Все грани соприкосновения со святыми местами Индии и Непала

Все грани соприкосновения со святыми местами Индии и Непала
Смотреть фотогалерею

Йога тур Индия Непал

7 января наша группа прилетела в Варанаси. Уже смеркалось. Когда устраивались в отеле, солнце зашло за горизонт. Город, покрытый дымкой от костров, накрыла ночная темнота. Гостевая площадка отеля выходила на берег Ганги. Темная, жутко грязная вода, берега закиданы мусором. О, Ганга, где же твое величие, описанное в Махабхарате?! Не смотря на окружающую нищету, грязь, удручающий вид Великой Реки, проплывающий труп мимо нашей группы, нет ощущений энергии страха, беспокойства или же омерзения, наоборот, спокойствие и сострадание царили в моем сердце.

Андрей рассказал, что это священный город и энергии здесь хорошие, что в былые времена город процветал и был наполнен духовными людьми. Что ж на момент нашего визита от былого величия, во всяком случае, людей, ничего не осталось. Я не слишком чуткий человек, в смысле энергий, и все же, на тонком уровне меня окружало какое-то благоговение, даже торжество. Утром в 6 часов мы плыли на лодке вдоль берега. Наблюдая за происходящим вокруг, я была шокирована. Словно плыву по реке Мертвых! Река отдавала последнее теплое дыхание воздуху. В рассветном тумане берег выглядел мрачным, редкие фонари освещали прибрежную дорогу. В туманной завесе различались здания разной формы и простые, и диковинные, бесконечная цепь ступенек уходила в воду. Можно было разглядеть, как люди совершали омовения, войдя в воду по пояс или по щиколотки. Некоторые согревались на берегу перед небольшими кострами, женщины приготавливали подношения из цветов. Жуткое и в то же время завораживающее зрелище произвело видение, так называемого, крематория под открытым небом, где догорали останки умершего, и вокруг огромное количество длинных стволов деревьев, которые служат дровами. Для индусов, такой уход из жизни – это благость, но только богатый человек может себе позволить дорогой ритуал.

8 января мы приехали в Сарнатх, где посетили ступу Будды Шакьямуни, построенную в честь учения, именно в этом городе Будда дал первую проповедь, в которой разъяснил учение « о четырех благородных истинах»: жизнь - есть страдание, источник страдания – жажда наслаждений, возможно прекращение страданий, существует путь к освобождению от страданий.

Покорили размеры ступы и узор – свастика. Было холодно, закутанные в теплые одежды, мы не унывали. Катя провела динамическую тренировку, здорово и бодро. Я обошла вокруг ступы 27 раз.

Забыла описать запах Индии: гарь и прохлада. Шудры, чтобы согреться жгут костры. Вместо дров сжигается мусор, который попадается под руку: пластмассовые бутылки, полиэтиленовые пакеты. Запах жуткий, и в то же время с дуновением ветерка, откуда не возьмись, свежий воздух, и через минуту снова прожигает легкие жуткий запах гари.

Вечером этого же дня приехали в Бодхгаю. Поселились в отеле и отправились к ступе Будды и дереву Бодхи, где Будда достиг просветления. О, это божественное место! Ура, я увидела дерево Бодхи! Слава дереву Бодхи! Слава, Будде Шакьямуни! Слава всем Буддам! Три целых дня и один вечер мы провели в Бодхгае. Это магическое время. Время, когда мы были поглощены в собственный внутренний мир и обращались к себе, к своей «самости».

Так, кто же я? Человек, вставший на путь йоги? Божественное существо? Как выжить вне социума? Как удержаться на пути? Как не поддаться искушениям? Вопросы, на которые я искала ответы. Я искала внутри себя твердь – остов, который удержит меня перед любыми испытаниями. Я увидела свои слабые стороны, одна из них – это вина, вина – это дыра в моем сосуде, через который сливают энергию темные сущности. Каждый из нас практиковал в меру своих возможностей: тибетские простирания, пранаяму, чтение духовной литературы. Я читала сутру «О бесчисленных значениях» и Джатаки. Задаюсь вопросом: «Сколько жизней надо прожить, чтобы стать Буддой?». Как важно быть осознанным, понимать, что ты делаешь, зачем и почему. Любое действие и даже самая маленькая мысль несет последствия. И то, как ты думаешь, что ты делаешь, принесет в твою жизнь и последующие новые страдания или избавления от них.

