Содержание
Для достижения любой цели необходимо прикладывать усилия. В соответствии с законом кармы, чтобы получить следствие, нужно создать причину. Чтобы достичь успеха в йоге, следует неустанно практиковать. В «Йога-сутрах» Патанджали рассматривает такой термин, как «Садхана». Описанию Садханы посвящена вся вторая глава — «Садхана-пада».
Что такое Садхана? Определение и суть практики
Это может быть:
- медитация;
- хатха-йога;
- начитка мантр;
- карма-йога.
Всё, что содержит в себе элемент аскетизма или элемент служения живым существам, является духовной практикой. Важно понимать, что оба эти аспекта — два важных условия для успешного продвижения по пути духовного развития. В самой первой сутре второй главы кратко описываются главные элементы Садханы.
Три главных аспекта Садханы по версии А. Бейли
В версии перевода А. Бейли сутра звучит так:Тапас, свадхьяя и ишвара пранидхана — вот три главных аспекта на пути Садханы.Йога действия, ведущая к единению с душой, — это огненное устремление, духовное чтение и преданное служение Ишваре.
А. Бейли
Трактовка Садханы по Кришнамачарье
Другую грань этой сутры раскрывает перевод Кришнамачарьи:В данной версии перевода речь идёт о том, что аскетизм в разумных пределах очищает тело и ум и открывает путь к Вичаре — самоисследованию. Также Кришнамачарья упоминает о том, что не следует привязываться к плодам действий, посвящая их Ишваре — высшему сознанию, или, в другой трактовке, — на благо всех живых существ, так как Ишвара проявлен во всём.Упражнения йоги должны уменьшить ментальную и физическую нечистоту. Они должны развить нашу способность к самоисследованию и помочь нам понять при окончательном анализе, что мы не являемся хозяевами всех своих поступков.
Кришнамачарья
Плоды практики Садханы. Устранение препятствий
Другую версию перевода предлагает Свенссон:Цель этих трёх — вызвать душевное видение и устранить препятствия.
А. Бейли
О том, что это за препятствия на пути Садханы, описано в третьей сутре этой же главы.Йогическая дисциплина практикуется с целью достижения Самадхи и устранения причин страданий (клеши).
Свенссон
Пять клеш (препятствий) на пути Садханы
В версии Загумёнова сутра звучит так:Которые являются трудностями, создающими помехи — авидья (невежество), чувство личности, желание, ненависть и чувство привязанности.
А. Бейли
Клеши — это неведение, эго, страсть, ненависть и страх смерти.
Загумёнов
Устранение клеш посредством Дхьяны
В последующих сутрах этой главы Патанджали подробно описывает эти пять клеш и рассказывает, как они влияют на ум. О том, как их устранить, описано в десятой сутре этой же главы. В версии перевода А. Бейли сутра звучит так:Немного иной смысл сутры раскрывает перевод Кришнамачарьи:Эти пять помех, когда они тонко познаны, можно преодолеть противоположным умственным настроем.
А. Бейли
Также интересный перевод предлагает Загумёнов:Когда кажется, что помехи отсутствуют, очень важно оставаться бдительным.
Кришнамачарья
О том, чем является это противодействие, Патанджали пишет в одиннадцатой сутре этой главы. В версии перевода Загумёнова сутра звучит так:Эти тонкие клеши следует уничтожить противодействием (прати-прасава).
Загумёнов
В следующей сутре Патанджали поясняет, почему важно устранить эти клеши. В версии перевода Свенссона сутра звучит так:Дхьяна устраняет эти видоизменения.
Загумёнов
Важное пояснение: пять клеш формируются не просто так, они обусловлены наличием самскар — кармических отпечатков прошлых действий. В процессе Дхьяны, медитации, происходит устранение самскар, которые, в свою очередь, формируют клеши. Важно понимать, что самскары не устраняются одной лишь Дхьяной — она лишь запускает процесс их уничтожения. Однако, если причина для переживания страдания создана, то страдание будет пережито. Процесс Садханы позволяет, во-первых, ускорить процесс отработки кармы, а во-вторых, карма в этом случае будет проявляться наиболее мягким способом.Последствия поступков (кармы) коренятся в этих причинах страданий и должны быть изжиты в нынешнем и будущем рождениях.
