Понятие Бога или высшего сознания по-разному рассматривается в различных религиях и традициях. Так, одни поклоняются безличностному аспекту Бога, другие видят в нём личность. Согласно одним философским направлениям, индивидуальная душа и высшее сознание едины, неделимы и тождественны между собой. Согласно другим, полное слияние между ними невозможно, и цель индивидуальной души — лишь выстроить отношения с высшей душой
Параматма является одним из ключевых понятий в ведической философии. В переводе с санскрита этот термин означает ‘высший атман’. В этом словосочетании «парам» означает ‘высший’ или ‘верховный’, а «атман» — ‘душа’ или ‘я’. В «Тайттирия-упанишаде» сказано, что Параматма является основой и источником всего, то есть изначальной субстанцией. Так, в этом тексте утверждается, что из Параматмы возникает самая тонкая материя — пространство, из которого, в свою очередь, возникают более грубые материи — стихии ветра, огня, воды, земли. Из земли возникают травы, из них вырастает пища и, питаясь пищей, рождаются люди.
В «Атма-упанишаде» описывается, что живые существа обладают троичной природой: физическим телом, психикой и высшим «Я». Там же, в «Атма-упанишаде», говорится, что Параматма — это и есть истинная сущность всех живых существ. В данном тексте Параматма описывается как не рождающаяся, не умирающая, не подверженная разрушению, чистая, непостижимая, бездеятельная, беззвучная, неосязаемая, неописуемая и лишённая каких бы то ни было качеств сущность.
В «Чхандогья-упанишаде» описывается идея тождественности Атмана и Параматмы. Так, автор говорит: «Вот мой Атман в сердце — это Брахман». В этом же тексте мудрец Уддалаки даёт наставления своему сыну и поясняет, что индивидуальная душа тождественна Параматме.
Интересное пояснение того, что такое Параматма и джива, а также какие между ними отношения, можно встретить в «Мундака-упанишаде», где индивидуальная душа описывается, как птица, сидящая на дереве и поедающая плоды своих действий, плоды кармы. Что же касается Параматмы, то она также сравнивается с птицей, которая выступает наблюдателем этого процесса. Аналогичное описание отношений между дживой и Параматмой встречается также в «Ригведе».
Интересный взгляд на Параматму был озвучен Кришной в его наставлениях Арджуне, которые приведены в «Бхагавад-гите». Так, в 13 главе описано, что такое Параматма или Сверхдуша. В стихе 15–16 говорится: «Сверхдуша является первоисточником всех чувств, хотя Сама не обладает ими… Высшая Истина пребывает внутри и вне всех живых существ, как движущихся, так и неподвижных. Поскольку Она тонкая по природе, Её невозможно постичь с помощью материальных чувств. Она бесконечно далеко и вместе с тем очень близко».
Так, Параматма понимается в «Бхагавад-гите» как абсолютно трансцендентная сущность, не поддающаяся описанию в категориях материального мира. Далее, в главе 13 сказано, что Параматма присутствует в сердце каждого живого существа, но в то же время едина и неделима. Также Параматма является источником всего, даже «света во всех светилах». Несколько иной взгляд предлагают философские школы Адвайта-веданты, которые утверждают, что лишь Параматма является истинной вечной сущностью всех живых существ; индивидуальной же души, обладающей вечной неразрушимой природой, не существует, точнее, такое существование признаётся иллюзией.
Вишнуизм предлагает идею существования вечной души, не тождественной Параматману, а выступающей его автономной частью. Проявлением же Параматмы считается Бог как личность. В отличие от философии адвайта-веданты, последователи вишнуизма считают реальным существование индивидуальных душ, задача которых — вырваться из круговорота перерождений путём развития отношений с Богом.
Таким образом, несмотря на разногласия отдельных философских школ, большинство из них едины во мнении, что Параматма является первоосновой всего, изначальной субстанцией, которая порождает всё. Эту идею поддерживает и философия буддизма, где хоть и не рассматривается идея наличия Бога (как, впрочем, и не отрицается), но присутствует идея «пустоты» — изначальной природы всех объектов и явлений. И эта концепция очень близка к идее Параматмы как источника всего сущего.
Различия во взгляде философских школ возникают лишь при рассмотрении вопросов наличия или отсутствия индивидуальной души у живых существ, а также её отношений с Параматмой. Полярными являются взгляд адвайта-веданты относительно того, что наличие индивидуальной души является иллюзией, и позиция двайта-веданты, последователи которой считают, что живые существа обладают индивидуальной душой, а Параматма является лишь источником и наблюдателем за деятельностью дживы.
Также интересно сравнение концепции Параматмы с положениями квантовой физики, согласно которым все объекты в материальном мире практически полностью состоят из пустоты, то есть на микромолекулярном уровне всё имеет одну изначальную первооснову. Проведя параллели между пустотностью объектов и идеей Параматмы как основы всего, можно увидеть сходства между открытиями современной науки и Ведами.
Прочитать и узнать о других терминах йоги можно в нашем словаре йоги.