Измени себя — изменится Мир вокруг

Герои Махабхараты. Видура

Вичитравирья, славный царь Хастинапура, умер, не оставив после себя наследника. Сатьявати, убитая горем, но не перестававшая думать о долге перед страной, попросила Бхишму стать продолжателем рода, соединившись с женами Вичитравирьи Амбикой и Амбаликой. Бхишма, получивший это прозвище за суровый обет безбрачия, данный когда-то, не пожелал нарушать свое слово и отказал названной матери. Он рассказал Сатьявати, что по закону можно привлечь достойного мужчину для рождения наследников царского трона. Эту роль предложили первому сыну Сатьявати, святому отшельнику Вьясе, от которого Амбика родила Дхритараштру, а Амбалика — Панду.

Когда Вьяса пришел к Амбике во второй раз, та подослала вместо себя служанку, прекрасную, как богиня апсара. Амбика нарядила ее в свое царское платье, надела на нее свои драгоценности и послала ждать Вьясу. Когда святой пришел, служанка тотчас же встала и поклонилась ему. С его разрешения она снова села и стала с величайшим уважением прислуживать ему. Так усердно стремилась девушка угодить Вьясе, что он провел с ней всю ночь, благосклонно принимая ее преданное служение. Мудрец остался очень доволен ее ласками и, перед тем как уйти, сказал девушке, что благодаря столь преданному служению, она займет почетное положение в обществе. А прекрасный сын, зачатый в ее утробе, посвятит свою жинь добродетели и будет мудрейшим из людей. Так родился ученый Видура, сын Вьясы и брат Дхритараштры и Панду. Видура прославился в этом мире обширными познаниями в духовной и политической науках и своей свободой от вожделения и гнева.

Некогда великий аскет по имени Мандука Муни жил в лесу, где совершал аскезы. Однажды, когда мудрец был погружён в медитацию, банда разбойников, преследуемая солдатами, укрылась в его хижине. Солдаты обнаружили разбойников и арестовали. Муни тоже был арестован. Согласно законам того времени, воры и Мандука Муни были приговорены к смерти: их должны были казнить, пронзив копьями. Однако перед самой казнью о происходящем услышал царь и отменил её. Царь попросил у Мандуки Муни прощения, ссылаясь на невежество солдат. Мандука Муни, просветлённый длительными аскезами, понял, что всё происходящее с ним – следствие его прошлой кармы, и с готовностью простил царя и его поданных.

Однако, любопытствуя, какие грехи он совершил, Муни отправился в обитель Ямараджи и задал ему этот вопрос. Ямарадж объяснил, что ребёнком Мандука Муни однажды убил муравья, пронзив его колючкой. Муни посчитал, что наказание не соответствует тяжести проступка несмышленого ребёнка и проклял Ямараджа родиться шудрой. В силу проклятия Ямарадж лишился своего положения и родился Видурой, шудрой.

Видура вырос вместе со своими братьями Дхритараштрой и Панду, получив всестороннее образование от Бхишмы, почитая его как своего отца. Видура был известен своей честностью и разумностью. Поскольку ребёнок наследовал касту своей матери, Видура считался шудрой. Однако его поддерживала царская семья и он был назначен самым доверенным министром царя Дхритарашры. После Кришны, Видура был самым доверенным лицом Пандавов, постоянно предупреждая их о кознях Дурьодханы.

Видура был олицетворением религии и относился ко всем справедливо. Он всегда резко критиковал своего племянника Дурьодхану, равно как и Дхритараштру – за то, что тот был привязан к трону и к сыну, пренебрегая своими обязанностями царя и защитника.

С позволения Дхритараштры Видура ведал всеми делами - как связанными с дхармой, так и сопряженными с деловой жизнью.

Благодаря сметливости Видуры путем ничтожнейших затрат Пандавы получали от тех, кто платил им дань, услуги куда большие.

Он видел, что Пандавы добродетельны и лишены защиты, и потому старался покровительствовать им. В Дурьодхане он видел жадность и злобу, однако относился к нему вполне сострадательно. Он видел изъяны своего брата-царя и давал ему многочисленные благие советы. В любых обстоятельствах Видура сохранял спокойствие, бесстрастность и справедливость, о чем свидетельствуют яркие эпизоды с участием Видуры в Махабхарате.