Закон кармы - узы, которые связывают живые существа. Разбираться и разбираться в этом вопросе. Это очень жесткий закон. Как выбраться из пут кармы? Идти путем самосовершенствования, путем йоги, соблюдая нравственные каноны, выбирая вместо прожигания жизни впустую, занятия йогой, чтение духовной литературы. Прикладывать усилия и в разумных пределах практиковать аскезы: есть в меру, спать в меру, преодолевать боль и неудобства при выполнении асан, проявлять терпение к другим людям и живым существам, усмирять свой гнев и многое другое.

Гармония и единение с миром царит в этом месте, наделяя тебя спокойствием и умиротворением. Я чувствую, что я не тело. Я некий сгусток энергии, который меняет форму, могу быть большим или маленьким шаром света. И чем больше во мне энергии, тем выше я могу подняться, хотя кажусь мощной и тяжелой. А чем меньше во мне энергии, тем ниже я опускаюсь, хотя, казалось бы, вешу же я меньше, но подняться не могу. Таким видением меня наделило место.

Я обязательно вернусь в Бодхгаю, там я могу видеть больше, чем могут видеть мои глаза, слышать больше, чем слышат человеческие уши, чувствовать всем сердцем и более….

Путь по местам силы продолжился. 11 января мы посетили пещеру Махакала, где Будда Шакьямуни практиковал 7 лет аскезы. В пещере можно видеть статую Будды, у которой видны все ребра, осунувшееся лицо. После этих аскез Будда нашел срединный путь, здесь он понял тщетность истязания своего тела почти до смерти, что есть другой путь – золотая середина. Наша группа пела «ОМ» в пещере. Божественно. Хор, звон колоколов, искрящиеся световые картины, танец энергий…

Следующее место Силы – гора Гридхракута. Гора священного орла.

Пребывая на ее вершине с монахами, бодхисатвами Будда Шакьямуни повернул Колесо Дхармы во второй раз, преподав всем присутствующим учение о Пустоте - отсутствии реальной сущности явлений обусловленного мира. Будда дал учение Праджняпарамита, на котором базируется Махаяна, или Великая колесница. Если в хинаяне (первое колесо Дхармы) цель достижения «нирваны», просветления только для себя, то в Махаяне говориться о развитии сострадания ко всем существам во всех мирах. Цель бодхисаттв – отказ от нирваны ради всех живых существ. На горе было очень много народу. Забравшись на камень, мне удалось подышать с закрытыми глазами минут 5-10. И буквально на секунду я ощутила дыхание самой горы твердое, глубокое. Мне хотелось задержаться, но надо было ехать дальше. Жаль. Чтобы прочувствовать до конца это место, нужно время, вдали от туристической суеты.

В этот же день наша группа посетила университет в Наланде, точнее то, что от него сохранилось. Некоторые источники пишут: « Там преподавали тысячи профессоров, учились около десяти тысяч студентов, университету принадлежали девятиэтажные строения, 6 храмов и 7 монастырей, в библиотеке хранилось около 9 миллионов книг. Точная дата основания университета неизвестна. Некоторые историки считают, что это произошло во времена царя Ашоки (III век до н.э.). Известно, что в течение около тысячи лет университет Наланда являлся самым значимым учебным центром в древнем мире не только по философии Махаяны и Хинаяны, но также по таким наукам как медицина, логика, астрология и многим другим, до тех пор пока он не был разрушен в результате нашествия Моголов в XII-м веке. Одним из самых ярких достопримечательностей Наланды является ступа, построенная в честь Шарипутры – ученика Будды, который, согласно традиции родился и умер в той местности. Великая библиотека Наланды была так велика, что, как утверждают источники, она горела в течение 3-х месяцев после того, как её подожгли Моголы». С первого взгляда поражают размеры университета, это целый город с мощными постройками и огромными залами. Мы имели честь практиковать асаны в руинах этого благородного места.

13 января мы были в Вайшали, где находится ступа Ананды, а также место его кремации. Ананда – ученик Будды Шакьямуни, его двоюродный брат, он родился в день просветления Будды. Ананда обладал уникальным даром – запоминать всё. Он рассказчик Джатак, которые начинаются со слов « Так я слышал…». Он прожил 250 лет. С этим местом связано мое удивление по поводу гибкости моего тела, я чувствовала небывалую легкость и гибкость при выполнении асан. Здесь Андрей прочитал интересную лекцию, одно из важных замечаний, которое я запомнила: Сколь просветленный человек не был бы, он не может избавить другого человека от заблуждений ума – пут Мары. Например, история Будды и Ананды, в которой Будда спрашивал своего ученика: «Не пора ли мне уходить?» На что Ананда не давал толкового ответа. Есть мнение, что Ананда был отвлечен Марой. Как важно быть бдительным, а чтобы быть бдительным, нужно прикладывать должные усилия к себе! Вайшали – место, где Будда в третий раз повернул колесо Дхармы. Здесь он дал учение Ваджраяны – пути максимального жертвования себя ради других живых существ, Алмазный путь.

