Тайна Тибетской Мандалы

мандала
Безчисленны совершенные миры, поражающие утончённостью линий, изяществом форм в безконечном пространстве и времени. Слыша о них, мы обретаем благославление, созерцая их с верой в сердце, очищаемся от омрачений, застилавших наш ум. 

Будда Шакьямуни, достигнув Духовного Пробуждения в Бодхгайе – деревушке в Индии, существующая и ныне, медитировал и получил Просветление ума. Туда и по сей день стекается множество паломников. Будда преподал своим ученикам два вида учений. Первые из них - сутры, которые преподавались им открыто в форме диалогов и были доступны широкой публике. Вторым же – тантрам – Будда учил тайно и лишь тех учеников, кто достиг достаточно высокого уровня, чтобы постичь и осуществить их.

Являясь высшими поучениями, тантры предполагают достижение Пробуждения посредством созерцания просветлённых существ и их дворцов – мандал. Каждая мандала является графическим изображением того или иного тантрического учения, передающего суть его на языке символов, понятных современникам Будды Шакьямуни. Её можно читать, изучать как текст и запоминать для последующего воспроизведения в медитации. Осваивая тантру, ученик в мельчайших подробностях запоминает облик просветлённого божества и его дворец, готовя себя к "вхождению в мандалу ", то есть в то чистое состояние ума, в котором пребывает божество. В медитации мандала воспроизводится в её трехмерной форме - в тантрических монастырях существуют сложные объемные дворцы, искусно вырезанные из дерева. Они служат наглядным пособием, значительно облегчая процесс визуализации.

Одновременно с мысленным построением трёхмерных мандал в ритуалах и практиках используются плоскостные изображения, которые могут быть живописными, либо выполненными из измельченных драгоценных камней, перемолотого и окрашенного риса, а так же из разноцветного песка.

Тантрические практики и ритуалы, предполагающие построение песочных мандал, будучи тайными изначально, до последнего времени были совершенно недоступны для западного человека в силу географической удалённости Тибета, языковых и культурных барьеров. Они изучались в стенах крупных тантрических монастырей, куда монахи приходили для пятнадцатилетнего обучения.

В середине двадцатого века буддийский Тибет был захвачен коммунистическим Китаем, проповедующим идеи коммунизма и атеизма. Шесть тысяч тибетских монастырей, оплотов многовекового знания, с громадными библиотеками, были уничтожены, тысячи монахов и монахинь убиты и брошены в тюрьмы. Юный в те годы Далай-лама 14-й Тензин Гьяцо – духовный и светский лидер Тибета, был вынужден покинуть свою страну, чтобы основать правительство в изгнании в Индии и оттуда оказывать поддержку своему народу. За Далай-ламой последовали тысячи монахов и мирян. Тибетцы основали в Индии поселение беженцев. Там же была основана резиденция тибетского правительства в изгнании во главе с Далай-ламой Тибета. Перед народом Тибета встали задачи выживания и сохранения исчезающей тибетской культуры в условиях изгнания. А поскольку для тибетцев культура и религия неотделимы друг от друга, плотно переплетены, то практически все культурные акции представляют собой религиозные ритуалы и выполняются практикующими монахами.

Монахи и ламы двинулись на запад, чтобы рассказать миру правду о трагедии Тибета и о своей культуре. Образ Тибета для западных людей – это образ загадочной страны первозданной природы и чистоты. Тибет видится людям последней цитаделью духовности, случайно выстоявшей в мире, раздираемом войнами и противоречиями. С огромным интересом и открытыми сердцами люди разных стран встречают тибетских монахов - вестников Добра, Сострадания, Всеобъемлющей Любви.

Его Святейшество Далай-лама 14-й принял решение разрешить монахам строить песочные мандалы на западе в 70-х годах прошлого века. Это решение было продиктовано желанием отблагодарить народы тех стран, кто поддержал тибетский народ в трудные годы, кто не побоялся протянуть руку помощи. Ведь тантрические ритуалы, предусматривающие построение песочных дворцов и приглашение в них просветлённых существ, достигших Всеведения и раскрывших в себе все потенциальные возможности, очищают пространство, восстанавливают нарушенный баланс в природе и гармонизируют отношения между живыми существами всех миров.

Как бы мы не относились к мандале: как к захватывающему дух произведению искусства или как к священному объекту, достойному поклонения, она дарит нам столько благославлений, сколько мельчайших песчинок уходит на её строительство. Мандала избавляет нас от болезней, омрачений, страхов, дурных помыслов. Тибетцы считают, что существо, которому посчастливилось встретиться с живой мандалой в процессе её строительства, получает многократное благословение, улучшает свою карму, накапливает духовные заслуги.

