Измени себя — изменится Мир вокруг

Медитация для начинающих в домашних условиях

Слушать аудио 0:00 / 13:48
Текст читает: Наталия Подолян

«Медитация»... Многие из нас часто слышали это слово. В сознании сразу всплывают пейзажи Индии, странные люди в оранжевых одеждах или сам Будда, пребывающий в созерцании под широким раскидистым деревом. Большинство людей, незнакомых с практиками йоги, слабо себе представляют, что такое медитация. В сознании большинства медитация — это «сидеть и ни о чём не думать» или «пребывать в состоянии безмыслия», а то и вовсе «расслабиться и получать удовольствие». И все эти формулировки в какой-то мере отражают истину. Действительно, если достичь глубинного расслабления, то можно получать удовольствие. Правда, об этом чаще всего говорят люди, которые никогда в жизни даже не пробовали закрыть глаза и успокоить свой ум. А ведь только в успокоенном уме может возникнуть состояние счастья. «Нет счастья, равного спокойствию», — говорил Будда Шакьямуни, и что ещё можно постигнуть сверх этого?

На самом деле, фактически всю повседневную жизнь можно отнести к беспокойству ума. Привязанности, страсти, страхи, гнев, раздражение, сомнения, желания, переживания, обида, ревность, навязчивые воспоминания, неотвязные идеи, мысли о прошлом, постоянное планирование будущего — это всё беспокойство ума. Человек постоянно пребывает своими мыслями либо в размышлениях о прошлом, либо в планах на будущее. Редко кто счастлив в настоящем моменте: человеку всегда чего-то не хватает. Всегда существует иллюзия, что если я обрету то или это, тогда я буду счастлив. Это и есть беспокойство ума, который, подобно назойливой мухе, всё время досаждает нам своей деятельностью. Помните, как это бывает?

Вы, к примеру, читаете книгу в знойный летний день, и тут залетает муха и начинает вам досаждать: то на одно плечо сядет, то на другое, то на лоб, то на щёку, то просто жужжит над ухом. И этими хаотичными действиями муха постоянно заставляет вас совершать телодвижения, раздражаться и гневаться. Примерно так действует наш ум: он постоянно вынуждает нас действовать, причём неважно, на внутреннем плане — в виде мыслей и размышлений — или на внешнем — в виде необдуманных, хаотичных действий.

Что же делать? Как же приструнить эту муху, чтобы она не мешала нам читать увлекательную книгу? Для этого и существует медитация. В этом и есть суть йоги. Это кратко изложил в своих «Йога-сутрах» мудрец Патанджали. Всего лишь четырьмя словами он изложил всю суть йоги: «Йога читта вритти нироддха», что означает: «Йога — это устранение (обуздание) беспокойства (волнений) ума». Именно это и является целью медитации — успокоить ум и обуздать его волнения. Да, можно сказать, что медитация — это «сидеть и ни о чём не думать». Но это очень примитивное понимание такого сложного процесса, как медитация. И оно не даёт нам понимания, как такого состояния достичь, а самое главное — зачем вообще нужно «ни о чём не думать».

Медитация для начинающих в домашних условиях

Итак, как же освоить медитацию с нуля? Для начала следует разобраться, зачем же успокаивать свой ум. Как уже говорилось выше, беспокойство ума причиняет нам определённые страдания. Представьте, что нам, к примеру, нужно решить сложную математическую задачу. Помните, как это было в школе? Вот перед нами вызывающе лежит открытый учебник, вот чистый тетрадный лист, вот ручка, циркуль, карандаш, условие задачи уже написано. Мы аккуратно выводим посередине слово «решение», задумчиво ставим двоеточие и погружаемся в попытки решить задачу. И тут начинает действовать наш ум: он напоминает нам о том, что сейчас разгар выходного дня, что ребята пинают мяч во дворе, что вчера куплено мороженое и терпеливо ждёт в морозилке, что вечером будет интересный фильм. И вместо того чтобы поскорее расправиться с задачей и заняться другими делами, мы сидим и мысленно уже гоняем с ребятами во дворе, одновременно поедая мороженое за просмотром интересного фильма.

Всё это крутится в нашем уме, а открытый учебник остался где-то в параллельной Вселенной. И так порой проходит 10 минут, 20, 30, а то и час. Постоянно одёргивая себя, мы пытаемся вернуться в эту реальность и хоть как-то запихать себе в голову условие задачи, которое, подобно мыльным пузырям, расплывается в воздухе в разные стороны. Ум наш скачет везде где угодно, только не там где нужно; время идёт, ребята во дворе уже заканчивают футбольный матч, а любимый фильм скоро начнётся, но воз, что называется, и ныне там. Мы раздражённо захлопываем учебник, швыряем его, открываем холодильник, берём мороженое и включаем фильм.

