В современном мире йога стала весьма популярной. Проблема лишь в том, что под этим словом сегодня подразумевается всё что угодно. Существуют даже направления, которые умудрились совместить древнюю систему саморазвития с… деградацией. «Тантрические» практики, «пивная» йога, оправдание употребления различных веществ, «расширяющих сознание», мифом о том, что якобы сам Шива курил траву, — это далеко не полное перечисление того, что сегодня также называют «йогой».
«Йога» в переводе с санскрита означает «связь». Другой не менее распространённый перевод — «гармония». Может возникнуть вопрос: с чем связь, и что за гармония? Под «связью» можно понимать единение либо с Высшим Разумом, либо же со всеми живыми существами, ведь во многих философских и религиозных течениях распространена концепция о том, что все мы связаны на тонком уровне. Термин «связь» также можно интерпретировать как связь со своим истинным «Я», то есть, раскрытие своей истинной сути.
С понятием «гармония» всё намного проще. Речь идёт об успокоении ума. Известный практик йоги Будда Шакьямуни говорил: «Нет счастья, равного спокойствию». Именно о такой гармонии идёт речь.
Если обратиться к древним писаниям, в частности, легендарному трактату «Йога-сутры» Патанджали, то можно найти короткое и чёткое пояснение того, что такое йога. В сутре 1.2 даётся такое определение: Yogas citta vritti nirodhah. Можно сказать, что в этой короткой цитате — вся квинтэссенция йоги.
В переводе А. Бейли высказывание звучит так: «Это единение достигается подчинением психической природы и сдерживанием читты». Наверное, не совсем понятно, что это за психическая природа, как её подчинять, и что подразумевается под «сдерживанием читты». Более полно сутра раскрывается в переводе Свами Вивекананды: «Йога есть удержание материи мысли от облечения в различные образы». Это уже более понятно — контроль над мыслями. Но наиболее краткий и вместе с тем чёткий перевод предлагает Свенссон: «Йога — это обуздание волнений, присущих уму». И вот эта версия перевода практически в точности повторяет слова: «Нет счастья, равного спокойствию».
Рассмотрим, что же такое вритти, или волнения ума. Об этом Патанджали поведал в сутрах 1.5 и 1.6. У А. Бейли эти две сутры переводятся так: «Состояний ума — пять, и они подлежат удовольствию или боли, они болезненны или не болезненны. Эти видоизменения: правильное знание, неправильное знание, фантазия, сон и память». Далее Патанджали описывает подробно все пять видов вритти, а также поясняет, что вритти формируются соответствующими самскарами — отпечатками или деформациями ума, которые возникают в процессе нашей жизнедеятельности и являются хранилищем семян кармы.
Таким образом, чтобы устранить вритти, следует устранить самскары, которые и являются последствиями наших действий. И самое главное — не создавать новых самскар, чтобы не запускать бесконечный круговорот самскар в природе, который приводит к новым колебаниям ума. Для того чтобы устранить самскары, собственно, и предназначены многие йогические практики, особенно дхьяна — медитация. А чтобы остановить процесс формирования новой негативной кармы, Патанджали сформулировал принципы ямы и ниямы — нравственные предписания.
Итак, йога — это обуздание волнений, присущих уму. О плодах этого обуздания Патанджали пишет в сутре 1.3: Tada drastuh swarupe avasthanam В переводе А. Бейли сутра звучит так: «Когда это исполнено, йог знает себя таким, каков он есть на самом деле». То есть, обретает связь со своим истинным «Я».
До того момента, пока не обузданы все волнения ума, наше истинное «Я» отождествляет себя с самскарами и теми волнениями ума, которые эти самскары порождают. Именно поэтому мы все находимся в той или иной мере под влиянием кармы. Но важно понимать, что карма — это (вопреки распространённому заблуждению) не судьба, начертанная непонятно кем и непонятно за что. Карма — это последствия наших собственных действий. Своими прошлыми поступками мы создали свою нынешнюю жизнь. А значит, своими нынешними поступками создаём завтрашний день. И выйти из-под влияния кармы, нейтрализовав самскары и тем самым прекратив волнения ума, — это и есть цель йоги.