С другой, практической стороны, строительство мандал на западе дало тибетцам возможность наиболее красноречиво поведать о своей Духовной Культуре, мировоззрении и мироощущении.

Песочная живопись в той или иной степени присутствует у разных народов, однако, тибетцы достигли в этом необычайного совершенства. И термин "песочная живопись" в данном случае условен, так как материалом для мандал служит не речной песок, а измельчённые горные породы. В Тибете, некогда вольной и очень богатой горной стране, мандалы строились из мелких полудрагоценных камней: бирюзы, яшмы, малахита, жемчуга, кораллов с их яркими насыщенными природой красками. Выбор в пользу столь дорогих материалов не был случаен, так как мандала является подношением просветлённым существам, обитающим в безграничном пространстве и, как всякий дар, должна обладать исключительной красотой, великолепием и совершенством. Сегодня нам остается только представлять, какими были драгоценные мандалы в древнем Тибете. Многие тибетские монастыри, использующие тантрические ритуалы и сохраняющие сегодня эту древнюю традицию, создают мандалы из однородного мелкого песка, что значительно упрощает и ускоряет процесс их построения. Но в монастыре Гьюдмед монахи изучают и затем применяют в ритуалах искусство построения мандал из мраморной крошки разного помола. Этим мастерство монахов Гьюдмеда сильно отличается от мастерства монахов других тибетских монастырей, оно - особая гордость тибетцев и их духовного и светского лидера - Его Святейшества Далай-ламы 14-ого. Основные религиозные ритуалы, в которых Далай-лама принимает участие, проходят в монастыре Гьюдмед. В данных ритуалах используются так же мандалы, искусно вырезанные из дерева. На создание деревянных дворцов уходит несколько лет, они не разрушаются, а хранятся в монастыре и к ним относятся как к драгоценным реликвиям.

Хотя мандал, как и просветленных существ, безконечное множество, различные песочные дворцы, принадлежащие к одной и той же монастырской традиции, похожи по своей структуре. В основном отличается срединная часть мандалы, её сердце, место, где пребывают божества. Периферия же остаётся практически неизменной: дворцовые стены, украшения, благоприятные зонты и исполняющие желания деревья одинаковы в большинстве мандал. Внимательно изучив хотя бы одну мандалу Гьюдмеда, вы уже никогда не спутаете песочные дворцы этого монастыря ни с какими другими, столь характерен стиль изучаемой здесь традиции.

Мандала просветлённого божества живет ровно столько, сколько длится сам ритуал. Её нельзя оставить в музее, как экспонат, поскольку её главное предназначение - служить основой для медитации. Как только практика завершена, мандала должна быть разрушена.

Разрушение мандалы – это так же особый ритуал, смыслом которого является подчеркнуть один из важнейших постулатов буддизма, идею о непостоянстве Всего Сущего. "Неважно сколько труда мы вложили в создание песочного дворца, – говорят монахи, – неважно, что в итоге получилась картина немыслимой красоты, мы не должны позволять себе привязываться к внешней форме. Всё в этом мире подвержено разрушению, и мандала не исключение. Ритуал разрушения - это редкая возможность задуматься о бренности бытия. Прочувствовав это на глубоком уровне, мы не станем отвлекаться на красивые картинки, но будем стремиться к истинному знанию".

Прежде чем приступить к разрушению, монахи должны попросить просветлённых божеств, которые на протяжении всего времени строительства пребывали в песочном дворце, вернуться в свои небесные обители. Когда Будды покинут мандалу, мастер ритуала надрезает её с помощью ваджры, ритуального объекта, символизирующего неразрушимую природу ума. Затем мастер вскрывает мандалу с восточного входа и, двигаясь по часовой стрелке, проделывает это со всеми входами в мандалу. После чего монахи сметают мандалу к центру и помещают песок в чашу.

Мандала перестала быть дворцом просветлённых существ, однако песок, благословлённый многодневными ритуалами, по-прежнему обладает колоссальной духовной и очистительной силой. Эта мощная сила должна быть направлена во благо всем живым существам. По традиции монахи отправляются к ближайшему озеру или реке, чтобы принести благословлённый песок в дар духам воды с просьбой принять его и распространить благославление по всему миру. Вся подводная жизнь получает ни с чем несравнимое благославление, вода поднимается ввысь в виде облаков, облака разносятся ветром по всему свету и проливаются благословенным дождем, очищая окружающий мир и всех его обитателей.

Для людей, кто изо дня в день наблюдал за кропотливой работой монахов, завершающий ритуал является совершенно непостижимым зрелищем. Люди испытывают особо сильные чувства. Эти переживания навсегда останутся в потоке их ума, ибо в этот день им посчастливилось увидеть в действии буддийское учение о непостоянстве и непривязанности. Выходит так, что разрушение мандалы является наилучшим способом её сохранить.