14 января наша группа достигла города Кушинагар. В Кушинагаре мы посетили храм Паринирваны, в котором находится 6-метровая ступа Будды, лежащая на правом боку, которая изображает вхождение Будды в нирвану. Есть мнение, что это реальные размеры Будды Шакьямуни, на его ладонях и ступнях четко видны знаки – колесо Дхармы. В Кушинагаре завершилась жизнь Будды.

Такова история ухода Будды, однажды прочитанная мной: «На восемьдесят первом году своей жизни Будда передал последние учения. Это были «37 крыльев просветления». В Махапаринирвана Сутре говорится, что после этого он покинул Раджагриху вместе с Анандой и отправился на север. В Вайшали Будда трижды говорил Ананде, что Будды могут прожить до скончания кальпы, если в этом будет потребность у его учеников, но Ананда не понял важности этой речи и не сказал ничего, пойдя медитировать. Тогда Шакьямуни отказался от мысли продлить срок жизни своего тела. Позже Ананда понял это и попросил Будду остаться, но важный момент был упущен. В Паве сын кузнеца по имени Чунда поднёс Будде пищу с грибами. В буддийских текстах говорится, что все Будды перед своим уходом принимают особую пищу. Будда поел, но сказал Ананде и другим монахам, чтобы никто не касался этой еды. Позже выяснилось, что грибы были испорченным. На это Будда сказал Ананде, что заслуга, созданная подношением просветлённому последней пищи равна подношению пищи перед его Просветлением. В местечке между Павой и Кушинагаром Будда отдыхал недалеко от деревни, через которую только что прошёл караван. Владелец каравана подошёл к нему и заговорил. Глубоко тронутый учением он поднёс Будде два куска золотой блестящей материи. Но весь их блеск мерк по сравнению с сиянием Будды. Поскольку тело Будды уже начало излучать чудесное сияние, пребывая на пороге просветления и паринирваны. Ночью, Будда спросил своих учеников, есть ли у них какие-либо сложности в понимании учения, и, не услышав ни одного вопроса, он произнёс известные слова: «А сейчас, я хочу вам напомнить, что всё сложенное из условий, когда-то возникшее, подвергнуто разрушению. Трудитесь усердно ради вашего собственного освобождения!». Затем, погрузившись в медитацию, он вошёл в Махапаринирвану. "Земля сотряслась, звёзды посыпались с небес, и пространство наполнилось божественной музыкой". Это произошло в 543 г до н. э. на полнолуние в Весак по индийскому календарю, в месяце мае. В течение семи дней боги и люди совершали подношения, после чего в сопровождении большой процессии, в цветах и благовониях тело Будды было принесено на место кремации, его внесли в город через северные ворота и вынесли через восточные. К востоку было святилище Маллов - Макутабандхана (Рамбхар), где и была совершена кремация по обычаю тех времен. Здесь был сооружён погребальный костёр со многими благовониями и ароматными маслами, но как было предсказано, он не загорался, пока не прибыл Махакашьяпа. И только после того, как великий ученик Будды добрался в Кушинагар, чтобы проститься с Учителем, совершил простирания и отдал почести Будде, костёр спонтанно возгорелся сам. В честь церемонии семь дней шёл праздник в честь почитания реликвий. После церемонии кремации было решено разделить реликвии Будды на восемь частей. Некоторые источники утверждают, что вначале их поделили на три части: для богов, людей и нагов. А часть, отданная людям, затем была поделена на восемь частей».

Андрей возжег свечу у ступы, где кремировали Будду и тихим шагом, отдавая дань Великому, мы обошли вокруг неё. Слава Будде Шакьямуни! Слава всем Буддам!

15 января мы были уже в Капилавасту. Надо сказать, что наша группа с легкостью получила непальские визы, пересекла границу и достигла Капилавасту, где мы посетили руины некогда красовавшегося Дворца Шакьев, где 2500 лет назад Будда будучи сыном царя – принцем Сиддхартхой понял, что «прожигает» жизнь, что на земле царят болезни, старость и смерть. Сиддхартха принял решение найти путь освобождения из колеса страданий.

