Измени себя — изменится Мир вокруг

Герои Махабхараты. Ачарья Дрона

Однажды в Харидваре, где Ганга спускается на равнины, случилось побывать, осознавшему свою истинную суть, великому мудрецу Бхарадвадже. Знаменитый мудрец, неизменно строгий в соблюдении обетов, занимался жертвоприношением, когда увидел апсару Гхритачи, пришедшую туда искупаться. Мудрец заметил, что она очень хороша собой и молода. Когда налетевший ветер поднял ее одежды, мудрец испустил семя, но тут же убрал его в горшок. В этом горшке и родился мудрый Дрона, тщательно изучивший все Веды.

Могучий Бхарадваджа, лучший из всех праведников, научил пользоваться огненным оружием величественного Агни-вешью, родившегося в день чествования бога огня. Агни-вешья передал свое умение пользоваться этим великим оружием Агнеей сыну Бхарадваджи, Дроне.

У Бхарадваджи был друг, царь Пришата, имеющий сына Друпаду. Друпада ходил в обитель Бхарадваджи, где играл и учился вместе с Дроной, они были большими друзьями, пока не произошли определённые события. С кончиной Пришаты, царем Северной Панчалы стал мощнорукий Друпада. Возвышенный духом Бхарадваджа взошел на небеса, и многославный Дрона, по велению отца и по своему собственному желанию, заключил священный брак с Крипи, дочерью Шарадвана. Их сыном стал Ашваттхама. Ученый Дрона был очень доволен своим сыном, он остался там, где родился Ашваттхаман, и посвятил себя изучению Дханур Веды.

Однажды Дрона прослышал, что великий муж и воитель Парашурама, сын Джамадагни, хочет раздать брахманам всевозможные богатства. Узнав также, что Парашурама в совершенстве знает Веды и владеет многими божественными видами оружия, он решил попросить, чтобы тот передал ему это все как милостыню, а также обучил его политической науке.

Парашурама исполнил все, что просил Дрона: он отдал ему все свое оружие, сообщив связанные с его использованием тайны, и всю воинскую науку. Приняв все его дары, Дрона, лучший из дваждырожденных, в совершенстве овладел оружием и с большой радостью поспешил вернулся в царство Панчалу к Друпаде. Дрона приветствовал Друпаду, назвав его другом, но тот отстранился от брахмана, обвинив его в незнании этикета и неразумности, отвергнув его дружбу. Дрона смертельно обиделся на царя Друпаду и затаил злобу и месть в сердце. После короткого размышления мудрец отправился в Хастинапур. Как раз в это время у стен города, с внешней стороны, весело бегали и играли в мяч юные царевичи. Случилось так, что мяч упал в колодец, и они не знали, как его оттуда достать. Глядя на их безуспешные старания, могущественный Дрона, усмехнувшись, дружески упрекнул их:

- Ну и ну! Как вам не стыдно, что вы такие неумехи! Как вам не стыдно, что вы не умеете управляться с оружием, а ведь вы будущие воины! Однако, хотя и принадлежите к роду царя Бхараты, вы даже не можете вытащить мяч из колодца. Вот тростниковые стрелы. Я укрепил их пением воинских мантр. Поглядите, как крепки эти стрелы, куда крепче обычных. Я запущу одну стрелу в ваш мяч и она проткнёт его, затем запущу другую стрелу и она вонзится в первую, во вторую - третью, и так до тех пор, покуда не достану мяч.

Широко раскрытыми от изумления глазами царевичи смотрели, как Дрона вытаскивает мяч. Глядя, с какой ловкостью он извлек мяч, они восхвалили его и спросили его имя. Дрона же, отправил их к Бхишме, с наставлением рассказать о произошедшем.

Выслушав царевичей, Бхишма сразу понял, что этот брахман - Дрона и тут же подумал: "Вот самый подходящий человек для обучения мальчиков".

Бхишма, величайший из владеющих холодным оружием, с большим почетом пригласил Дрону к себе и в учтивой беседе тот сообщил все причины, которые привели его в Хастинапур. Он рассказал что друг детства, царь Друпаду отрекся от него, несмотря на то, что когда-то обещал отдать в распоряжение Дроне царство и поделиться богатством, радостями и наслаждениями. Дрона, закончивший учиться владению оружием, рассчитывал получить место при дворе, но получил жестокую отповедь о ненужности старых связей. И теперь он пришел к Бхишме, чтобы найти себе достойных учеников царской крови.

Бхишма и сыновья Панду приняли его как гуру. Царь должным образом передал Дроне наставничество над своими внуками, и великий лучник принял царевичей Кауравов как своих учеников. Могущественный Дрона научил сыновей Панду пользоваться всеми видами божественного и человеческого оружия. К Кауравам и Пандавам присоединились многие цари и царевичи из общин и разных других стран, все они хотели под наставничеством Дроны, научиться владению оружием.

С самого начала обучения Дрона потребовал от учеников обещание в выполнении важного дела, и Арджуна, великий боец, обещал выполнить любую просьбу гуру. Арджуна стал для Дроны любимым учеником. Гуру прилагал все усилия, чтобы сделать из этого царевича лучшего лучника на земле.

