Один из главных вопросов, который рано или поздно задаёт себе человек, — «Кто я?» И существует множество уровней ответа на этот вопрос. Можно назвать национальность, пол, профессию, в крайнем случае, какие-то личные качества. И большинство людей удовлетворяются этим пояснением, создавая в своём сознании некий образ себя. И, казалось бы, всё хорошо, но проблема в том, что в материальном мире всё переменчиво. Причём не только в физической, но и в психологической сфере. И когда в жизни человека происходят какие-то кардинальные перемены и сотворённый в своём сознании образ «Я» разрушается, это вызывает когнитивный диссонанс, а то и вовсе повергает человека в депрессию и шок. Более того, даже без каких-то серьёзных потрясений личность человека меняется постоянно, подобно реке, — одни тенденции ума затухают, другие, наоборот, проявляются. Такие изменения обусловлены кармой.
Личность, которую, как правило, человек воспринимает как собственное «Я», есть не более чем набор самскар — кармических «отпечатков», созданных прошлым опытом (прошлыми действиями и впечатлениями). И чтобы постичь то истинное «Я», которое скрывается за этими завесами, существует такая практика, как вичара, которая позволяет погрузиться в созерцание своей истинной природы и разделить вечное и преходящее. Вечной неизменной природой обладает только душа человека, а личность, сформированная прошлым опытом души, является переменчивой. И речь идёт о переменах не только в течение многих жизней, но даже в течение одного дня. Таким образом, говорить о постоянстве эго не приходится.
«Вичара» в переводе с санскрита означает ‘размышление’ или ‘исследование’. Вичара — это медитативная практика, которая позволяет познать себя не как тело, сформированное пятью элементами под воздействием кармы, не как личность, сформированную прошлым опытом, а как душу. В Ведах описаны три неизменных качества души: сат, чит, ананда, что в переводе означает ‘вечность, сознание, блаженство’. И чтобы постичь природу своей души, своего истинного «Я», практикуется вичара. В «Йога-сутрах» Патанджали о ней говорится в сутре 17 главы 1. Вичара описывается как одна из стадий достижения состояния Самадхи. В версии перевода Свенссона сутра звучит так: «Познавательная медитация (вичара) сопровождается размышлением, радостью и ощущением «я есмь».
О том, в каком порядке происходит достижение Самадхи, более подробно описывает перевод Свами Вивекананды: «Сосредоточение, называемое истинным знанием, есть то, что сопровождается рассуждением, различением, блаженством, неопределённостью личного начала». Таким образом, вичара является второй ступенью из четырёх на пути к Самадхи. В версии перевода Кришнамачарьи сутра звучит так: «Объект постепенно становится полностью понимаемым. Сначала на более поверхностном уровне. Со временем постижение становится более глубоким. И, наконец, оно становится всеобъемлющим. Достижение такой глубины понимания даёт чистую радость. Индивидуум настолько сливается с объектом, что не замечает окружения». Чистая радость — это то, о чём сказано выше, так проявляется одно из качеств души — ананда, или блаженство.
Итак, вичара — одна из ступеней на пути к Самадхи. Ей предшествует такое состояние, как витарка, что в переводе означает ‘мысль’. То есть сосредоточение на определённой мысли приводит к состоянию вичары, процессу самопознания. Процесс вичары приводит к состоянию ананды, блаженства. Потому что в процессе познания раскрываются все изначальные качества души, и одно из них — блаженство. А это состояние, в свою очередь, уже приводит к асмите, состоянию осознания себя как вечной неизменной души.
Во многих направлениях йоги практикуется атма-вичара. Атма означает ‘душа’, а вичара — ‘познание’. Таким образом, целью атма-вичары есть познание своего истинного «Я». Происходит это путём постоянной попытки увидеть Воспринимающего. Переживая те или иные реакции на окружающее, практик концентрируется на размышлении о том, кто именно испытывает те или иные переживания, и кем является тот, кто это испытывает. Погружаясь в это размышление, практик осознаёт истинную природу своей души.
Как описано в сутре 1.17 Патанджали, вичаре предшествует витарка (мысль). Речь идёт о концентрации на идее тождественности индивидуальной души и высшего сознания, эта идея отражена в ведической махавакье (великом изречении) «Тат твам аси», что переводится как ‘то ты еси’. Концентрация на этой идее приводит к вичаре, а затем к ананде — блаженству и полному разрушению иллюзии Эго.
Прочитать и узнать о других терминах йоги можно в нашем словаре йоги.