Содержание
Введение: что такое «Анугита» и чем она отличается от «Бхагавадгиты»
Для тех, кто интересуется йогой и ведической мудростью, «Бхагавадгита» является одним из самых известных священных текстов. Это писание, название которого переводится как ‘Песнь Бога’, содержит концентрированную информацию для духовных искателей.
«Бхагавадгита» не создала отдельную религию, а стала одним из центральных и наиболее почитаемых текстов индуизма, особенно в рамках вайшнавизма (одного из его ключевых направлений). Она предложила универсальные принципы, которые оказали огромное влияние на всю индийскую философию.
Люди обращаются к этому тексту за мудростью и руководством в жизни, стремясь соответствовать высоким нравственным идеалам, что в наше время само по себе является подвигом!
Однако часто упускается из виду, что «Бхагавадгита» — это лишь небольшая часть грандиозного эпоса «Махабхарата», в котором, как принято считать, отражены все возможные жизненные ситуации. Важно помнить, что диалог в «Бхагавадгите» происходит между воинами накануне великой битвы, и все усилия Кришны направлены на то, чтобы убедить Арджуну исполнить свой долг воина.
Внимательный читатель «Махабхараты» обнаружит в конце эпоса ещё одну «гиту» — «Анугиту», которая находится в четырнадцатой книге — «Ашвамедхикапарве». В ней также представлен диалог между Кришной и Арджуной, но уже после войны, когда божественные планы реализованы. Фокус беседы здесь смещается с социального долга на глубокую внутреннюю практику. Давайте рассмотрим, о чём поведал и что рекомендовал Кришна Арджуне в новых обстоятельствах.
Часть 1: учение о непостоянстве и глубинных законах бытия
«Анугиту» условно можно разделить на три части. В первой Кришна пересказывает Арджуне древнее сказание о том, как достичь полного пробуждения и освобождения. История начинается с мудреца, который, услышав о более продвинутом практике, спешит к нему за наставлениями.
Принцип непостоянства миров
Первое, на что указывает Учитель, — это принцип непостоянства. Он объясняет, что, даже достигнув небесных миров, живые существа после исчерпания своих благих заслуг (пуньи) возвращаются в низшие миры. Это даёт более широкую картину мира, чем в «Бхагавадгите», где воинам, павшим в праведной битве, обещается рай. «Анугита» подчёркивает цикличность бытия и временность любого статуса, даже божественного.
Закон кармы: семена и плоды деяний
Особое внимание уделяется закону кармы — принципу, согласно которому будущие воплощения зависят от деяний и мотиваций человека в настоящем.
Не пропадают деяния в этом мире, ни добрые, ни злые: каждое, словно семя, падает на своё поле и там вызревает. Дерево плодоносное при сборе урожая даёт обильный плод — так же и содеянное с чистым сердцем даёт заслугу обильную. А совершённое со злым сердцем приносит такой же обильный грех. Ибо в этом мире так заведено, что личность совершает действия, повинуясь руководству сердца как родового жреца.
Таким образом, текст раскрывает механизм воздаяния и побуждает читателя задуматься о последствиях своих действий.
Наставления по йоге: смещение фокуса на внутреннюю практику
В «Анугите» акцент смещается с действий в социальном мире (дхармы) на йогическую садхану (духовную практику) и условия, необходимые для её успеха. Этот подход часто ускользает от внимания современных людей, привыкших к поверхностной жизни и погоне за удовольствиями.
Подчинив своей воле органы чувств, он должен обратить сознание внутрь себя и, пройдя прежде через суровое подвижничество, должен затем предаться йогическому сосредоточению. Тот мудрый брахман-подвижник, отрешившийся от всяких умышлений, отринувший всякий обман и самость, мысленно созерцает в себе Атман… Всегда самообузданный, преданный йогин, владеющий собой, подчинивший своей воле органы чувств, этот святой теперь прозревает своим духом Атман.
Здесь Атман — это высшее «Я», истинная, вечная и неизменная сущность каждого индивида.
