Измени себя — изменится Мир вокруг

Словарь йоги. Амастха

Слушать аудио 0:00 / 05:50
Текст читает: Павел Каминский

Состояние нашего сознания – это зеркало, в котором отражается объективная реальность. Если это зеркало загрязнено, мы будем видеть вещи и явления искажёнными. Именно поэтому жизнь человека сравнивается со сном, потому как некие собственные проекции человек воспринимает за реальность точно так же, как сновидение воспринимается за реально происходящие события, и лишь после пробуждения становится ясно, что мы пребывали во сне.

Поэтому избавление от «омрачений» и невежества часто сравнивается с процессом пробуждения от сна. И лишь обладая чистым сознанием, можно объективно судить о том, что происходит вокруг нас. И это чистое сознание – это изначальное состояние каждого живого существа. Наиболее полно эта идея раскрыта в буддизме Махаяны. Так, «природа Будды» – это концепция, согласно которой, состояние пробуждённого сознания есть в каждом из нас, но временно скрыто «клешами» – омрачениями, по причине которых мы и пребываем в невежестве.

В йоге термином Амастха обозначают три основных состояния сознания: джаграт, свапна и сушупти. По мнению философа Рамана Махарши, все три базовых состояния сознания имеют под собой основу в виде четвертого, трансцендентного состояния сознания под названием «турья».

По мнению последователей адвайта-веданты, первые два состояния сознания – джаграт (состояние бодрствования) и свапна (состояние сна со сновидениями) – являются состояниями, в которых присутствует субъективное восприятие. Это то, о чём говорилось выше: восприятие реальности через призму своего ума. В третьем же состоянии – сушупти (сне без сновидений) – субъективное восприятие отсутствует. В этом состоянии ощущается лишь полный покой. Можно сказать, что это есть кратковременное проявление состояния, о котором писал Патанджали: cittavritti-niroddhah – «обуздание волнений ума». В состоянии сушупти сохраняется лишь ощущение «Я есть», но какая-либо интерпретация происходящего отсутствует. Отличие от состояния турья здесь в том, что, в отличие от четвёртого состояния сознания, состояние сушупти является временным.

И, наконец, четвёртое состояние сознания – турья, которое считается основой всех трёх, – это чистое состояние сознания, в котором уже прекращён процесс субъектно-объектной дихотомии. Состояние Турья описано в Мандукья-Упанишаде и называется «неизречённым, приносящим счастье, недвойственным».

Интересный взгляд на концепцию трёх состояний сознания можно встретить в тексте «Авадхута-гита», автором которого считается авадхута Даттарея. Термин «авадхута» является своего рода определением уровня духовного развития и дословно переводится как «вне», альтернативный перевод – «чистейший». И в своём философском трактате авадхута Даттарея так пишет о четырёх состояниях сознания: «Откуда может взяться четвёртое состояние, когда нет никаких трёх?». В данном тексте авадхута Даттарея пытается донести до читателя типичную для адвайта-веданты идею «Я есть Брахман», и в контексте этого он отрицает разного рода обусловленные концепции описания реальности. После каждого такого «отрицания» он добавляет основную мысль данного текста: «Я есть вечность-знание-блаженство, и я безграничен, как пространство».

Таким образом, авадхута Даттарея указывает на условность и относительность понимания Амастхи – состояний сознания. Ещё один альтернативный взгляд на концепцию Амастхи предлагает философия вайшавизма, согласно которой, все три состояния сознания являются проявлением воздействия гун – качеств материальной природы. Состояние глубокого сна без сновидений считается своего рода ступенью к переходу в состояние турья, которое считается свободным от влияния гун. И именно четвёртое состояние сознания считается ключом к состоянию йоги – связи с высшим. Об этом упоминается в Бхагавад-гите, где Кришна, давая наставления Арджуне, говорит так: «Ввергнутый в иллюзию тремя гунами природы, весь мир не знает Меня, стоящего над гунами и неисчерпаемого. Преодолеть влияние Моей божественной энергии, состоящей из трех гун материальной природы, невероятно трудно. Но тот, кто предался Мне, с легкостью выходит из-под её власти».

Таким образом, Амастха – это три состояния сознания, основой которых считается четвёртое – чистое и трансцендентное. Первые два – состояние бодрствования и состояние сна со сновидениями – имеют природу субъективного восприятия, когда индивидуум воспринимает реальность через призму своего опыта и собственных переживаний. Третье состояние – глубокий сон без сновидений – является состоянием глубокого покоя и осознания «Я есть», без интерпретаций. В какой-то мере это состояние можно сравнить с состоянием, которое достигается в глубокой медитации, когда прекращается процесс работы ума в плане оценки происходящего.

Чистым от субъективного восприятия считается турья – четвёртое состояние сознания, в котором полностью прекращается процесс субъектно-объектной дихотомии. Также три состояния сознания можно считать признаками воздействия гун – качеств материальной природы – на человека. Состояние турья считается запредельным состоянием, неподвластным влиянию гун.

Прочитать и узнать о других терминах йоги можно в нашем словаре йоги.