Измени себя — изменится Мир вокруг
Логотип клуба OUM.RU

Сита упанишада (Атхарваведа)

К Праджапати обратились боги:

  1. Кто (есть) Сита? Какова (ее) форма?
  2. Праджапати сказал:

  3. Сита есть Она. Будучи образом корневой природы, Она, Сита, именуется Пракрити. Будучи природой пранавы, Она, Сита именуется Пракрити
  4. Трехсложное [Слово] “Сита” [СА-И-ТА] наполнено Майей. Слог И именуется Вишну, семенем проявления и майей
  5. Слог СА – достижение истины и Бессмертия именуется луной. Слог Та – Спаситель [ОМ], вместе с Лакшми считается распространением Пракрити
  6. Образ слога И – луна, амрита, Явленный и неявленный образ Махамайи, облаченная в Освобождение и другие одеяния, члены [которой] сияют божественными украшениями.
  7. Первая [форма Ситы] наполнена шабда Брахманом, удовлетворяема во время изучения Вед. Вторая – порождаемая, состоящая из людей на земле, возникающая перед “плугом” [ХА, т.е. СА]. Третья – форма слога И – внутренний образ непроявленного – Сита. Так говорится в Шаунакия [шакхе].
  8. Творящая Блаженство вселенной, благодаря силе близости к Шри Раме. Творящая Творение, Поддержани и Разрушение для всех воплощенных.
  9. Известная как Бхагавати Сита именуется корневой пракрити. Благодаря [природе] пранавы, учащие о Брахмане называют [Ее] Пракрити [природой].
  10. Теперь вопрошение о Брахмане.
  11. Она известна, как состоящая из всех Вед, состоящая из всех богов, состоящая из всех миров, состоящая из всей славы,состоящая из всей Дхармы, состоящая из всех опор, причин и следствий. Делимая и неделимая форма великой Лакшми и Владыки богов, сознательная и бессознательная Сущность, Сущность неподвижного Брахмана, обаз тела, подразделяемый на качества и действия. Образ богов, риши, людей гандхарвов, асуров, ракшасов, бхутов, претов, пищачей, тел существ и прочего. [Она] – формы, элементы, чувства, ум и прана.
  12. Эта Деви является Сущность трех шакти: иччха шакти, крия шакти, и Самой шакти [т.е. джняна шакти].
  13. Иччха шакти является троякой: Сущность Шри, Бхуми и Нилы, Бхадрарупини, Прабхаварупини, и форма луны солнца и огня.
  14. Сущность луны порождает целебные травы, сущность древа желания – цветы, плоды, лианы и кустарники. Сущность целебной травы – амрита для богов, наделяющая великой славой. Через эту амриту порождается насыщение богов, животных и каждого живущего травой.
  15. Проявляющая весь мир, начиная с солнца, божественная ночь, охватывающая миг мигания, подразделяемая на час, восемь ям, день и ночь, пакшу, месяц, полугодие и год. Проявляющая век в сто лет для людей, долгие и короткие промежутки [времени] начиная с мига и заканчивая парадхой [четыре юги], колесом времени, колесом вселенной. Этими и другим способом вращая [все] словно колесо она проявляется в миропроявлении в виде всех этих подразделений времени.
  16. Форма огня – переваривание пищи живущими, сущность голода и жажды, образ жертвоприношения богам, образ жары и холода, лесных трав, в дровах внутри и снаружи, вечная и невечная форма.
  17. Богиня Шри, приняв троякую форму, согласно воле божества ради защиты мира, поддерживает формы. [она] известна как Шри, Лакшми, Лакшйамана.
  18. Богиня Земля, носящая сокровища, с океанами воды и семью островами известная как опора четырнадцати миров, начиная с земли есть Сущность пранавы.
  19. Нила [Туча], Видюунмалини, форма всего явленная ради питания всех растений и всех живущих.
  20. В нижней части всего мира пребывает форма воды, известная как Мандукамайа, опира миров.
  21. Внутренняя сущность крия шакти: Из уст Хари [происходит] нада. Из нады [происходит] бинду. Из бинду [происходит] слог ОМ. Из слога ОМ [происходит] далее гора Рама Вайкханаса. На этой горе множество ветвей, состоящих из действия и знания.
  22. Там – три изначальных писания [всех] воззрений – Риг, Яджур и Сама так именуется эта триада.