Кришна, вдохновляя Арджуну на практику, добавляет важную деталь, раскрывающую тайну человеческого бытия:
Даже теперь, когда она уже открыта людям, нелегко её постичь людям с рассеянным умом! Ведь люди совершают жертвенные обряды, дабы в награду за них достигнуть мира богов; боги же не заинтересованы в том, чтобы люди покидали мир форм…
Этот момент крайне важен для понимания ведической космологии. Считается, что боги (дэвы) питаются энергией человеческих жертвоприношений и подношений. Если человек достигает освобождения (мокши) и выходит из цикла рождений и смертей (сансары), он перестаёт совершать эти обряды. Таким образом, у богов есть своего рода «корыстный интерес» в том, чтобы люди оставались в мире форм и продолжали поклоняться им.
Часть 2: йогическая садхана и отречение от мира
В следующей части «Анугиты» повествуется о брахмане, который, реализовав себя на пути йоги, оставил свои мирские обязанности и пребывал в недеянии. Его жена, обеспокоенная будущим семьи, задала ему вопросы о его поведении. В ответ супруг преподал ей учение об индриях (органах чувств), жизненных ветрах (пранах) и изложил мировоззрение философской школы Санкхья.
Изучение своей природы и преодоление двойственности
Данный подход предлагает практикующему изучить в себе всё преходящее, временное, включая различные предрасположенности, чтобы в конечном счёте раскрыть вечное состояние Атмана. Рассматриваются вопросы отказа от насилия (ахимсы), преодоления двойственности (удовольствие-страдание, жара-холод) и ставится ясная задача:
У психики две природы: непреходящая и преходящая. Из них благая природа — непреходящая, а преходящую называют исконной природой. Жизненное дыхание, язык, манас (ум) и саттва вкупе с раджасом относятся к исконной природе. Человек, который от этих природных сутей свободен, кто поднялся над парами противоположностей, лишён желаний, кто равно относится ко всем существам, не знает слова «моё», восторжествовал над собой и от всего свободен — может более ничего не страшиться!
Призыв к кшатриям: от ратных дел к йоге
Через весь текст «Анугиты» проходит важная мысль — призыв к кшатриям (воинам) оставить ратные дела и посвятить себя практике йоги. В «Бхагавадгите» исполнение своего социального долга (свадхармы) было первостепенной задачей Арджуны перед лицом битвы. В «Анугите» война окончена, долг исполнен. Теперь фокус смещается на высшую цель человеческой жизни — мокшу (освобождение). Текст подчёркивает, что ни богатство, ни власть, ни земли не приносят подлинного и окончательного удовлетворения. Только победа над своей низшей природой и омрачениями ума дарует истинную свободу.
Один из героев повествования, царь Аларка, разочаровавшись во всех мирских благах, пришёл к такому же выводу:
Сосредоточив свой манас на одной точке, недвижный, предался он йоге и вскоре поразил, отважный, все индрии одной-единственной стрелою. С помощью йоги он открыл в себе Атман и достиг высшего совершенства. В восторге тот царственный риши пропел тогда следующий стих: «Ах, зачем только мы прежде радели о царстве! Лишь теперь я постиг, что нет блаженства выше йоги».
Также в этой части рассматриваются вопросы собственности и утверждается, что супруга, преданно служащая реализованному практику, следует за ним в высшие миры. Описывается подход, при котором йогин достигает пространства Атмана, откуда приходят интуитивные знания о том, как действовать в мире.
Часть 3: беседа с Брахмой и природа реальности
В третьей части «Анугиты» описывается беседа Брахмы (Творца Вселенной в индуистском пантеоне) с семью риши — реализованными мудрецами божественного происхождения. Мудрецы задают Творцу фундаментальные вопросы о природе бытия, на которые Брахма даёт подробные ответы.
Все существа, подвижные и неподвижные, родились от Истины. Живут они благодаря подвижничеству.
Брахма
Здесь Брахма открывает тайну эволюции: любое живое существо может накопить духовный потенциал (тапас) и развиваться.
Три гуны и путь к освобождению
Подробно разбирается концепция трёх гун — качеств (состояний) материальной природы:
- Саттва — гуна благости, чистоты, знания и гармонии.
