и, когда он поступил на службу к царю Вирате, то продемонстрировал своё мастерство.

Сахадева стал мастером боя на мечах под руководством наставника Дроны и был известен как махаратха — один из величайших воинов. Именно это мастерство могло стать Сахадеве главой военной экспедиции в южные царства, где он собирал с царей налоги, с целью обеспечить проведение жертвоприношения Раджасуйи. Сахадева был великим астрологом. Считается, что ему заранее были известны события войны, которым предстояло произойти, однако он был проклят: если бы он посмел открыть эти сведения, то его голова разлетелась бы на куски. Этим объясняется то обстоятельство, что Сахадева, по сравнению со своими братьями, был очень молчалив. Сахадева являлся самым младшим из пяти Пандавов, но одним из мудрейших, среди них.

Все пятеро братьев Пандавов одновременно женились на Драупади, и от каждого из них она родила сына. Сын, зачатый от Сахадевы, был назван Шрутасеной, поскольку ребёнок родился под созвездием бога огня. Кроме того, Сахадева женился на Виджайе, дочери Дйутимата, царя Мадры. Она сама выбрала его в качестве мужа и родила ему сына, названного Сухотрой. Сына Накулы и Драупади звали Шатаника. Наряду с Драупади, Накула был женат на Каренумати, принцессе Чеди, от которой имел сына по имени Нирамитра. Дети братьев, как и когда-то их отцы, освоили Веды, узнали правила хорошего поведения и были обучены Арджуной военной науке — как божественной, так и человеческой.

В период изгнания Пандавов, Накула собирал в лесу фрукты и хворост, чтобы Драупади могла готовить. Он находил для своих братьев и жены воду. Он был единственным братом, который не провоцировал Юдхиштхиру развязать войну, поскольку знал, что его брат не станет сражаться, пока не окончится изгнание. Однажды Накула спас Драупади, когда они взбирались на гору: подхватил оступившуюся Драупади и уберёг её от падения.

Когда истекли двенадцать тягостных лет, в течение которых Пандавы скитались по лесам, предаваясь медитации и суровой аскезе, пришло время последнему и самому трудному испытанию: по уговору они должны были провести в городе неузнанными еще один год. Но как жить среди людей и скрыть ото всех свое имя, свои планы, принадлежность к царскому роду?

Посоветовавшись, Пандавы приняли такое решение: поселиться при дворе царя Матсьев Вираты и занять там подходящие должности. Накула стал работать на конюшне, так как хорошо знает повадки лошадей и умеет их обучать и лечить. Это занятие весьма приятно для него. У него никогда не бывало норовистых, упрямых или болезненных животных. Сахадева стал пастухом, так как коровы слушали его. Кроме того, он понимал нрав и поведение скота, а также благоприятные и дурные признаки. Он может распознать быков, обладающих высокими достоинствами.

Во время войны на Курукшетре, Накула был лидером семи армий Пандавов. Вместе с Бхимой он вёл Пандавов в бой в первый день войны и в этот первый день уничтожил Духшасану. Накула вышел победителем в схватке с Шальей. Величайшей битвой Накулы была битва с Карной. Он сломал лук Карны четыре раза и всего изранил.

Сахадева поклялся убить царя Гандхары Шакуни и сумел сдержать своё слово на второй день войны Курукшетры. Сахадева был одним из генералов армии Пандавов во время этой войны. Среди героев, великих воинов, убитых Сахадевой, был Рукмаратха сын Шальи. Шалья был очен дорог Сахадеве, поскольку был дядей Сахадевы по матери.

Во время войны, обе стороны пытались склонить на свою сторону Богиню Дургу, принося её жертвы. Дурьйодхана обратился к Сахадеве с вопросом о том, какое время для проведения жертвоприношения является самым благоприятным. Время жертвоприношения знаменовало начало войны и влияло на её исход. Сахадева посоветовал ему совершить жертвоприношение в день новой луны, чтобы обеспечить победу в войне. Когда братья обратились к нему с расспросами, Сахадева ответил, что готов умереть, следуя своей свадхарме (личному долгу) астролога. Считается, что Кришна «схитрил» с богами Солнца и Луны, и новолуние наступило на день раньше. Пандавы совершили жертвоприношение в нужный день и снискали милость Богини Дурги.

Накула и Сахадева были одними из выживших во время битвы. По окончании войны Накула был поставлен надзирать за армией Юдхиштхиры. Он заботился о Кунти, Дхитараштре и Гандхари.

Завершив все свои земные дела, совершив необходимые обряды, Пандавы и их супруга Драупади сняли с себя украшения, обратили свои лица к югу и начали трудный и долгий путь. Перейдя Гималаи, они увидели обширную песчаную пустыню, за которой находилась священная гора Меру. Они направились к этой горе. Цели пути достиг лишь Юдхишхира, остальные братья и Драупади пали в пути, обременённые тяготами земных страстей. Так Сахадева считал, что нет на земле человека, который превосходил бы его в мудрости. Накула думал, что нет никого равного ему красотою. Эти помрачения не позволили доблестным кшатриям Накуле и Сахадеве встретиться с Индрой в их земном воплощении, но их души нашли своё вечное успокоение в окружении братьев, жены, царей, погибших на Курукшетре и были приняты в общество небожителей.