Измени себя — изменится Мир вокруг

Добро и Зло. Иллюзорная дихотомия

Слушать аудио 0:00 / 07:21
Текст читает: Елена Червова

Все мы в детстве читали сказку «Снежная королева», сочувствовали Каю, а Снежную Королеву считали воплощением вселенского зла. Однако всё ли так однозначно? Вспомним начало сказки — Кай и Герда были детьми и все дни свои проводили в играх и безмятежном покое. Любование благоухающими розами — это, конечно, очень здорово, но благоприятная среда не способствует развитию.

Статичное состояние рано или поздно ведёт к деградации. А теперь вспомним конец сказки — Кай и Герда вернулись домой и «не заметили, как стали совсем взрослыми». И возникает вопрос: благодаря кому они стали «совсем взрослыми»? Благодаря кому научились преодолевать испытания? Благодаря кому научились ценить то, что у них есть? Благодаря кому смогли проверить свою дружбу, научиться альтруизму и самопожертвованию? Благодаря доброй бабушке у печки, которая пела им псалмы?

Несомненно, их бабушка сделала определённый вклад в формирование личности, но стремительный эволюционный прогресс и окончательная трансформация произошли благодаря именно Снежной Королеве. И кто знает, может быть, не такими уж и тёмными были её побуждения, как это может показаться на первый взгляд? Может быть, она похитила Кая лишь для того, чтобы и он сам, и его подруга стали «совсем взрослыми»? Может быть, это тот самый пример чистого сострадания, лишённого эгоизма, глупых сентиментов и жалости, которая чаще губит, чем спасает?

Примеры в реальной жизни

Великий йогин Тибета Миларепа. Миларепа родился в богатой семье, но его отец рано ушёл из жизни, и дядя Миларепы, не отягощённый таким балластом, как совесть, разыграв определённую многоходовку, лишил Миларепу и его мать всего имущества и фактически выгнал из дома. После этого мать Миларепы возненавидела своих родственников лютой ненавистью и в ультимативной, безапелляционной форме потребовала от Миларепы, чтобы он обучился чёрной магии и убил всех родственников. Миларепа вынужден был повиноваться — обучился и с помощью чёрной магии устроил обвал дома, в результате которого погибло 35 человек. Именно это ужасное преступление перевернуло сознание Миларепы, он осознал, что совершил безнравственный поступок, и с кармической точки зрения его ждёт не самое лучшее будущее.

Тогда Миларепа встал на путь йоги и, пройдя через множество трудностей и препятствий, достиг самореализации. Невероятными аскезами Миларепа смог преодолеть свою карму убийства и стал великим учителем, который смог пробудить ото сна многих. Кто же поспособствовал тому, чтобы Миларепа стал великим йогином? Широко распространено мнение, что его мать была далеко не простым человеком, а бодхисаттвой, и она специально подтолкнула его убить 35 человек (у которых, очевидно, была карма быть убитыми по ряду причин) и таким образом привести его на путь йоги и самосовершенствования. Разумеется, это всего лишь версия, но подобный альтернативный взгляд на эту историю позволяет понять, что в мире всё далеко не так просто и однозначно, как мы привыкли воспринимать.

Миларепа

Ещё один пример — Будда Шакьямуни. Рождённый принцем, он 29 лет прожил во дворце своего отца, но однажды он осознал, что в мире существуют старость, болезнь и смерть (отец всячески пытался скрывать это от сына по ряду причин). Принц понял, что он сам и вся его семья, и все, кто его окружает, будут болеть, страдать и умирать и, движимый желанием постичь истину, покинул дворец, отца, который мечтал вырастить из него наследника, покинул жену и ребёнка, и отправился на поиски знаний. И с точки зрения большинства людей — это глупый и безнравственный поступок.

Однако на это можно посмотреть и с другой стороны — принц, который всю жизнь прожил в роскоши, отрёкся от всего. Преодолев привязанность к дому и семье, он проявил колоссальное сострадание, на которое сегодня способны далеко не многие, сострадание ко всем живым существам. И только благодаря этому чувству и решимости, даже спустя 2500 лет, мы можем пользоваться бесценной сокровищницей знаний, которую нам оставил Будда Шакьямуни. И с высоты прошедших веков его поступок — когда он ночью, никому не сказав ни слова, покинул дворец и семью — уже не кажется таким однозначным.

Опыт многих поколений показывает, что зла как такового в принципе не существует. С позиции прошедшего времени ты понимаешь — всё, что произошло, произошло на благо. Есть хорошая поговорка: «Всё, что ни делается — всё к лучшему». Так и есть. Трудности, препятствия, лишения и даже злодеяния в итоге приводят к развитию. Разрушение чего-либо — это всегда начало нового созидания. В подготовке военных есть такая практика — полоса препятствий, когда нужно преодолеть по пути бега ряд выставленных преград. Можно ли сказать, что люди, которые построили эти препятствия, совершили зло? Вопрос риторический.

Изображение Будды

А ведь в жизни всё то же самое. Мы гневаемся, когда кто-то создаёт нам трудности или у нас что-то не получается, или кто-то по нашему (глубоко субъективному) мнению поступает неправильно. А на самом деле всё, что происходит, происходит в силу условий. Ничто не возникает без причины. Об этом важно помнить всегда. И если мы хотим устранить из жизни что-то негативное, нужно просто устранить причину, и в результате этого произойдёт эволюция.

Жизненный опыт показывает, что этот мир идеален. И каждый человек, каждое живое существо в каждый момент времени находится именно в тех условиях, которые необходимы сейчас для его развития. И любые жизненные трудности — это признак того, что человеку нужно пройти какие-то уроки и осознать определённые вещи. И порой удивляют люди, которые готовы молиться всем богам с просьбами устранить какой-то негативный фактор в их жизни.

С таким же успехом боец на старте полосы препятствий может упасть на колени и, воздев руки к небу, просить Бога убрать стоящие на пути преграды. Глупо? Но то же самое мы можем часто видеть в реальной жизни. Вселенная разумна. И она желает только одного — чтобы мы стали лучше. А трудности и препятствия — это не зло, а инструмент для движения от несовершенства к совершенству.