  23. Для успеха в ритуале она именуется четверкой: Рики, яджусы, саманы, атхарвангирасы.
  24. Четыре жреца по основному признаку и прочему – три по три. Атхарва ангирасы – сущность Риг, Сама, Яджур [Веды].
  25. Риг Веда именуется [имеющей] двадцать одну ветвь [шакху, т.е школу], начиная с шанти [умиротворение], абхичара [магия], и саманьи [общая]./24/
  26. Яджур Веда [порождает] сто девять ветвей, Сама [Веда] – тысячу ветвей, Атхарва – пять ветвей.
  27. В этой традиции Вайкханасы прямое видение, помятуемое мудрыми, [именуется] вайкханаса.
  28. Ритуал [кальпа], грамматика, фонетика, этимология, астрология, просодия – таковы шесть веданг.
  29. Следующие подразделы: миманса, ньяя, знание Дхармы, над этим Веда Вед.
  30. Все сучья, все ветви, все Дхарма шастры великих мудрецов соединяются в самьячаре [Шри видья], именуемой внутренним органом чувств [антах карана]. Итихаса и пурана именуется второстепенными органами.
  31. Вастуведа, дханур веда, божественная гандхарва [Веда], дайвика и аюрведа – именуются пятью дополнениями к Ведам.
  32. Наказание, мораль, деятельность, ваюджая [обуздание дыхания] не отличны от двадцати одной [ветви] и именуются саморожденными.
  33. В Начале [из уст] мудреца Вайкханасы произошла речь Вишну. Приняв тройную форму [мадхьяма, пашьянти и вайкхари], она именуются воплощенной.
  34. Она приняла в начале, как и прежде, форму числа, от риши Вайкханасы. Выслушай все об этом от меня. От Блаженства Вечного Брахмана возникает крия шакти.
  35. Сама шакти [джняна шакти] –мгновение памятования Божества, Сущность появления и исчезновения, Форма милости и наказания, образ покоя и света, проявленная и непроявленная Причина, Именуемая, Та, у которой стопы равноценны главным органам, Форма отличия и неотличия, Помощница Бога, Неуничтожимая, Неизменная, вместе со [своей] обителью, Творящая восход и закат открытием и закрытием глаз, Единосущная всем шакти. [Она] Творение, Поддержание, Разрушение, и Сокрытие. Так прославляется Сама Шакти.
  36. Иччха шакти – трояка. Став шриватсой [завитком] на правой груди Бога, ради успокоения в состоянии растворения, Она– йога шакти – успокаивает [все].
  37. Бхога шакти – форма наслаждения. Окруженная деревами желания, коровами желания, камнями чинтамани, лотосами, раковинами, океаном и девятью океанами, почитателями, имеющими желания и не имеющими желаний. Человеком, связанными преданностью, делается все ради удовлетворения Бога: обряды, постоянные, случайные и желанные, агнихотра, яма, нияма, асана, праняма, пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи, посредством городских ворот [чувств], воздушной колесницы [ума] и прочего, почитание и поклонение милостивому Богу, омовение и прочее, почитание предков, переваривание пищи и прочее.
  38. Теперь о Вира Шакти. Четырехрукая, держащая жесты благословения и бесстрашия, лотос, носящая диадему, окруженная всеми богами, [сидящая] у корней древа желания, омываемая четыремя слонами водой и амритой из драгоценных сосудов, прославляемая всеми божествами начиная с Брахмы, окруженная восьмью совершенствами, начиная с анимы, Прославляемая коровой желания [стоящей] перед ее ликом, прославляемая Ведами и писаниями, окруженная Джайей и другими [божественными] женщинами-апсарами, освещаемая светильниками солнца и луны, прославляемая [игрой] на музыкальных инструментах Нарадой и прочими, [укрываемая] зонтом, который держат Рака и Синивали, [омахиваемая] чамарой, которую держат Хладини и Майа, умащаемая Свахой и Свадхой, Почитаемая Бхригу, Пуньей и другими, Богиня Лакшми на божественном троне [сидящая] в позе лотоса, творящая причину и следствие всего, творящая отделенность [дживы] от Бога, с удовлетворенным взглядом, почитаемая всеми богами – известна как Вира Лакшми.

Такова упанишада.

Источник