В частности, Видура предупредил Пандавов о плане Дурьодханы сжечь их живьём в восковом дворце. Дом, в котором должны были остановиться Пандавы со своей матерью, по тайному приказу Дурьйодханы был сделан из легко воспламеняющихся материалов; строитель этого дома - доверенное лицо Кауравов - должен был, выбрав удобный момент, поджечь дом с находившимися там Пандавами. Однако осуществить этот план не удалось. Видура сообщил Пандавам о злодейском замысле. Присланный Видурой землекоп прорыл подземный ход из дома, в котором поселились Пандавы, и в один из дней после пира, когда все гости разошлись, Пандавы подожгли дом и вышли из него подземным ходом.

После изгнания Пандавов Видура остался советником в Хастинапуре при дворе слепого царя Дхритараштры. Видура исполнял наиболее торжественные и важные дипломатические поручения: посольство, пригласившее Пандавов для раздела царства после женитьбы на Драупади возглавил именно он.

Дурьйодхана и Карна, оставшийся при дворе Кауравов, убеждали Дхритараштру снова попытаться каким-либо способом погубить Пандавов. Но тот не решился принять на себя ответственность за новую несправедливость. Он собрал своих приближённых из самых значительных мужей царства, чтобы решить, как быть дальше. На этом совещании Бхишма, Дрона и Видура решительно высказались за то, чтобы Пандавам была выделена часть царства. Кауравам пришлось пойти на примирение. Они оставили себе половину царства - восточную часть страны с Хастинапуром, а Пандавам отдали западную.

Задумав погубить Пандавов, Дурьодхана организовал игру в кости и вызвал на нее братьев, игру пришли смотреть Бхишма, Видура, Дрона, Крипа, Карна и множество знатных вельмож и сановников. Когда Дурьодхана приказал Видуре привести Драупади с женской половины дворца, чтобы объявить ей, что отныне она рабыня, Видура отказался, говоря, что Драупади не может считаться рабыней, так как Юдхиштхира проиграл её после того, как сам стал рабом и не имел уже права распоряжаться свободной женой.

В определённый момент Кришна выступил в качестве посланника Пандавов, прося для них земли, на которой они могли бы основать своё царство. Дуьодхана отказал им в этом. Тогда Видура выступил с критикой Дурьодханы и посоветовал Дхритараштре отказаться от своего безбожного сына.

Уязвлённый критикой, Дурьодхана открыто оскорбил Видуру, назвав его неблагодарным шудрой. Видура сохранил спокойствие и воспользовался этой ситуацией, чтобы оборвать связь с интриганами.

Он отправился в паломничество, которое продлилось почти тридцать лет.

В процессе паломничества Видура встретился с великим мудрецом Майтрейей, который был близким спутником Вьясы Муни, отца Видуры. Беседа Видуры и Майтрейи образует фундамент Шримад Бхагаватам.

В конце жизни Видура вернулся в Хастинапур, чтобы увидеться со своим старшим братом Дхритраштрой. Движимый состраданием к брату, Видура просветил его в вопросах жизни и смерти, греха и наказания, и, в конце концов, убедил покинуть царский дворец. Глубоко в джунглях, под опытным руководством Видуры Дхритарашра достиг совершенства в аштанга йоге и сжёг своё тело в огне, порождённом могуществом его йоги. За ним последовала его целомудренная жена Гандхари.

Свидетелем ухода Видуры стал его любимец Юдхиштхира. Он углубился в лес за мудрецом, и там Видура вошел своим духом в тело царя, прибавив ему силы и всевозможных достоинств.

Небесный голос велел Юдхиштхире не совершать над телом Видуры погребального обряда, потому как тело уже сожженное огнем мистического знания, не нуждается в повторном сожжении.

Дополнительные материалы:

- Герои Махабхараты. Шантану (читать)

- Герои Махабхараты. Юдхиштхира (читать)

- Герои Махабхараты. Кунти (читать)

- Герои Махабхараты. Бхишма (читать)

- Герои Махабхараты. Драупади (читать)

- Мудрость Юдхиштхиры (читать)

- Махабхарата 2013 (смотреть)