Измени себя — изменится Мир вокруг
Логотип клуба OUM.RU

Словарь йоги. Вайрагья

Слушать аудиоверсию 0:00 / 06:00
Текст читает: Павел Каминский
Словарь йоги. Вайрагья
Словарь йоги. Вайрагья

Привязанность. Это явление, на котором основано всё страдание материального мира. Привязываясь к объектам наслаждений, к своей зоне комфорта, к привычному положению дел, распорядку жизни, мировоззрению и так далее, человек обречён на страдания. Это происходит по причине непостоянства материального мира. Ни один материальный объект не может существовать вечно. Всё, что создано, рано или поздно будет разрушено. Более того, даже то, что лежит за гранью материального, - наши собственные мысли, чувства, представления, концепции, ментальные шаблоны и так далее – также подвержено постоянным изменениям. И то, что вчера человек считал благом, уже сегодня может считать злом при том, что внешняя ситуация никак не изменилась. По причине постоянных перемен во внешнем и внутреннем мире человека, всё, к чему человек привязывается, рано или поздно разрушается, а точнее – видоизменяется. С точки зрения физики, ничто не создаётся и не разрушается, всё лишь трансформируется, то есть меняет одно состояние на другое. Но эти перемены происходят постоянно.

Подобно тому, как бурлящая горная река ни на секунду не сохраняет постоянную форму. И даже если человек пребывает в иллюзии, что какой-либо объект имеет какое-то устойчивое, стабильное состояние, – это лишь временное явление, и когда тот или иной объект поменяет свою форму, – в случае, если существует привязанность к этому объекту, – человек испытает страдание. В йога-сутрах Патанджали особое внимание уделяется такому качеству, как Вайрагья. С санскрита "вайрагья" переводится как "непривязанность". Об этом качестве Патанджали пишет в сутре 15 главы первой. В переводе А. Бейли сутра звучит так: "Непривязанность – это свобода от хотения всех объектов желания, земных или узнанных из предания, и здесь, и в будущем". Довольно интересный перевод предложила А. Бейли, попутно также раскрывая такое понятие, как "свобода", которое в современном обществе часто искажено.

Зачастую под понятием свободы подразумевается возможность делать всё, что угодно, оставаясь безнаказанным. Но, во-первых, это невозможно, даже если внешние условия будут создавать иллюзию безнаказанности, то существует закон кармы, действие которого неотвратимо, а во-вторых, истинная свобода – это, как верно написала А. Бейли, свобода от "хотения всех объектов желания". Похожую трактовку понятия "свобода" также можно встретить у апостола Павла: "Всё мне позволительно, но не всё полезно". Таким образом, свобода – возможность действовать не под влиянием своих страстей, привязанностей и желаний. И именно истинную свободу даёт такое качество, как Вайрагья.

В переводе 15 сутры главы первой А. Фалькова сказано: "Полное раскрепощение приходит к тому, кто не желает ничего от воспринимаемого зрением или слухом объекта". Почему указаны только эти два органа чувств? Дело в том, что изначально объекты вожделения воспринимаются именно этими двумя органами чувств, а уже затем происходит восприятие всеми остальными. Примерно 90 процентов информации человек получает через зрение и слух. И изначальное желание возникает, когда человек видит объект вожделения или слышит о нём. Через обоняние, осязание и так далее уже происходит вторичное восприятие объекта желания, которое лишь подкрепляет возникновение вожделения.

О плодах непривязанности сказано в следующей сутре данной главы – сутре 16. В переводе А. Бейли сутра звучит так: "Результатом совершенства в этой непривязанности является точное знание духовного человека при освобождении от качеств или гун". Что подразумевается под "точным знанием"? Это понятие более полно раскрывает перевод Свами Вивекананды: "Полное освобождение от привязанностей связано с отрешённостью даже от определённых свойств и исходит из знания истинной природы Пуруши". Отсутствие привязанности к кому-либо или чему-либо происходит из чистого восприятия реальности и познания Пуруши.

Итак, привязанности причиняют страдания по причине непостоянства окружающего мира. Состояние непривязанности является состоянием абсолютной свободы как от страданий, так и от их причин. К состоянию непривязанности ведёт познание высшей реальности, которая сама по себе недвойственна. Разделение объектов на приятные и неприятные, которое осуществляется умом и является сугубо субъективным, приводит к страданиям. Причём состояние привязанности возникает не только в случае с приятными объектами. Восприятие того или иного объекта как неприятного вызывает привязанность к попыткам избегать этого объекта или же негативно на него реагировать.

Таким образом, любая дихотомия в отношении окружающего мира вызывает чувство привязанности. И лишь недвойственное восприятие, которое исходит из познания природы Пуруши, позволяет устранить привязанность. В свою очередь, Вайрагья позволяет в совершенстве овладевать принципами Ямы и Ниямы, так как привязанности – это одно из главных препятствий на пути следования нравственным предписаниям. В свою очередь, соблюдение Ямы и Ниямы позволяет не накапливать негативной кармы действиями, направленными на погоню за объектами привязанностей, и создавать позитивную карму усилиями в духовной практике. И этому также способствует Вайрагья.