Содержание
Чинтамани — это название мифического драгоценного камня. Согласно «Камбе Рамаяне» (второму варианту Рамаяны), Чинтамани был извлечён из океана во время Самудры Мантхана, или вспенивания океана. В Падма-Пуране говорится, что Чинтамани — это камень, который может превратить всё, к чему он прикасается, в золото.
Другое убеждение заключается в том, что камень Чинтамани способен исполнять желание человека, как только он о нём подумает.
Символически Чинтамани означает скрытую силу человека — силу самореализации, которая обретается через знание. Если знание получено через правильную мысль (чинту), то всё, что человек видит и чувствует, будет золотом. Он не увидит никакой разницы, поскольку будет видеть Бога во всём подвижном и неподвижном.
В буддизме
В буддийской традиции чинтамани — один из драгоценных камней Мани, которые упоминаются во многих Священных Писаниях и другой литературе как метафоры буддийских концепций или как мифические реликвии. На изображениях бодхисаттвы Авалокитешвара и Кшитигарбха держат Чинтамани как символ способности исполнять желания живых страдающих существ.
«Затем Будда сказал Ананде и Вайдехи: «Когда восприятие этой земли Будды будет обретено, дальше вы должны сформировать образ драгоценных деревьев. В этом созерцании вы должны один за другим сформировать образы семи рядов деревьев; каждое дерево в восемьсот йоджан высотой… Каждый небесный ребёнок носит ожерелье из пяти миллиардов камней чинтамани, исполняющих желания. Свет от этих камней распространяется на сотни йоджан, как если бы сотни миллионов Солнц и Лун были собраны вместе…».
Сутра созерцания Будды Бесконечной жизни
В тибетском буддизме
В тибетской буддийской традиции чинтамани иногда называют магической реликвией, упавшей с неба в сундуке вместе с тремя другими реликвиями. Чинтамани был найден тибетским царём, который хранил его и другие реликвии. Годы спустя два незнакомца пришли к его двору и объяснили значение этих реликвий, они принесли в Тибет Дхарму, или буддийскую Истину о Законе и порядке существования.
По другой версии, чинтамани — это обломок большого метеоритного камня, расположенного в месте, известном под легендарным названием — Шамбала. В буддийских писаниях Калачакры Шамбала — священное царство, где хранятся учения Будды. В буддийской традиции считается, что Шамбала была скрытым царством, расположенным где–то в Центральной Азии или Тибете.
В японском буддизме
В Японии этот драгоценный камень чинтамани известен как ходжу-но-тама, что означает ‘дарование благословений всем, кто страдает’, поскольку он исполняет желания и приносит ясное понимание буддийского учения — Дхармы. В Японии ходжу часто появляются как украшения моста гибоши, они напоминают луковичные купола, встречающиеся в западных или балтийских культурах.
Одна из старейших известных форм ходжу — это драгоценный камень (называемый ‘куурин’) на вершине простой ступы — горинто или сотоба. Учитывая, что драгоценный камень ходжу использовался в контексте мавзолея, Чинтамани изначально символизировал волшебный персик бессмертия для тех, кто отправляется в загробную жизнь, персик, который Идзанаги «первый мужчина» бросил в ведьм ада, или как магический амулет, чтобы держать «голодных призраков» в страхе.
В индуизме
Чинтамани также присутствует в индуистской традиции, хотя и не так заметно. Он связан с индуистскими богами Ганешей и Вишну, иногда изображается как происходящий изо лба Макары — мифологического водного существа, которое было частично млекопитающим, частично крокодилом, с длинным хоботком. В индуистской мифологии он символизирует хаос, из которого создаётся мировой порядок и к которому он возвращается. Чинтамани во лбу Макары — это просветлённая истина, происходящая из хаоса и необходимая для того, чтобы порядок был возможен.
Отражение в культуре
Как и на Западе, восточные культуры черпали вдохновение из окружающего их природного мира для своих визуальных символов. Чинтамани — один из таких распространённых символов.
