Измени себя — изменится Мир вокруг

Словарь йоги. Садхана

Слушать аудио 0:00 / 09:29
Текст читает: Павел Каминский

Для достижения любой цели необходимо прикладывать усилия. В соответствии с законом кармы, чтобы получить последствия — надо создать причину. И чтобы достичь успеха в йоге, следует неустанно практиковать. В «Йога-сутрах» Патанджали рассматривает такой термин, как «Садхана». Описанию Садханы посвящена вся вторая глава — «Садхана-пада».

Дословный перевод слова Садхана означает ‘средство для достижения чего-то’. Традиционно под Садханой следует понимать духовную практику. Это может быть и медитация, и хатха-йога, и начитка мантр, и карма-йога... Всё, что содержит в себе либо элемент аскетизма, либо элемент служения живым существам, является духовной практикой. Причём важно понимать, что оба этих аспекта важны и являются двумя важными условиями для успешного продвижения по пути духовного развития. В самой первой сутре второй главы кратко описываются главные элементы Садханы. В версии перевода А. Бейли сутра звучит так: «Йога действия, ведущая к единению с душой, — это огненное устремление, духовное чтение и преданное служение Ишваре». Тапас, свадхьяя и ишвара пранидхана — вот три главных аспекта на пути Садханы.

Другую грань этой сутры раскрывает перевод Кришнамачарьи: «Упражнения йоги должны уменьшить ментальную и физическую нечистоту. Они должны развить нашу способность к самоисследованию и помочь нам понять при окончательном анализе, что мы не являемся хозяевами всех своих поступков». В данной версии перевода речь идёт о том, что аскетизм в разумных пределах очищает наше тело и ум и открывает путь к Вичаре — самоисследованию. Также Кришнамачарья упоминает о том, что не следует привязываться к плодам действий, посвящая их Ишваре — высшему сознанию, или в другой трактовке — на благо всех живых существ — так как Ишвара проявлен во всём.

Вторая сутра данной главы описывает плоды практики. В версии перевода А. Бейли сутра звучит так: «Цель этих трёх — вызвать душевное видение и устранить препятствия». Другую версию перевода предлагает Свенссон: «Йогическая дисциплина практикуется с целью достижения Самадхи и устранения причин страданий (клеши)». О том, что это за препятствия на пути Садханы описано в сутре третьей этой же главы. В версии перевода А. Бейли сутра звучит так: «Которые являются трудностями, создающими помехи — авидья (невежество), чувство личности, желание, ненависть и чувство привязанности». В версии Загумёнова сутра звучит так: «Клеши — это неведение, эго, страсть, ненависть и страх смерти».

В последующих сутрах этой главы Патанджали подробно описывает эти пять клеш, рассказывает, как они влияют на ум. О том, как их устранить, описано в сутре десятой этой же главы. В версии перевода А. Бейли сутра звучит так: «Эти пять помех, когда они тонко познаны, можно преодолеть противоположным умственным настроем». Немного иной смысл сутры раскрывает перевод Кришнамачарьи: «Когда кажется, что помехи отсутствуют, очень важно оставаться бдительным». Также интересный перевод предлагает Загумёнов: «Эти тонкие клеши следует уничтожить противодействием (прати-прасава)». О том, чем является это противодействие, Патанджали пишет в сутре 11 этой главы. В версии перевода Загумёнова сутра звучит так: «Дхьяна устраняет эти видоизменения». В следующей сутре Патанджали поясняет, почему важно устранить эти клеши. В версии перевода Свенссона сутра звучит так: «Последствия поступков (кармы) коренятся в этих причинах страданий и должны быть изжиты в нынешнем и будущем рождениях». Очень важное пояснение — пять клеш формируются не просто так, они сформированы благодаря наличию самскар — кармических отпечатков, обусловленных прошлыми действиями. И именно в процессе Дхьяны, медитации, происходит устранение самскар, которые, в свою очередь, и формируют клеши. Важно понимать, что самскары не устраняются одной лишь Дхьяной — она лишь запускает процесс их уничтожения. Однако, если причина для переживания страдания создана, то страдание будет пережито. Но процесс Садханы позволяет, во-первых, ускорить процесс отработки кармы, а во-вторых, карма в этом случае будет проявляться наиболее мягким способом.