Посетители, пришедшие увидеть мандалу в Краеведческий музей города Краснодара, воспринимали её, как великолепный образец древней Ведической Культуры. Но мало, кто из них знал об Истоках этой Культуры и сакральном смысле. Подобный интерес люди проявляют во всех городах России, куда приезжают тибетские монахи. И это неслучайно, ведь Духовное и Культурное наследие Древней Ведической Руси явилось источником культурного и религиозного наследия многих народов Азии, особенно Центральной её части. Это просматривается и в письменности, и в мировоззрении, и в мироощущении народов Азии. Основой же восточного мировоззрения является главный постулат буддизма, говорящий о Всеобъемлющей Небесной Любви в форме Сострадания ко всем живым существам во Вселенной.

Понимание и восприятие почти полностью уничтоженной Древней Ведической Культуры Руси можно возродить и усилить, давая подробные объяснения смысла того или иного культурного действа других народов, сохранивших в своих духовный традициях часть Изначальной Культуры Славян и Ариев. Когда о своей национальной духовной культуре могут рассказать её живые представители, а тем более, хранители этой культуры, эффект осознания и взаимопонимания становится выше во сто крат . Иногда достаточно просто посмотреть друг другу в глаза, и человек понимает собеседника с одного взгляда. Понимает всем своим сердцем.

"... летописи гласят, что Индия всегда была одной из провинций Великой Рассении (древнее название Руси)". До сих пор сибирские и уральские старики спрашивают долго отсутствовавших: "Ну, инде тебя носило?" Их говор иллюстрирует, что древнерусское слово "инде" означает "далеко". Коренным населением полуострова Индостан (Далёкий Стан) были чернокожие племена Дравидов и Нагов, живших охотой и собиранием съедобных растений. При заселении этих территорий Славянами и Ариями, спасавшимися в одном случае от погона, в другом - от наступающего ледника, чернокожие аборигены получили в дар от наших Предков Славяно-Арийскую Ведическую Культуру, включавшую в себя не только высочайшее Духовное Ведение, но и высокоразвитую культуру градостроительства, земледелия, животноводства, ремёсел, море- и воздухоплавания.

Наместниками городов и весей Индии служили наши c Вами деды – Раджи (сочетание рун-образов: "Ра", т.е. Небесный свет, Добро и Жизнь). Сын одного их Великих Князей-Раджей – Гаатама ("Га"- путь, "Атаман" – Предводитель), не удовлетворился предоставленной ему отцом светской властью и ушёл в Духовное Странствие с целью постичь Истину и Путь Духовного Совершенствования. Получив духовные наставления от нескольких Великих Волхвов и Жрецов, он стал прозревать гармоничные миры Сварги Пречистой, намного превосходящие по своему духовному уровню и количеству пространственно-временных измерений, четырёхмерный мир Яви, в котором живём все мы. Гаатама постиг следующие гармоничные миры, расположенные духовно выше мира Яви в порядке возрастания духовного света и количества измерений: мир Легов, мир Арлегов, Мир Аранов, Мир Сияний и мир Нирваны. Постигнув мир Нирваны, Гаатама утвердился в целостном (не рваном) восприятии Божественного Мироустройств, и основал своё учение о том, как достигнуть этого духовно высокого гармоничного мира, имеющего 65 536 в 4 степени измерений. В силу того, что Гаатама достиг Божественного уровня мировосприятия, он получил нарицательное имя Будха ( современном звучании Будда), что значит "Духовно Пробужденный."

"Интересно узнать, какие над миром Нирваны (как указано в Ведах) находятся ещё более совершенные миры?" над миром Нирваны находятся следующие гармоничные миры: мир Начинаний, мир Духовной Силы, мир Познаннй, мир Гармонии, мир Духовного Света, мир Духовного Достояния, мир Закона, мир Созидания, мир Истины и т.д. Мир Истины, к примеру, как указано в Ведах, имеет 65 536 в 2048 степени пространственно-временных измерений.

Личный духовный опыт, которому Гаатама Будха обучал своих последователей полностью соответствовал Духовной Мудрости, изложенной в Славяно–Арийских Ведах. В дальнейшем, из-за сгущения духовной тьмы в наступившей Ночи Сварога (Кали Юге), личный духовный опыт Гаатамы Будхи, подтверждавший величие и возможности Ведической Культуры Славян и Ариев, распространяясь среди других народов за пределами Великой Рассении (России), выродился в учение Будды, где форма во многом заменила содержание. 

ПАВЛЕНКО Татьяна Валерьевна, президент Краснодарского регионального «Общества друзей Тибета «Урусвати», астропсихолог.