Однажды, Кауравы и Пандавы охотились в лесу и нашли хижину великолепного лучника, равного которому трудно было отыскать. Оказалось это Экалавья, сын нишадского царя Хираньядхану, который также хотел учиться у Дроны, но наставник, из уважения к другим, не принял его. Экалавья сделал ритуальную фигуру Дроны, поклонялся ему, испрашивая совета, и без конца упражнялся в своем мастерстве. Он считал Дрону учителем. Тогда Дрона, обеспокоенный возможной конкуренцией своему любимцу Арджуне, потребовал от Экалавьи плату за обучение – большой палец правой руки. Царевич незамедлительно отдал все, что просил учитель, и все равно остался превосходным лучником, но, уже не мог конкурировать с Арджуной.


Всякий раз, в любом испытании и задании, именно Арджуна радовал учителя правильными словами и действиями. И во всех ситуациях именно этот царевич отличался быстротой ума, реакции и действий, на радость своему учителю.


Настал день, когда царевичи должны были показать все, чему научил их наставник. В назначенное время, царская процессия во главе с Бхишмой и благородным наставником Крипой прошествовала к раззолоченной трибуне, осененной большим балдахином из жемчужных нитей, украшенным драгоценными каменьями. Затем на арену вышли могучие, как быки, молодые представители рода Бхаратов. Царевичи шли колонной, выстроенной по старшинству, с Юдхиштхирой во главе.


Они вышли в самый центр арены, почтительно приветствовали своего учителя Дрону, а затем почтили традиционными приветствиями и Дрону и Крипу. Юные герои показали владение разнообразными видами оружия: они поражали мишени стрелами, вели бой на мечах и щитах, сражались, восседая на колесницах, слонах, конях, а также вступали друг с другом в единоборство. Зрители восторженно приветствовали потомков Бхараты, отдавая должное уважение стараниям Дроны и Крипы.
После Дрона созвал своих учеников и потребовал, чтобы они все, без исключения, расплатились с ним за обучение: "Мои дорогие ученики, - сказал он, - вы должны в схватке лицом к лицу захватить в плен Друпаду, царя Панчалы, и привести его ко мне. И да увенчается благословенным успехом этот ваш поход, это и будет для меня лучшей дакшиной". Молодые воины быстро направились в своих колесницах выполнить веление наставника. Друпада был повержен и покорился Дроне, ища его благосклонности и дружбы. Дрона возрадовался произошедшим переменам и одарил друга половиной его, захваченного Бхаратами, царства. Завоевав в битвах столицу Ахиччатры и окружающую ее территорию, Арджуна передал их в дар Дроне. Великий Учитель обосновался в своем новом царстве Ахиччатра.

Когда битва между Пандавами и Кауравами была неизбежна, Дрона осудил царевича Дурьодхану и его братьев за узурпирование власти в царстве и за изгнание Пандавов. Но так, как Дрона находился на службе в Хастинапуре, долг обязывал его сражаться на стороне Кауравов, против дорогих его сердцу Пандавов. Дроначарья был одним из самых могучих воинов на Курукшетре, нанёсшим наибольший урон армии Пандавов. С помощью своего непревзойдённого мастерства и различных видов оружия, этот непобедимый «воюющий брахман» собственноручно убил несколько сот тысяч воинов из армии противника. После гибели Бхишмы, Дрона занял пост главнокомандующего и возглавлял армию Кауравов с 11-го по 15-й день битвы.

На 15-й день битвы, побуждаемый Дхритараштрой, Дрона решил использовать мощное оружие брахмаданду, обладавшее могуществом семи великих мудрецов. Так как никто кроме Дроны не умел владеть этим оружием или противостоять ему, то в течение всего пятнадцатого дня битвы он был непобедим. Наблюдавший за всем Кришна придумал тогда хитрый план, с помощью которого можно было сломить непобедимого Дрону. Следуя плану Кришны, Бхима нашёл и убил слона, которого звали Ашваттхама, так же как сына Дроны, и начал громко кричать, что Ашваттхама убит. Дрона, однако, не поверил Бхиме и пошёл за подтверждением к Юдхиштхире, зная, что тот ни при каких обстоятельствах не станет лгать. На вопрос Дроны Юдхиштхира ответил: «Ашваттхама умер, будь то человек или слон».

В то время как Юдхиштхира произносил эти слова, по приказу Кришны воины внезапно задули в раковины, звук которых поглотил последнюю часть фразы. Поверив в новость о смерти своего сына, Дрона сложил оружие, сошёл с колесницы и закрыв глаза, сел на землю. Дхриштадьюмна воспользовался моментом и обезглавил Дрону. К тому моменту, когда меч Дхриштадьюмны отсёк голову Дроны, его душа уже оставила тело в результате проделанной им медитации. Смерть Дроны привела Арджуну в великую печаль, так как он надеялся взять в плен своего дорогого учителя и таким образом спасти его жизнь.

Cмотреть сериал Махабхарата 2013