Следующим местом нашего паломничества был парк Лумбини, богатый зеленью и пением птиц. По пути к дереву, где родился принц Сиддхартха, нашей группе встретился пруд, на поверхности которого красовались розовые лотосы. Было много свободного времени, именно там я решила написать этот рассказ, хотя и до этого делала небольшие заметки в записную книжку. Но это место вдохновляло, явилось желание говорить стихами, я прониклась глубоким уважением ко всему сущему и живому, подойдя к своей подруге, угощая её чашкой чая, из моих уст прозвучали слова: «О, Богиня, прими от меня сей дар…» Действительно хотелось возвышенно говорить, обострялось восприятие, точнее утончалось. Там легко дышалось. Мы посетили храм Майя Деви, где посмотрели барельеф царицы Махамайи – матери Будды. Если все места, которые мы посещали, были открытыми, доступными, то в этом храме ощущалась завеса тайны, которую тщательно скрывали. Что скрывают стены храма остается только догадываться.

17 января наше дружное сообщество прибыло в город Катманду, несравнимый ни с каким городом, он похож на огромный разноцветный муравейник. Переезд был долгим, по дороге нам открывались долины с посевами и ростками зелени, которые заботливо выращивали местные жители, некие грядки-ступеньки вдоль горного склона, река с бирюзовой водой и быстрым течением. Одним словом – КРАСОТА. В Катманду мы посетили несколько мест.

Ступа Боднатх. Название священного храмового комплекса произошло от двух слов: «бодх» и «натх», первое из которых означает «просветление», а второе переводится как «бог». «Если верить старинному преданию, Боднатх возник стараниями Кангмы – земной женщины, в своё время бывшей Богиней изгнанной с небес за провинность. Для приобретения участка земли под строительство храма, женщина пошла на хитрость. Собрав небольшую сумму денег, она предложила королю продать ей такой участок земли, какой сможет покрыть шкура буйвола. Не ожидавший подвоха король согласился, а мудрая Кангма разрезала шкуру на десятки узких длинных лоскутов, сшила их вместе и отмерила получившейся веревкой громадный надел, на котором ныне и возвышается Боднатх». Таким образом, женщина увековечила память о Будде. Считается, что в ступе хранятся реликвии Будды Кашьяпы. Белоснежная, величественная ступа возвышается среди многочисленных построек, глаза ступы смотрят во все стороны света, это все страдательные глаза Будды. Ступа построена по стихиям, её основа обозначает Землю, округлый свод – Воду, шпиль, состоящий из 13 ступенек – шаги к нирване – Огонь, венчающий конструкцию зонтик – Воздух. Место шумное, много паломников посещают это место, к тому же она окружена многочисленными магазинчиками, где продается всякая всячина: четки, танки, чаши, одежда… Зайдя внутрь, взору открывается небольшая площадка с колоколами, в которые не зазвонить очень трудно удержаться, я раза три проходила мимо и три раза звонила, глубокий сотрясающий воздух звук проходит сквозь тебя, как бы говоря «священно место, на котором ты стоишь». На сводах ступы странное ощущение некой оторванности от суеты, которая царит внизу. Ты как бы сам по себе, только ты и ступа, только ты и божественная энергия, ты вдыхаешь её аромат, расслабляешься, сонастраиваешься со Всевышнем. Магия. Наша группа посетила Храм Ваджрайогини, женщины, которая сохранила учение по йоге сновидений. Считается, что это богиня мудрости, олицетворяющая освобождение человека от всех пороков в сознании, обладающая благими качествами ума и способная реализовать свои возможности для счастья всех живых существ. Храм находился на первом уровне склона горы. Так как это место принадлежит индусам, задержаться в этом месте не было возможности, приняли нас с неохотой. Поднимаясь выше, мы посетили пещеру Падмасамбхавы. Именно здесь Падмасамбхава некогда провёл длительное время, занимаясь тантрическими практиками и пребывая в медитации. Он достиг здесь очень высокого уровня духовного развития - уровня махамудры. При входе сохранился отпечаток его руки, внутри стоит его статуя, было время помедитировать в пещере и соприкоснуться с сильными энергиями. Поднявшись еще выше, открывается вершина горы, полностью завешенная флажками, гирлянды растянуты во все стороны. Ветер играет ими, считается, что написанные на флажках сутры и молитвы, пропеваются ветром, тем самым очищая пространство вокруг. Мы связали свою длинную гирлянду и растянули её поверх макушек деревьев и кустов. Старались, чтобы темные сущности не сняли и не перепродали наши флажки, иначе теряется вся магия и смысл данного ритуала. Первым делом надо было забросить гирлянду на самую верхнюю точку, Сергей забрался на шест, откуда исходил центр растягивания всех гирлянд – это был сгусток флажков красных, желтых, синих цветов. Привязав кроссовок к концу гирлянды, он забрасывал длинную цепь из флажков как можно дальше над верхушками деревьев. Натягивая гирлянду от дерева к дереву, Паша был словно царь обезьян, так ловко он лазил по деревьям, не забывая поблагодарить их за помощь. Так, развешивание гирлянды заняло целый час.