Таким образом, уничтожая накопленную карму, Садхана уничтожает и клеши. О важности разрушения оков кармы в процессе Садханы сказано в сутре 13 этой главы. В версии перевода А. Бейли сутра звучит так: «Пока эти корни (санскары) существуют, их результатом будет рождение, жизнь и переживания, вызывающие удовольствие или боль». Речь о том, что накопленная нами карма приводит к невежеству, потому что именно через призму своих кармических отпечатков — самскар, мы видим объективную реальность, которая в процессе этого искажается. Пока не уничтожена вся накопленная карма, омрачения будут сохраняться и влиять на наше мировоззрение и поведение. Далее во второй главе описывается, как действует карма и как от неё можно освободиться, разрушив Авидью — невежество. В сутре 28 Патанджали указывает на то, что регулярная практика йоги приводит к очищению и Освобождению. А в следующей 29 сутре этой главы Патанджали излагает последовательность практик йоги, так называемую «восьмиступенчатую систему» — Яма, Нияма, Асана, Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна, Самадхи. Перевод этой сутры версии Кришнамачарьи довольно подробно раскрывает суть всех ступеней: «Существует восемь компонентов йоги. Это Яма — наше отношение к окружению. Нияма — наше отношение к себе. Асана — упражнения с телом. Пранаяма — упражнения с дыханием. Пратьяхара — ограничение наших ощущений. Дхарана — способность направлять наш разум. Дхьяна — способность развить взаимодействие с тем, что мы стремимся понять. Самадхи — полная интеграция с объектом, который мы намерены понять».

Далее в этой главе Патанджали подробно описывает все восемь ступеней йоги, а также сиддхи (мистические способности), обретаемые в процессе безукоризненной практики этих ступеней. Яма и Нияма являются опорой на пути йоги, так как позволяют не создавать новой негативной кармы, которая является главным препятствием на пути духовного развития. Также Патанджали указывает на то, что овладение каждым из качеств Ямы и Ниямы гармонизирует сознание человека и мир вокруг него. Так, к примеру, совершенство в ахимсе — ненасилии прекращает и процессы проявления насилия в отношении человека, а совершенство в Сатье — благожелательной правдивости позволяет человеку силой слова менять реальность. И все сиддхи, обретаемые посредством совершенствования в Яме и Нияме, также обусловлены кармой. Если человек не причиняет вреда никому — значит, и ему вред причинён быть не может, а если его слова никогда не противоречат реальности, то реальность всегда будет синхронизирована с его словами, поэтому всё, что он скажет — сбывается. Гармонизация взаимоотношений с окружающим миром — это плоды лишь первых двух этапов Садханы: Ямы и Ниямы. Под Асаной Патанджали понимал не физические упражнения, а лишь «устойчивое положение тела», которое нужно для дальнейших медитативных практик. Пранаяма описана Патанджали как «управление праной», энергией в теле. Прана и ум неразрывно связаны. Если прана гармонично движется по телу — это кардинальным образом влияет на ум. И только после обретения контроля над праной, Патанджали рекомендует приступать к практикам работы с умом. Пратьяхара — формирование индифферентного отношения к внешним раздражителям. Дхарана — концентрация на объекте медитации. Дхьяна — полное слияние ума с объектом медитации. Самадхи — состояние, которое сложно поддаётся словесной интерпретации и постигается лишь на личном опыте.

Таким образом, Садхана — это духовная практика, ведущая к Освобождению. В «Йога-сутрах» Патанджали подробно описано пошаговое продвижение по этому пути, а также плоды практики на каждом её этапе.

Прочитать и узнать о других терминах йоги можно в нашем словаре йоги.