«О чём мы думаем, тем мы и становимся» — ключевой принцип работы нашего сознания. От того, куда направлено наше внимание, зависит то, в каком направлении будут происходить перемены в нашей жизни.
Реальность, окружающая нас, изменчива и непостоянна, но в каждый момент она обусловлена состоянием нашего ума. Именно поэтому часто можно заметить, что два человека, которые находятся в одной и той же пространственно-временной точке, могут видеть разную реальность. Дело в том, что воспринимаемое зависит от нашего умонастроения. А наше умонастроение — от тех объектов, мыслей, образов, на которых мы концентрируемся. По этому принципу построены все медитативные практики: концентрируясь на чём-либо возвышенном, человек обменивается энергией с объектом своей концентрации и таким образом эволюционирует.
«Даршана» — одно из ключевых понятий в ведической философии. В переводе с санскрита это слово означает ‘лицезрение’ или просто ‘зрение’. Объектами даршаны могут быть образы богов, святых, учителей, а также просто святых мест, таких, как горы Гималаи и река Ганга.
Созерцание этих объектов в правильном умонастроении позволяет сонастроиться с тем или иным проводником высших сил и тем самым обменяться с ним энергией.
Также практикующие Даршану верят, что в момент созерцания образа происходит двусторонний контакт: не только практик связывается с тем или иным божеством или учителем, но и объект созерцания также устанавливает связь с практиком. На данной идее основано множество практик традиции бхакти-йоги.
К примеру, такая широко распространённая в традиции индуизма практика, как Абхишека — омовение образов божеств или учителей — у непосвящённых может вызвать недоумение: образы божеств омываются мёдом, молоком, йогуртом, сахаром и маслом гхи. То, что на первый взгляд выглядит как нерациональный перевод продуктов, имеет глубокий сакральный смысл.
Абхишека — это своего рода разновидность Даршаны: во время омовения образов все присутствующие, а особенно выполняющие ритуал, концентрируются на образе божества и обмениваются энергией с высшими силами. По окончанию практики собирают чаранамриту — священный напиток, который образуется в процессе омовения.
Объектом Даршаны является так называемая «мурти» — статуя учителя или божества. В переводе с санскрита это слово означает ‘проявление’. Практики поклонения и созерцания мурти наиболее распространены в традиции индуизма, впрочем, существуют и некоторые буддийские школы, которые также устанавливают мурти просветлённых учителей, будд и бодхисаттв. Наиболее распространены мурти индуистской традиции — Шива, Кришна, Вишну и Ганеша.
Изготовление мурти чаще всего осуществляется с использованием металла, а также камня или дерева. Таковы предписания шастр, а именно, «Шилпа-шастры».
Образ Даршаны может быть как антропоморфным, так и теориоморфным, как в случае с Ганешей, где образ человека совмещён с образом слона. Создание образов Даршаны — это чёткое следование инструкции, здесь нет места художественному вымыслу мастера: образ должен быть именно таким, каким его представляют в той или иной традиции.
Также Даршана может осуществляться в качестве визуализации. То есть практик представляет в своём сознании некий аспект божества или учителя, концентрируясь на нём. Подобные практики наиболее распространены в буддизме традиции Махаяны и Ваджраяны. Большая часть практик Ваджраяны основана именно на Даршане в отношении визуализируемого объекта и на процессах обмена энергией с объектом визуализации.
К примеру, в традиции школы Карма Кагью объектом Даршаны является Кармапа шестнадцатый, и практика Даршаны предусматривает визуализацию образа этого учителя, а также обмен энергией на трёх уровнях. Это осуществляется путём визуализации белого, красного и синего света, исходящего изо лба, горла и сердца учителя соответственно.
По этому же принципу построена и такая йогическая практика, как тратака: в этом случае объект может быть как реальным, так и визуализируемым. Наиболее распространённым является вариант созерцания свечи, но вместо свечи практик может созерцать любой вдохновляющий его образ — Будды, Кришны, Христа, Шивы и так далее. И, концентрируясь на этом образе, приобретать соответствующие благие качества.
Стоит отметить, что принцип Даршаны — приобретение качеств объекта созерцания — работает и в негативном аспекте. Когда мы концентрируемся на чём-то негативном, осуждаем кого-либо или гневаемся, мы точно так же, словно губка, впитываем негативные качества того, кого осуждаем. Собственно, принцип остаётся тем же, просто объект нашей «медитации» меняется на негативный. Так устроен наш ум: он отождествляет себя со всем, на чём концентрируется.
Важно понимать, что принцип Даршаны постоянно присутствует в нашей жизни. В широком смысле Даршана — это всё, на чем мы сосредотачиваем наше внимание. Поэтому нужно следить за тем, на чём мы концентрируемся.
Прочитать и узнать о других терминах йоги можно в нашем словаре йоги.