Далее мы посетили храмовый комплекс Пашупатинатх, который находится на берегах реки Багмати, Она также священна, как Ганга, там принимают омовения, проводят обряд кремации. Нам посчастливилось увидеть обряд прощания с покойником, омовения его тела водой, и рядом догорающий костер уже сожженого тела. Конечно для незнающего человека, это ужасающе, но действо это священно. Пройдя вдоль реки, мы вышли к склону горы, где находятся пещеры Тилопы и Наропы, учителя и ученика. Маленькие пещеры, внутри которых находятся скульптуры этих великих йогов, и все это под присмотром непонятных людей, которые наделены властью открывать и закрывать столь святые места, вряд ли в настоящее время в тишине и в спокойствии в них можно медитировать.

18 января – был свободный день в Катманду. Вчетвером мы отправились в путешествие к храму под названием Нагикомбу, который находился высоко в горах в национальном парке Непала «Шивапури Нагаржун». Путь от подножья до храма занял у нас 2 часа. Мы поднимались в гору сначала через поселение, достигнув парка, прошли через входные ворота, оставив на память записи своих имен в книге посещений. Мы вошли в чудесный зеленый парк вдоль горного склона, уходящий высоко в гору до небес. Мы поднимались и с каждым нашим шагом уменьшались дома у подножья горы. Поднявшись по многочисленным ступенькам, перед нами открылся завораживающий вид на город с высоты птичьего полета. Храм Нагикомбу небольшой и скромный красовался на склоне, и как коршун взирал на город с высоты. Внутри храма было красочно, расписанные стены, большая золотая статуя Будды, тихо и спокойно, точно также как снаружи. Спокойствие и размеренность повседневной жизни царила вокруг храма, жители местности были заняты своими будничными делами, было тихо, слегка играла музыка, девушка медитировала под деревом, поскрипывали на деревьях обезьяны, мимо проходили коровы в ожидании полакомиться, вся обстановка располагала сесть в удобную позу и взглянуть внутрь себя. Перекусив , наша маленькая группа распределилась по удобным местам и каждый отправился в путь созерцания. Вот, что я там написала: «Гора, кажется, что это всего лишь слово, описывающее каменную глыбу, закрывающую пространство или то, что тяжело преодолеть. Но нет, это не только камни, это различные деревья, зелень, животные, это дома и даже грядки, и сад, где выращивают питательные растения и плоды, это чистый воздух, это ветер, ласкающий лицо, это близость к солнцу, это вкус легкости и единения с миром. Гора – это совершенство.» После душевного отдыха, переговорив со встреченным нами туристом из Голландии, по его наставлениям, мы отправились к храму Копан. Это был очень тяжелый путь, было впечатление, что Боги проверяют нас на крепость духа. Мы и заблудились, и пошел дождь, потом пошел град, и казалось, что наш спуск с горы не имеет конца. Но мы не теряли духа, даже наоборот был эмоциональный подъем и бодрость, радушные местные жители нам помогали идти верной дорогой к храму. Спустя пару тройку часов мы достигли результата. Перед нами возвышался большой и красивый буддийский храм «Копан». Входная площадка была разрисована яркими красками, с левой стороны захватывая дух, красовалось колесо сансары в хищных лапах бога Мары. Внутри храма никого не было, маты лежали на полу, на них сидят монахи и практикуют чтение сутр. Все буддийские храмы создают впечатление небывалого торжества, праздника, возможно, вся красочность это защита от темных сущностей. Но красота восхищает, восхитило убранство сада за храмом – уютно, чисто, идеально, украшенная ступа, в верхнем ярусе ступы находился Будда, окруженный сотнями маленьких буд. Идеальное место для практик, интересно, раз мы сюда добрались, либо мы здесь были в прошлых жизнях, либо еще будем, возможно, в роли практикующих монахов.

На этом рассказ мой заканчивается. Все о чем я поделилась, это только половина впечатлений от поездки, думаю у каждого участника они свои яркие и глубокие. Поэтому, советую каждому соприкоснуться лично с Индией и Непалом, посетить места силы, которые Будда заповедовал каждому вставшему на путь самосовершенствования и получить свой драгоценный опыт.

Благодарю руководителей группы: Андрея и Катю, и всех участников за поездку, в которой открывается сердце, укрепляется дух, приобретаются знания, очищается ум, крепнут стремления, воспитывается терпение. ОМ!

Автор: Паршина Юлия