Измени себя — изменится Мир вокруг

Саттвичное питание

Слушать аудиоверсию 0:00 / 08:04
Текст читает: Павел Каминский

Перед тем как рассказать о саттвичном питании, следует напомнить читателю о том, что такое саттва.

Саттва — это одна из гун (качеств) материальной природы. Как поведано в «Бхагавадгите» (древнеиндийском источнике философского и религиозного знания), это гуна благости, которая просветляет и избавляет живое существо от грехов, устремляет его к знанию и к ощущению счастья.

В Аюрведе пищу принято подразделять на саттвичную, раджасичную и тамасичную в зависимости от того, проявление каких качества ума она стимулирует. Например, саттвичная пища довольно легко переваривается организмом, приносит здоровье, повышает ясность ума; раджасичная — улучшает мыслительную активность, при этом возбуждая нервную систему, а тамасичная пища тяжела для переваривания, она притупляет сознание, вызывает состояние вялости и подавленности и, как правило, ведёт к заболеваниям.

Употребление саттвичной пищи способствует развитию любви (не страсти!), сострадания, всепрощения и аскетизма. К таким продуктам относятся:

  • свежие фрукты
  • овощи (приготовленные на пару)
  • свежевыжатый сок
  • молоко
  • масло гхи

Молоко и масло гхи хороши тем, что увеличивают оджас (высшую форму энергии человеческого организма) и прану (жизненную силу).

Есть некоторые особенности принятия пищи (даже саттвичной), которые будут способствовать возникновению тамасичного состояния сознания:

  • употребление несвежих продуктов
  • переедание
  • приём пищи в дурной компании, в осквернённом месте, в плохом настроении

Такое тяжёлое воздействие тамасичных продуктов проявляется исключительно при их бесконтрольном употреблении. В маленьких же количествах такая еда поддерживает состояние стабильности. Например, при преобладании раджаса в уме небольшая порция тамасичной пищи поможет человеку заземлиться, успокоиться и наладить сон.

В книге «Домашние средства аюрведы» Васант Лад приводит следующий список саттвичных продуктов питания.

Фрукты: манго, гранаты, кокосы, инжир, груши, персики.

Зерновые: рис, тапиока.

Овощи: сладкий картофель, латук, петрушка, спраутсы, некоторые виды тыквы (не уточняет).

Бобовые: маш, жёлтая чечевица, фасоль обыкновенная, лимская фасоль.

Молочные продукты: молоко, свежие домашняя простокваша и творог.

Мясо: НЕТ!

По поводу молока следует отметить следующее: оно принесёт благо вашему телу и сознанию только в том случае, если взято от домашних животных, которых выращивают в условиях любви и заботы. Иначе оно оказывается продуктом, полученным в условиях насилия (как и мясо), так как, чтобы корова давала молоко в бидон, её телёнка нужно пустить в мясорубку (чтобы не пил материнское молоко), а сами коровы вынуждены страдать от непрекращающихся маститов с последующим попаданием гноя в молоко. Как вам такая саттва?

Поэтому, если не получается обеспечить себя молочными продуктами домашнего производства, хорошей альтернативой послужит веганский рацион питания на основе растительного молока: овсяного, рисового, миндального, кокосового и других видов. То же касается употребления масла гхи. Альтернативой могут послужить любые растительные масла в зависимости от цели и способа приготовления пищи.

Саттвичное питание для разных типов конституции

Все люди разные — от внешнего вида до внутренних процессов всех систем организма. Данное разнообразие порождает много видов конституции людей. Виной тому наличие дош — «несовершенств» в наших организмах, которые «наполняют» нас переизбытком либо огня, либо слизи, либо ветра, чаще — двух из трёх элементов одновременно. Как следствие, для того чтобы прийти к саттвичному состоянию сознания, каждому конституциональному типу придётся придерживаться своего рациона питания, который будет гармонизировать именно этот тип.

