Измени себя — изменится Мир вокруг

Комментарий на песню Миларепы о шести парамитах

Слушать аудио 0:00 / 07:33
Синтезированная речь

Миларепа спел чудесную и вдохновляющую песню о шести парамитах. Будучи глубоко личной, песня является воплощением опыта самого Миларепы, а не просто книжными знаниями. Если бы вы только могли прочитать подлинный текст на тибетском языке, вы бы увидели, насколько эта песня прекрасна. Миларепа в песне не философствует, красота его слов — в умении затрагивать глубокие струны души. И в этой песне, как и во многих других поучениях Миларепы, есть что-то воистину чудесное.

Относительные добродетели: первые четыре парамиты

1. Щедрость, Дана-Парамита

Миларепа сказал, что всё учение дхармы, все её значения содержатся в шести парамитах. Говоря о дана-парамите, о практике щедрости, Миларепа называет её великим путем. Чрезвычайно великодушно отдавать всё, что ты имеешь. Отдавая, таким образом, человек достигает наивысшей сферы благосостояния. Так и есть: щедрость возвеличивает. Не ожидайте, пока вас попросят, — просто отдавайте.

Сравнивая с первой встречей учителя и ученика, даяние — это смирение своего эго, покорность. Это отказ от гордости и ожиданий, а также от материального имущества.

Дана-парамита также означает обучение дхарме, стремление делиться своими знаниями с другими. Не ждите чьей-то просьбы, чтобы передавать знания, а мудро давайте тем, кто действительно нуждается. Парамита даяния величественна и возвышена. Вы не умаляете себя, отдавая. Не желающим принимать не давайте, а с жаждущими получить делитесь. Этот искусный метод необходим в практике дана-парамиты.

Когда вы становитесь щедрее, вас начинает окружать атмосфера благожелательности к миру, это ключевое качество в практике щедрости. Как же это замечательно, когда вы излучаете великодушие к окружающим.

2. Нравственность, Шила-Парамита

Далее Миларепа рассказывал про неизменно ценное нравственное поведение и его роль на начальных этапах практики Учения Будды. Нравственность не просто важна, а крайне необходима на пути к просветлению.

Нравственность в понимании Миларепы — это упрощение жизни. Под простотой он понимает здравое состояние ума, а не просто отказ от имущества. Можно удариться в фанатизм, отрекаясь то от одного, то от другого. Например, можно перестать брить подмышки, но тело снова начнёт издавать неприятный запах. Чтобы с этим справиться, нужно будет постоянно мыться. Получается, что такое отречение только усложняет жизнь. Можно отказаться от разнообразия в одежде. Но оставив только одно одеяние, вы столкнетесь с проблемой: его нужно иногда стирать. Да. Можно отречься от многого, но такое бездумное отречение может создать дополнительные сложности.

Под отречением как элементом дисциплины и нравственности понимается упрощение ума. Нужно укротить стремления ума, его неуёмную жадность и требование внимания к своей особе. Вы не понимаете, что радостно следуете обетам без сути. Инстинкты и пристрастия взвинченного эго напрочь лишены терпения. Эго не видит настоящую картину происходящего. Занимаясь саморазвитием с таким омрачённым умом, человек может полностью пренебрегать простотой. Чтобы разобраться с подобными омрачениями, нужна дисциплина. Шила — это и дисциплина, и нравственность. И этот процесс упрощения и развития нравственности требует времени. Хотя на этом пути возникают другого рода проблемы и препятствия.

3. Терпение, Кшанти-Парамита

Далее Миларепа говорил про терпение. Он сказал, что терпение — это учение праведных риши. Те, кто следуют Учению Будды, должны облачаться в одежду, в которой трудно ходить и которую неудобно носить с собой: накидку терпения из овчины. Да, накидка из овчины грузная для носки, и её обременительно носить с собой, но она спасает от холода. Другими словами, терпеть непросто, но развитие этого качества необходимо. Терпение — это, скорее, отпускание, чем подавление. Внешне человек терпит, а внутренне эго отпускает ситуацию, уступает без сопротивления и напряжения. Когда жизненная ситуация напрягает или раздражает, уступите и освободите себя. В процессе освобождения себя происходит снижение болезненной чувствительности и раздражительности. Итак, терпение — это капитуляция: согласие накинуть на себя традиционную одежду из овчины.

4. Усердие, Вирья-Парамита

Миларепа считал вирья-парамиту кратчайшим путём к просветлению. Если вы не прикладываете усилий, нет шансов на продвижение вперёд, а вот те, кто полон сил, могут очень быстро достичь освобождения. Усилия — это союз искусных методов и терпения. Это выдержка и тяжкий труд. В этом случае никакая жизненная ситуация не сможет вас выбить из колеи, вы постоянно продвигаетесь вперёд. Если жизнь разворачивается не так, как вы того ожидаете, если случаются удары или потрясения, вас это не огорчает, потому что вы постоянно прикладываете усилия. Если ситуация разворачивается совсем не так, как вы хотели, вы используете саму ситуацию как часть Пути, а не ожидаете, что препятствия исчезнут. Нет, вы просто воспринимаете препятствия как часть этого пути. Это привычка видеть в неудачах и потрясениях возможность для развития.

Абсолютные добродетели, или абсолютная пунья: две последние парамиты

Первые четыре парамиты формируют относительные достоинства, или относительную пунью. Они относятся к относительным практикам во внешних проявлениях обычных жизненных ситуаций. Первые четыре парамиты очень важны, поскольку они являются основой для последующих.

Абсолютная пунья, или абсолютные достоинства, основаны на внутренней работе. Это работа с умом.

5. Медитация, или Дхъяна-Парамита

Дхъяна-парамита, практика медитации, по словам Миларепы, стоит на границе относительных и абсолютных добродетелей; это граница сознания и материи. Медитация подобна стражнику на границе. Вы пытаетесь осознать, как взаимосвязаны материя и сознание, внешние условия и внутреннее состояние.

6. Мудрость, Праджня-Парамита

Практика мудрости (праджни) — это высший смысл достижения просветления. Мудрость — это неиссякаемый источник искусных методов. Это наивысшее богатство, выводящее за границы страданий, берущих начало в привязанности к мирскому. Это изобилие наивысшего достоинства. Применение искусных методов проистекает из мудрости. Благодаря этому вы создаёте невероятные возможности, пространство для постоянного служения. Однако не следует думать, что со временем вы утратите воодушевление или наработанный опыт, либо ощутите беспомощность в противостоянии с жизненными трудностями. Это невозможно, если присутствует надёжный фундамент чёткого видения всеобъемлющей мудрости, праджни.

Чогьям Трунгпа Ринпоче «Миларепа: уроки из песен и жизни великого тибетского йогина»