Измени себя — изменится Мир вокруг

Шесть Совершенств (Шесть Парамит)

Парамита в переводе с санскрита означает «запредельное совершенство». Шесть парамит - это шесть взаимосвязанных действий, «переправляющих на тот берег океана существования», то есть приводящих к освобождению и просветлению; это «Освобождающие действия».

Шесть Совершенств включают в себя:

  • Щедрость (Даяние или Жертвование)
  • Разумное поведение или Совершенство нравственности
  • Терпение
  • Радостное усердие
  • Медитация
  • Мудрость

ЩЕДРОСТЬ (dana-paramita – Дана-парамита)

Никакое даяние, поданное от чистого сердца высокодостойному лицу, не может быть малым, ибо велики его результаты

Джатака о комочке каши

По-настоящему быть щедрым - значит делать материальные пожертвования, делиться вещами, временем, своим душевным теплом и подлинными знаниями (подлинные знания - учение, позволяющее воспринимать явления без искажений), причем все это необходимо делать без ожиданий.

Преодоление алчности приводит к совершенствованию милосердия.

Если бы ты не жертвовал во имя Дхармы, то не осознал бы редкость и великую ценность этих учений и не смог бы правильно практиковать их. Даже если бы ты попробовал их практиковать, заслуга не возникла бы в тебе

Наропа

РАЗУМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СОВЕРШЕНСТВО НРАВСТВЕННОСТИ (shila-paramita – Шила-парамита)

Прежде всего оно предполагает полный отказ от причинения вреда другим, осознанная и полезная жизнь. Для этого нужно быть очень внимательным к своим собственным словам и делам, чтобы не допустить негативных действий.

Применительно к телу: не убивать, не воровать и не причинять никому вреда. Что касается речи: избегать лжи, не оговаривать других, не высказываться грубо и обидно, не болтать впустую. В отношении ума следует воздерживаться от недоброжелательности, зависти, неправильных взглядов.

Следует сдерживать все свои обещания и не брать на себя того, что не можешь исполнить.

Надлежит совершенствоваться в смирении, простоте, самообуздании и альтруизме.

Благодаря упорному соблюдению нравственных принципов и совершенству разумного поведения, укрепляется сила воли, сама собой появляется способность к терпению, как в жизненных ситуациях, так и во время практик йоги.


ТЕРПЕНИЕ (kshanti-paramita – Кшанти-парамита)

Сохранение спокойствия, умиротворения в любой ситуации. Терпеливое отношение к внешним возбуждающим факторам - сильное качество личности, которое позволяет достигать поставленных целей и намерений. Гневное проявление характера допустимо в крайних случаях при сохранении осознанного состояния, когда нужно кого-то защитить, исключительно ради общей пользы.

Кроме того, нужно стойко уметь выносить, преодолевать неудобства и трудности.


РАДОСТНОЕ УСИЛИЕ (virya-paramita – Вирья-парамита)

Не останавливаться на достигнутом, всегда двигаться к благим целям вперед, к развивающим знаниям и достижениям, расширяя мировоззрение, очищая внутренние завесы ума. Преодолевая лень, уныние, не задерживаясь в "зоне комфорта", так как развитие происходит за её пределами. Развитие означает преодоление чего-то, поэтому не стоит бояться перемен и трудностей. Настоящий Бодхисаттва неустанно трудится на благо всех при любых обстоятельствах, проявляя трудолюбие и упорство, овладевая собой.


МЕДИТАЦИЯ / СОЗЕРЦАНИЕ (dhyana-paramita – Дхьяна-парамита)

Концентрации, практики для ума, позволяющие его дисциплинировать и успокаивать. Благодаря этому человек развивает качества внимательности, осознанности во всём и ясности. Так практик с большим пониманием проявленной действительности более умело и гибко может двигаться на пути развития и совершенствования.


МУДРОСТЬ (prajna-paramita – Праджня-парамита)

Все эти [парамиты] изложены Муни для [достижения] мудрости. И потому да породит мудрость желающий устранить страдания

Шантидева

Расчетливые знания и образованность-начитанность не связаны с пражня-парамитой. Развитие Благородной Мудрости, истинное совершенствование возможно тогда, когда практик, успокоив свой ум, прекращает всякое различение и стремится помогать и другим.


Учитель Падма сказал: Практикую Дхарму, следует применять шесть парамит.

Джомо спросила: Как их практикуют?

Учитель ответил:

Не таить в уме никакой скупости и предубежденности - парамита щедрости.
Умело усмирять свои клеши - это парамита нравственности.
Полностью освободиться от гнева и обиды - парамита терпения.
Избавиться от ленности и праздности - парамита усердия.
Освободиться от привычки отвлекаться и привязанности к вкусу медитации - парамита медитации.
Полностью освободиться от умственных построений - парамита различающего знания.

из книги Учения Дакини. Устные наставления Падмасамбхавы царевне Еше Цогьял


Список использованных источников: