Измени себя — изменится Мир вокруг

Словарь йоги. Аваччхеда

Слушать аудио 0:00 / 05:57
Текст читает: Павел Каминский

Согласно многим учениям, именно иллюзия двойственности является причиной страданий. Так дождь, идущий в жаркий летний день, может восприниматься умом как приятное явление. Тот же самый дождь, идущий в холодную осеннюю пору, да ещё и в сочетании с ветром, будет воспринят как страдание. Это и есть двойственное восприятие реальности. Таково свойство обусловленного ума, он постоянно разделяет события и объекты на приятные и неприятные. «Аваччхеда» в переводе с санскрита означает «разделённость» или «отделённость». То есть речь идёт именно о двойственном восприятии реальности. Навешивая ярлыки на всё, что нас окружает, мы постепенно становимся всё более обусловленными. Шаблоны восприятия и модели поведения – всё это последствия такого явления, как Аваччхеда.

Термин «Аваччхеда» также можно рассмотреть и в другом ключе. Речь идёт о двойственном восприятии в виде разделения себя и окружающего мира. Восприятие себя как чего-то отдельного от окружающей действительности также является невежеством. Учение о недвойственности наиболее проявлено в философской школе адвайта-веданты, где утверждается, что всё есть проявление Брахмана – высшего сознания. И лишь обусловленный ум человека видит многообразие. Так или иначе, во многих школах и традициях встречается идея о первооснове всего сущего. Аваччхеда является последствием Авидьи – невежества. И во многих религиях сказано о том, что всё существующее связано и имеет одну изначальную первооснову. Особенно идея высшего сознания, которое, принимая разные формы, порождает всё, популярна в дхармических религиях. Так в даосизме эта первооснова называется Дао, в буддизме Махаяны – Ади-Будда, в индуизме – Брахман.

И Аваччхеда является признаком материалистичного сознания. Разделение мира на «Я» и «не-Я» и является корнем многих других заблуждений. Что касается доказательств того, что весь материальный мир имеет изначальную первооснову, то идею о единстве всего сущего поддерживает также и квантовая физика. Так на уровне строения атомов все вещи практически полностью состоят из пустоты: ядро, в котором содержится практически весь вес атома, занимает всего 0,0001 размера самого атома. Таким образом, с точки зрения квантовой физики, первоосновой материи является пустота, и лишь процессы притяжения и отталкивания между атомами создают иллюзию твёрдых тел.

Разрушение Аваччхеды полностью происходит в процессе достижения состояния Самадхи. Не существует точного перевода и тем более точного определения этого понятия, так как это состояние, которое невозможно описать понятиями материального мира, – это глубокое медитативное осознание истинной природы вещей. Если говорить условно, то Самадхи – это состояние, в котором исчезает субъектно-объектная дихотомия, то есть иллюзия отдельного существования индивидуального «Я». А если говорить метафорически, капля, которая находится в океане, перестаёт считать себя самостоятельной частицей и осознаёт себя частью океана. Таким образом, если представить, что капля в океане обладала бы процессом мышления, свойственным человеку, то восприятие себя каплей, отдельной от всего окружающего океана, – это и есть Аваччхеда. Когда же капля понимает, что она не только часть океана, но и более того, она одновременно и капля, и океан, – это и есть процесс освобождения от такого невежества, как Аваччхеда.

Эгоистичное сознание и эгоистичное мировоззрение берут своё начало именно в таком заблуждении, как Аваччхеда. Разделение окружающих на друзей и врагов, а процессов на приятные и неприятные является последствиями Аваччхеды и приводит к большим страданиям. Существует два уровня освобождения от Аваччхеды – теоретический и практический. Как уже говорилось выше, практически осознать единство всего сущего и себя каплей великого океана можно только в состоянии Самадхи. Но это состояние довольно труднодостижимо, а двойственное восприятие уже сегодня причиняет человеку много страданий. И существует теоретическое понимание единства окружающего мира. Опираясь на опыт великих учителей прошлого и писания, можно теоретически предположить, что мы и окружающий нас мир – едины и взаимосвязаны. Наиболее полно вопрос единства и тождества нашего «Я» и окружающего мира рассмотрен в Упанишадах. Так «Айтарея-упанишада» гласит: «Сознание есть Брахман». То есть любое проявление сознания – это проявление Бога. В «Мандукья-упанишаде» сказано: «Атман есть Брахман». В данном случае речь о том, что индивидуальная душа тождественна высшему сознанию. И «Брихадараньяка-упанишада» говорит: «Я есмь Брахман». То есть любое живое существо есть проявление Бога.

Под понятием «Брахман» можно рассматривать ту самую первооснову всего существующего, о которой говорят многие религии, и, говоря о тождестве нашего «Я» с Брахманом, можно глубоко размышлять и медитировать на то, что мы на глубинном уровне все имеем одну и ту же изначальную природу – природу чистого, необусловленного сознания. И даже такое теоретическое понимание этого вопроса в какой-то мере избавляет от Аваччхеды – двойственного восприятия мира.

Прочитать и узнать о других терминах йоги можно в нашем словаре йоги.