Аюрведа выделяет шесть основных вкусов потребляемой пищи (продуктов):

  • сладкий
  • кислый
  • солёный
  • острый
  • горький
  • вяжущий

Считается, что преимущественно сладкий вкус является саттвичным. Но, как мы уже обозначили выше, существуют разные типы конституции, соответственно, для каждого типа имеются свои подходящие вкусы, которые будут гармонизировать вышедшую из равновесия дошу.

Для ваты это будут кислый, сладкий и солёный вкусы. Для питты — сладкий, горький и вяжущий. Для капхи — острый, горький и вяжущий вкусы.

Для конституции типа вата подходят почти все сладкие фрукты и ягоды, то же самое касается и питта-доши. А вот капхам придётся пренебречь сладкими фруктами и ягодами в пользу вяжущих.

Из овощей для вата-доши предпочтительны те, которые приготовлены на пару, для питты хороши овощи в сыром виде с преобладающим сладким и горьким вкусами, для капхи — приготовленные, преимущественно с острым и горьким вкусом.

Бобовые в принципе не подходят для вата-доши, так как активно усиливают её, но есть те, которые будут иметь слабовыраженный эффект, например, маш. Для питты бобовые подойдут особенно хорошо, потому что надолго утолят голод сильного пищеварительного огня. Капхам бобовые также подойдут, но в небольшом количестве и только в обеденное время, чтобы хватило пищеварительного огня для переваривания.

Молочные продукты особенно хороши для ваты, так как имеют заземляющий эффект, утяжеляя излишнюю лёгкость и уменьшая чрезмерную активность. Кисломолочные продукты дополнительно простимулируют изменчивый аппетит. Для питты полезным будет молоко, особенно в полуденное время. Кисломолочные продукты могут ещё больше усилить и без того мощный пищеварительный огонь. Также противопоказаны жирные, солёные сыры. Для капхи в принципе нежелательно употребление молочных продуктов, так как в процессе их переваривания в организме вырабатывается большое количество слизи, которой у капхи и так с избытком.

Орехи могут послужить хорошим перекусом для ваты, особенно если добавить туда соль. Для питты орехи — слишком «горячая» еда, но в небольшом количестве допускается употребление кокоса и вымоченного, очищенного миндаля. Для капхи орехи нежелательны, так как для неё они слишком маслянисты.

Из масел наиболее подходящими для ваты будут кунжутное и гхи, для питты — кокосовое, оливковое и подсолнечное, а вот капхам лучше и вовсе отказаться от масел, в крайнем случае возможно употребление небольшого количества кукурузного и горчичного.

Ветрогонные и согревающие специи отлично подойдут для вата-доши (асафетида, лавровый лист, гвоздика, ваниль, корица, имбирь, кардамон, мускатный орех, паприка, орегано, перец чёрный, фенхель, розмарин и др.), охлаждающие — для питты (фенхель, ваниль, кардамон, мята, тмин, укроп, шафран и др.), а острые и разогревающие — для капхи (гвоздика, имбирь, кориандр, майоран, тимьян, куркума, перец (все виды), лавровый лист, кумин, горчичное семя, базилик и др.).

Сладкий вкус — один из наиболее подходящих для ваты и питты, но речь не о рафинированном белом сахаре, который может вывести из состояния равновесия все три доши! Умеренно употребляйте коричневый тростниковый сахар, а также концентрированные фруктовые подсластители. Мёд подойдёт вате и в очень умеренном количестве — капхе, а вот для питты он будет слишком горяч.

Также важно понимать, что, несмотря на важную роль питания в нашей жизни, существуют практики, совершая которые, мы также можем способствовать пребыванию нашего сознания в саттве. Например, медитативные практики, такие как остановка внутреннего диалога или концентрация на образе. Также к гармоничному состоянию духа, а значит, и к саттве способны приблизить занятия йогой, которые будут улучшать работу нервной системы и оздоравливать организм в целом.

Таким образом, важно отслеживать не только то, что мы едим, но и то, чем мы занимаемся, и в каком окружении.