Но удовольствия снова не получаем, потому что наш ум теперь рисует нам другие картины — о том, как мы в понедельник получим двойку, и о том, какие за этим последуют меры воспитательного воздействия со стороны мамы. Снова беспокойство ума, снова страдания. Это яркий пример того, как действует наш ум. И так практически всегда. Он отвлекает нас от данного момента, от конкретной задачи, заставляя совершать тысячи умственных или физических действий, 90 % которых являются просто бессмысленной тратой энергии.

Как же обрести контроль над умом? Философ Шантидэва очень кратко изложил, как это сделать: «Дабы уничтожить омрачения, буду я постоянно сосредоточивать ум на совершенном объекте, отвращая его от ложных путей». Возникает вопрос: что же такое совершенный объект? Дело в том, что медитация работает по простому принципу: «О чём мы думаем, тем мы и становимся». Концентрируясь на чём-то, мы обретаем качества этого объекта. Именно поэтому крайне не рекомендуется осуждать кого-либо или критиковать: концентрируясь на негативных качествах человека, мы взращиваем их в себе. Из этого простой вывод: чтобы воспитать в себе позитивные качества, надо концентрироваться на «совершенном объекте» — носителе таких качеств.

Для этого можно взять любой образ, который вас вдохновляет, будь то образ Будды, Иисуса, Кришны или ещё кого-либо, кто для вас является «совершенным объектом». Концентрируясь на «совершенном объекте», мы как бы становимся с ним одним целым и обретаем его качества. И наш ум, подобно паруснику, гонимому сильным ветром, перестаёт проявлять беспокойство и хаотичность.

статуя белой тары

Медитация дома для начинающих

Как же самостоятельно приступить к практике медитации? Для начала следует развить концентрацию. Тут вариантов может быть несколько. Один из самых эффективных — практика «Тратака». Это концентрация на пламени свечи или на точке на стене. Она позволяет научиться контролировать ум и сосредотачивать его на объекте. Когда вы научились сосредотачивать ум на проявленном объекте, начинайте усложнять практику. К примеру, можно начать концентрироваться на повторении мантры. Более лёгкий вариант — повторение мантры вслух, более сложный —про себя.

Тут важно не делать это механически и бездумно, это лишает практику смысла. Важно погружаться в смысл мантры, концентрироваться на её значении, глубоко размышлять над её смыслом. Это будет не только развивать концентрацию, но и возвышать наш разум, потому что — помните? — «о чём мы думаем, тем мы и становимся». И к примеру, концентрируясь на повторении мантры Ом, мы будем перенимать качества Абсолюта, звуком которого и является эта мантра. Развив в себе навыки концентрации на физическом объекте и на мантре, можно попытаться медитировать на какой-либо внутренний образ. Это должен быть тот образ, который вас вдохновляет и качества которого вы хотели бы перенять.

Правильная медитация для начинающих

Итак, что значит «концентрация на образе»? К примеру, концентрируясь на образе Будды, нужно ли визуализировать его в сознании? И да, и нет. С одной стороны, именно так это и происходит, но медитация — это не просто визуализация. Это, в первую очередь, глубокие размышления и созерцание. И визуализируя, к примеру, образ Будды, мы глубоко погружаемся в размышления, концентрируясь на тысяче совершенных качеств Татхагаты –— сострадании, безмятежности, спокойствии, равностном отношении, желании счастья всем живым существам, непривязанности и так далее. Такая медитация позволяет взращивать в себе эти благородные качества и ведёт к успокоению ума и трансформации личности.

Также концентрация на высшем объекте достигается с помощью мантры. При этом мы глубоко размышляем над её смыслом и теми явлениями, которые символизирует мантра. Аналогичным образом можно концентрироваться и медитировать на образ любого божества или духовного учителя. Во-первых, вы будете выстраивать энергетическую связь и энергообмен с ним, а во-вторых, перенимать его качества. Так и реализуется на практике главный принцип медитации «о чём мы думаем, тем мы и становимся».

Практиковать медитацию лучше всего дважды в день — утром и вечером. Утренняя медитация позволяет настроить ум на позитивную волну и удерживать его на этой волне в течение дня. А вечерняя медитация позволяет очистить ум от всего, что было накоплено за день, и подготовить себя к спокойному сну. Регулярно практикуя медитацию дважды в день, уже в течение одного-двух месяцев можно достичь очень хороших результатов в плане контроля над своим умом. Вы заметите, что стали более спокойными и осознанными. Начнут уходить назойливые мысли, возможно, станут исчезать зависимости и навязчивые модели поведения.

В практике главное регулярность — тогда будет эффект. Но важно понимать, что контроль ума в медитации — это лишь тренировка. А настоящая борьба начинается тогда, когда вы выходите из медитации. И все навыки, которые вы приобрели в медитации, нужно применять в жизни. И тогда вся жизнь будет одной сплошной медитацией и состоянием блаженства, независимо от внешних обстоятельств. В этом и есть суть йоги.