Большинство из нас привыкли думать, что окружающий мир – это объективная реальность, и окружающие нас люди видят примерно то же самое, что и мы. К сожалению или к счастью, это не совсем так. Точнее, совсем не так. В качестве пояснения часто приводятся такие термины, как «сознание мухи» и «сознание пчелы».
Так, муха, летящая по городу, везде будет видеть только навоз, даже если во всём городе найдётся только одна такая куча. Всего остального муха в упор не заметит. Что же касается пчелы, она повсюду будет видеть цветы и возможность собрать нектар. Каков же вывод? Город один и тот же, улицы одни и те же, но муха видит только навоз, а пчела – только цветы. Неужели эти насекомые существуют в параллельных реальностях?
Вовсе нет. В данном примере насекомые в одном и том же месте видят разную действительность лишь потому, что у них разное умонастроение. Проще говоря, они выбирают для себя разные объекты концентрации. Муха ищет навоз, пчела – нектар. И среди огромного изобилия объектов они замечают только то, на чём концентрируются. Нельзя сказать, что все остальные объекты исчезают, – нет, они просто теряют своё значение.
Санскритский термин «Адхьяропа» переводится примерно как «ложное восприятие». Речь как раз об этом: принятие сугубо субъективного видения за объективную реальность. Наиболее ярко рассматривается эта тема в буддизме, где существует концепция шуньяты или «пустотности». Согласно этой идее, все объекты и явления, окружающие нас, полностью лишены независимого, необусловленного, самостоятельного существования, а также каких бы то ни было постоянных признаков. Концепция шуньяты обращает внимание на то, что окружающие нас объекты, во-первых, обладают свойством непостоянства, во-вторых, не являются независимыми от окружающего мира. И восприятие чего-либо как устоявшейся, нерушимой формы – это и есть один из примеров Адхьяропы.
Можно привести пример с человеком, который гневается. Если мы не обладаем должным уровнем осознанности и понимания происходящего, то можем навсегда «навесить ярлык» на этого человека. И именно от этого предостерегает концепция «пустотности». Объективно говоря, каждый из нас может разгневаться, но это вовсе не значит, что все мы – обозлённые на весь мир люди. Воспринимать кратковременную вспышку гнева как признак того, что человек всегда и по каждому поводу гневается, – это и есть Адхьяропа.
Ничто не возникает без причины, и причин гнева у человека может быть много. Даже терпение святого человека имеет свои пределы. Однако это вовсе не значит, что по одному недостойному поступку следует делать какие-то выводы о человеке.
В этом и заключается такое явление, как Адхьяропа: мы воспринимаем собственное субъективное видение за объективную реальность. Но проблема также в том, что у каждого человека – своя субъективная реальность. И часто, когда эти реальности не совпадают друг с другом, возникают недопонимания.
Также Адхьяропа может стать серьёзным препятствием на пути развития человека. Можно привести пример с верёвкой и змеёй. Допустим, что некий человек в тёмное время суток идёт по лесной тропе и видит змею, – его охватывает ужас, и в таком оцепенении он, боясь пошелохнуться, так и стоит до первых лучей солнца, которые, осветив лес, показали человеку, что это не змея, а верёвка. В данном случае Адхьяропа вынудила человека испытать страх при том, что объективных причин для страха не было.
Яркий пример Адхьяропы в одном из крайних проявлений – фобические состояния. Человек, который страдает фобией относительно перспективы заразиться чем-нибудь, будет любое покалывание или першение в горле воспринимать как признак надвигающейся смертельной болезни. А параноик в каждом прохожем будет видеть недоброжелателя, который его преследует. Это наиболее яркие примеры Адхьяропы, которые в обществе уже никак не могут считаться нормой, но, по большому счёту, Адхьяропа присутствует в жизни каждого из нас. Поспешные выводы, однобокие суждения, проекция своих личных переживаний или негативного опыта на те или иные ситуации – всё это создаёт для нас собственную субъективную реальность, которую мы принимаем за действительность. Умение абстрагироваться от своего прежнего опыта и на каждого человека или ситуацию смотреть, как на чистый лист, и не уподобляться той пуганой вороне из популярной пословицы, которая куста боится, – это важный навык, который каждому из нас следует развивать.
Важно понимать, что Адхьяропа – это своего рода призма, очки, через которые мы смотрим на окружающий мир. И неважно, розовые эти очки или в тёмных тонах, – в этом вопросе любая крайность приводит человека к страданиям. Чаще всего причиной Адхьяропы является прошлый негативный опыт. Если когда-либо человека облаяла собака, у него может возникнуть, мягко говоря, недоверчивое отношение ко всем собакам. Насколько такая позиция будет полезной? Адхьяропу можно сравнить с размагниченным компасом: направление он вроде бы показывает, но направление это – неверное. И если наш корабль будет плыть, опираясь на данные такого прибора, к пункту своего назначения мы никогда не прибудем.