Измени себя — изменится Мир вокруг

Словарь Йоги. Брахмавичара

Слушать аудио 0:00 / 05:13
Текст читает: Павел Каминский

Термин «Брахмавичара» состоит из двух санскритских слов: «брахма» и «вичара». Термин «вичара» переводится как ‘исследование’, ‘размышление’, или ‘познавательная медитация’, а вот термин «брахма» указывает на объект этой медитации. В традиции индуизма Брахма считается творцом Вселенной и началом всего сущего. Если же не привязываться к конкретным религиозным терминам, то можно сказать, что Брахма, или Брахман — это высшее сознание, и практика Брахмавичары — это попытка его познать.

Практика медитации основана на идее о том, что мы обмениваемся энергией с тем, на чём концентрируемся. Именно поэтому концентрация на чём-либо негативном (проще говоря, на том, что не ведёт к развитию) крайне не рекомендуется. Зато концентрация на объектах высоковибрационной энергии позволяет практику развиваться. И Брахмавичара — это исследование и попытка познания Брахмана — высшего сознания.

Познание Брахмана может происходить двумя путями: путём медитации на безличностный его аспект или на конкретную личность. Во втором случае это будет медитация на образ любого боговоплощения — Кришны, Будды, Христоса или же любого реализованного учителя. Особенно подобная практика популярна в тибетском буддизме — медитация на образы общепризнанных учителей там является основным методом духовного развития. Можно сказать, что этот метод является более простым, нежели медитация на безличностный аспект Бога, но вместе с тем и более рискованным, так как, неверно выбрав образ для концентрации, можно, обменявшись с ним энергией, нанести себе вред.

Вторым методом Брахмавичары является медитация на безличностный аспект Бога. И только на первый взгляд объектом такой медитации будет нечто абстрактное. Философия веданты утверждает, что Брахман обладает тремя качествами: «сат, чит, ананда» — вечность, знание и блаженство. И в философии веданты считается, что, медитируя на эти качества, можно познать Брахмана. Это и есть практика Брахмавичары. И через эту практику человек способен познать самого себя, а также установить связь между индивидуальной душой и Абсолютом. Об этом часто упоминается в Упанишадах. Широко распространённая цитата гласит: «Аям атма брахма», что означает ‘Этот атман — Брахман’. То есть речь идёт о тождественности и связи между Брахманом и Атманом. И, познавая Брахмана, человек способен осознать этот факт.

Ещё один метод Брахмавичары в плане познания безличностного аспекта Бога практикуется в буддизме. Несмотря на то, что сама концепция наличия Бога там не рассматривается, концепция так называемой шуньяты даёт понимание наличия некой единой изначальной природы всех вещей и явлений. Термин «шуньята» переводится как ‘пустотность’. И различные практики медитации на пустотность — это попытки познать безличностный аспект Бога, который проявлен во всём. И это также является практикой Брахмавичары.

Таким образом, Брахмавичара — это практика, которая отражает саму суть йоги — попытку установить связь между дживой — индивидуальной душой и Брахманом — изначальным сознанием, которое пронизывает всё и является началом всего. Практика Брахмавичары может осуществляться как через посредника — то есть методом медитации на образ того или иного учителя и установления связи с ним (в процессе такого обмена энергией человек сможет познать Брахмана), так и методом медитации непосредственно на безличностный аспект Бога.

Смысл практик Брахмавичары в том, чтобы через познание Абсолюта познать самого себя. О тождестве индивидуальной души и высшего сознания гласит ведическая «махавакья» — великое изречение — «Аям атма брахма». Ещё один результат Брахмавичары, которого достигает практик, — это понимание того, что высшее сознание проявлено во всём. Этой идее следуют представители философской школы адвайта-веданты, проповедуя идею «недвойственности». Эти утверждения также не лишены логики: с точки зрения физики на микромолекулярном уровне всё состоит из пустоты. И если провести параллели между этими понятиями, то можно сказать, что физика также косвенно подтверждает идею единства и тождества всего проявленного мира. И практика Брахмавичары позволяет осознать это на личном опыте.

Высшей ступенью практики Брахмавичары можно считать состояние самадхи, в котором снимаются все различия и двойственность между индивидуальным сознанием и окружающим миром. Метафорически выражаясь, песчинка, поднятая ветром невежества в пустыне, снова падает в бескрайние пески и осознаёт себя их неотъемлемой частью. Познав Брахмана, индивидуальная душа осознаёт себя его частью. Это и есть конечная цель Брахмавичары.

Прочитать и узнать о других терминах йоги можно в нашем словаре йоги.