Свенссон
Уничтожение кармы и клеш через Садхану
Уничтожая накопленную карму, Садхана уничтожает и клеши. О важности разрушения оков кармы в процессе Садханы сказано в тринадцатой сутре этой главы. В версии перевода А. Бейли сутра звучит так:Речь идёт о том, что накопленная карма приводит к невежеству, потому что именно через призму своих кармических отпечатков — самскар — мы видим объективную реальность, которая в процессе этого искажается. Пока не уничтожена вся накопленная карма, омрачения будут сохраняться и влиять на мировоззрение и поведение. Далее во второй главе описывается, как действует карма и как от неё можно освободиться, разрушив Авидью — невежество. В двадцать восьмой сутре Патанджали указывает на то, что регулярная практика йоги приводит к очищению и Освобождению. А в следующей, двадцать девятой, сутре этой главы Патанджали излагает последовательность практик йоги, так называемую «восьмиступенчатую систему»: Яма, Нияма, Асана, Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна, Самадхи.Пока эти корни (санскары) существуют, их результатом будет рождение, жизнь и переживания, вызывающие удовольствие или боль.
А. Бейли
Восьмиступенчатая система йоги по Кришнамачарье
Существует восемь компонентов йоги. Это Яма — наше отношение к окружению. Нияма — наше отношение к себе. Асана — упражнения с телом. Пранаяма — упражнения с дыханием. Пратьяхара — ограничение наших ощущений. Дхарана — способность направлять наш разум. Дхьяна — способность развить взаимодействие с тем, что мы стремимся понять. Самадхи — полная интеграция с объектом, который мы намерены понять.
Кришнамачарья
Яма и Нияма: фундамент йогического пути
В этой главе Патанджали подробно рассматривает восемь ступеней йоги и сиддхи (мистические способности), достигаемые благодаря их безупречной практике. Яма и Нияма – основа йогического пути. Они помогают избежать накопления новой негативной кармы, которая является главным препятствием для духовного развития. Патанджали утверждает, что освоение каждого качества Ямы и Ниямы гармонизирует сознание практикующего и окружающий его мир.Ахимса и Сатья: примеры гармонизации
Например, совершенство в ахимсе (ненасилии) останавливает проявление насилия по отношению к человеку. Совершенство в сатье (благожелательной правдивости) даёт возможность силой слова менять реальность. Все сиддхи, обретаемые через совершенствование в Яме и Нияме, также зависят от кармы.Кармические последствия Ямы и Ниямы
Если человек не причиняет никому вреда, то и ему вред не будет причинён. Если его слова всегда соответствуют действительности, то реальность будет синхронизирована с его словами, и всё сказанное им будет сбываться. Гармонизация отношений с окружающим миром – это результат первых двух ступеней садханы: Ямы и Ниямы.Последующие ступени йоги: от Асаны до Самадхи
Патанджали трактовал асану не как физическое упражнение, а как «устойчивое положение тела», необходимое для последующих медитативных практик.Пранаяма: управление жизненной энергией
Пранаяма описывается Патанджали как «управление праной», энергией в теле. Прана и ум тесно связаны. Гармоничное течение праны по телу оказывает существенное влияние на ум. Только после достижения контроля над праной Патанджали рекомендует начинать практики работы с умом.Работа с умом: от Пратьяхары до Самадхи
Пратьяхара – развитие безразличного отношения к внешним раздражителям. Дхарана – сосредоточение на объекте медитации. Дхьяна – полное слияние ума с объектом медитации. Самадхи – состояние, которое трудно описать словами и которое постигается только через личный опыт. Яма и Нияма сиддхи (мистические способности)
Заключение. Садхана как путь к Освобождению
Прочитать и узнать о других терминах йоги можно в нашем словаре йоги.