Сознание. Мы часто употребляем этот термин. «Потерять сознание», «прийти в сознание» и так далее. Что же такое сознание? Материя? Или нечто нематериальное? Где находится сознание? Может ли оно существовать вне тела? Ответы на эти вопросы до сих пор не имеют однозначных ответов, и всё строится лишь на предположениях, в которые нам предлагают просто поверить. «Потерять сознание» — выражаясь так, мы подразумеваем, что сознание может существовать вне тела.
Ни учёные, ни философы не могут до сих пор дать точного определения того, что такое сознание. И уже тем более — где оно находится. Околосмертные переживания тех, кто пережил коматозное состояние, подтверждают тот факт, что сознание может существовать вне тела. Есть и опровержения концепции околосмертных переживаний, дескать, всё объясняется кислородным голоданием мозга. Но как кислородным голоданием мозга объясняется тот факт, что человек, лежавший без чувств, затем описывает не только то, что происходило в помещении, но также в точности рассказывает и о том, что происходило за его пределами — на этот вопрос у скептиков ответа нет.
Читта — именно этим термином в йоге объясняется принцип наличия сознания у живого существа. В различных школах йоги могут быть разные интерпретации этого термина, но в целом читта определяется как высший интеллект или внутренний психический инструмент для познания реальности. Проще говоря, читта — это зеркало, в котором отражается объективная реальность. И чем чище будет это зеркало, тем боле объективно мы сможем воспринимать реальность. Как писал Патанджали в «Йога сутрах»: волнения читты обуславливают различные дефекты восприятия и собственно авидью — невежество.
Существует также версия перевода понятия «читта», как ‘ум’, но это не совсем точный перевод, хотя в некотором контексте можно поставить знак равенства между понятиями «читта» и «ум». Но ум имеет другое определение — манас, и манас является частью читты. Об этом писал Айенгар в комментариях к «Йога сутрам» Патанджали: «Патанджали определяет йогу как обуздание читты, сознания. Понятие читта гораздо шире понятия ума. Она имеет три составляющие: ум (манас), разум (буддхи) и эго (ахамкара), которые являются частями единого целого». Таким образом, ум является лишь частью читты — сознания. Как верно подметил Айенгар — Патанджали даёт определение йоги как «обуздание читты», а точнее — обуздание волнений читты. Именно волнения сознания, на которые в самом начале своего философского трактата обратил внимание Патанджали, и являются причиной авидьи — невежества.
В данном случае читту можно сравнить с небом, вритти — с облаками, плывущими по небу, а солнце, которое эти облака скрывают, — есть наше истинное «Я». Подобно тому, как облака заслоняют собой солнце, так и вритти — волнения сознания — заслоняют собой наше истинное «Я». И именно поэтому цель йоги — прекратить волнения читты, чтобы разрушить авидью — невежество и познать свою истинную суть.
Согласно философии йоги, читта сама по себе является видоизменением Пракрити — изначальной природы, первоматерии, первоосновы всего сущего. Метафорически выражаясь, Пракрити можно сравнить с зеркалом, в котором отражается Пуруша — высшее сознание. И чем чище будет читта от различных видоизменений, тем ярче в ней будет отражён Пуруша. О видоизменениях, которым подвергается читта, Патанджали также упоминал в своём трактате, а именно в сутре шестой главы первой.
В версии перевода Свами Сатьянанды Сарасвати сутра звучит так: «Пять типов проявлений ума — это правильное знание, неправильное знание, фантазия, сон и память». И вот устранение этих пяти вритти позволяет достичь успокоения читты, что собственно и является целью йоги. О том, как именно достичь прекращения волнений читты Патанджали описывает в сутре 14 главы первой. В версии перевода Свами Вивьекананды сутра звучит так: «Устойчивых результатов можно добиться долгими непрерывными стараниями и великой любовью».
Подводя итог, можно сказать, что определением «читта» в йоге обозначается наше сознание. Согласно «Йога сутрам» Патанджали, наше сознание подвергается пяти видам волнений, которые являются причиной авидьи, и, как следствие — страданий, потому как именно по причине невежества люди совершают неблаговидные поступки, которые в соответствии с законом кармы приводят к страданиям. Совершая поступки, человек создаёт самскары — деформации читты, которые затем вынуждают человека пережить всё то, что он сделал в отношении других. И чтобы прекратить страдания, нужно разрушить авидью.
Авидья разрушается устранением вритти — волнений читты. Как очень точно подметил Айенгар в своих комментариях к «Йога сутрам» Патанджали, цель йоги — «провести человека через оболочки его собственного существа». И это достигается путём неустанной работы над своим сознанием — читтой. То же самое сказано и в версии перевода Свенссона сутры второй главы первой: «Йога — это обуздание волнений, присущих уму». В данном случае, под умом подразумевается не манас, который является частью читты, а именно читта — сознание. И сознание, лишённое воздействия вритти, обретает чистое восприятие реальности.
Прочитать и узнать о других терминах йоги можно в нашем словаре йоги.