- Раджас — гуна страсти, деятельности, желаний и беспокойства.
- Тамас — гуна невежества, инерции, лени и тьмы.
При изучении этой концепции становится ясно, что большинство мирских стремлений, продиктованных раджасом и тамасом, ведут человека к страданиям. Задача мудрого — встать на путь накопления саттвы, а затем преодолеть влияние всех трёх гун, чтобы достичь трансцендентного состояния.
Кто сумел в этом мире победить три гуны и пять элементов, тому уготовлены высшая обитель в небесах и вечность.
Нисходящий и восходящий потоки эволюции
Пожалуй, самой важной темой этой части является учение о нисходящем и восходящем потоках. Дживатма (индивидуальная душа) может двигаться только в двух направлениях: эволюционировать или деградировать.
- Нисходящий поток (деградация). Текущее воплощение может быть наполнено чувственными удовольствиями и успехом, но если оно основано на эгоизме и невежестве, каждое последующее рождение будет хуже предыдущего, вплоть до падения в низшие (адские) миры.
- Восходящий поток (эволюция). Задача мудрого человека — направить свою жизнь по восходящему пути, прикладывая все возможные усилия для духовного роста. Конкретные методы для этого подробно раскрываются в других частях «Махабхараты», таких как «Мокшадхарма».
Заключение
Таким образом, «Анугита» — это песнь для йогов, для тех, кто уже прошёл этап борьбы за внешние достижения и утратил интерес к социальному возвеличению. Красной нитью через весь текст проходит призыв оставить мирскую суету и заняться раскрытием своего внутреннего потенциала, что традиционно считается путём брахманов и мудрецов.
Изучение и сравнение «Бхагавадгиты» и «Анугиты» позволяет глубже понять философию йоги в её разных аспектах: как путь действия в мире (карма-йога) и как путь внутреннего созерцания и отречения (джняна-йога и раджа-йога). Выбор пути и жизненной стратегии остаётся за каждым человеком, но знание этих текстов даёт силы и мудрость, чтобы встретить последствия своих решений и действий.
Часто задаваемые вопросы (FAQ)
1. В чём главное различие между «Бхагавадгитой» и «Анугитой»?
Главное различие в контексте и фокусе. «Бхагавадгита» произносится перед битвой и призывает к исполнению своего долга в мире (карма-йога). «Анугита» — после битвы, когда социальный долг выполнен, и призывает к глубокой внутренней практике, отречению и достижению освобождения (мокши).
2. Подходит ли «Анугита» для начинающих в йоге?
«Анугита» рассчитана на более подготовленного читателя, который уже знаком с базовыми философскими концепциями индуизма (карма, сансара, мокша) и ищет углублённые наставления по медитации и самоанализу. Новичкам рекомендуется начинать с «Бхагавадгиты», так как она закладывает фундаментальные основы.
3. Противоречит ли «Анугита» «Бхагавадгите»?
Нет, она её дополняет. Тексты отражают разные этапы духовного пути. Сначала человек должен научиться действовать в мире правильно, без привязанности к плодам (учение «Бхагавадгиты»). Достигнув в этом зрелости, он может перейти к следующему этапу — полному сосредоточению на внутренней практике для окончательного освобождения (учение «Анугиты»).
4. Что такое три гуны, упоминаемые в тексте?
Три гуны — это фундаментальные качества (силы) материальной природы, которые определяют состояние всех вещей, включая ум и сознание человека. Это саттва (благость, гармония), раджас (страсть, деятельность) и тамас (невежество, инерция). Духовная практика направлена на то, чтобы сначала увеличить саттву, а затем превзойти влияние всех трёх гун.
Список литературы
Махабхарата. Книга четырнадцатая. Ашвамедхикапарва, или Книга о жертвоприношении коня / пер. с санскр., ст. и коммент. Я. В. Василькова и С. Л. Невелевой. — СПб.: Наука, 2003. — 236 с. — (Литературные памятники).
В этой книге содержится стихотворный перевод С. Липкина, который был взят из книги [1]. Данная книга является одной из книг серии «Библиотека всемирной литературы».