«Чинтамани» — слово, состоящее из двух основ: «чинта» и «мани», что означает «драгоценный камень, исполняющий желания». Его западный эквивалент можно считать «философским камнем», о котором писали средневековые алхимики.
Искания Николая Рериха
Чинтамани как исполняющий желания драгоценный камень, упоминаемый в тибетской религиозной традиции и индуистских легендах, использовали Николай и Елена Рерих, чтобы донести два символических образа: во-первых — «духовное сокровище», под которым подразумевалась психическая способность или «инструмент», используемый для саморазвития. И во-вторых — «духовное сокровище» как символический аналог «сокровища» в материальном мире.
Идея Шамбалы была особенно важна для Рерихов, потому что отождествлялась с буддийским пророчеством, берущим начало в учении Калачакры, которое предсказывало окончательный триумф буддийского просвещения над неверием, и это сыграло свою роль во вдохновении современного буддийского теократического движения и собственной миссии Рерихов на Востоке.
Скудость доказательств о талисмане Рерихов, часто называемом просто «Камнем», а иногда и «Сокровищем мира», привела к накоплению легенд, слухов и мифологизаций о нём, большая часть которых стала приниматься как факт. Например, в часто повторяемом утверждении нам говорят, что, хотя он считался метеоритом, камень Чинтамани не был обычным типом метеорита, потому что предположительно он возник в созвездии Ориона.
Причина этой идеи, по-видимому, кроется в другом названии «Камня», используемого мадам Рерих, которая иногда называла его Даром Ориона. Некоторое разъяснение происхождения имени можно найти в отрывке из её книги «На Восточном перекрёстке», опубликованном в 1931 году, где в главе под названием «Легенда о камне» она утверждает, что это был: «... знак трёх звезд [созвездия Ориона], который послал Камень в мир».
Истолковывая эту информацию буквально и принимая её вместе с другими отрывками из книг Рерихов, указывающих на метеоритный камень, многие их последователи приходят к объяснению его действительного происхождения с Ориона; и сама мадам Рерих, очевидно, настаивала на том, что это правильное объяснение.
Конечно, в древние времена Орион был источником благоговения и удивления и послужил стимулом для историй (теперь рассматриваемых как миф, который сыграл свою роль в преобразовании человеческого сознания), но здесь мы предположительно имеем дело не только с духовным посланием, но и с конкретным объектом.
Легенда была разработана Константином Иваненко — российским исследователем в области метафизики и парапсихологии, чьё участие в продолжении работы Рерихов в Санкт-Петербурге.
По словам Константина, природа камня Чинтамани, или «Кристалла», как он его называет, была реальной, но может быть понята только как продукт теоретических астрофизических процессов в одной из звезд Ориона.
Несмотря на то, что Рерихи получили свой талисман во время посещения Парижа в 1923 году, видимо, это был не первый известный кусок камня Чинтамани. Константин сообщает, что в 1912 году верховный буддийский лама Агван Доржиев, уроженец Бурятии, получил его часть в Тибете от девятого панчен-ламы Чос-чжи Ни-ма.
В 1909 году Доржиев инициировал проект строительства буддийского храма в Санкт-Петербурге, и вскоре после возвращения в Россию он установил этот камень в фундамент храма. Как писал Константин, «говорят, что в фундаменте Храма спрятан кусочек священного кристалла Чинтамани, привезённый из Шамбалы Святым ламой Агваном Доржиевым, наставником Далай-ламы XIII». Константин не раскрыл, если ему действительно известно, где сам Панчен-лама получил камень.
Однако известно, что Доржиев посетил Лхасу в 1912 году, чтобы получить от Далай-ламы дополнительные средства для продолжения строительства, хотя встречался ли он в это время с Панченом — вопрос открытый. Что касается применения термина «Чинтамани» к камню, то из информации Константина следует предположение, что он произошёл от Доржиева.
Наиболее яркое описание происхождения чинтамани встречается в книге Николая Рериха «Гималаи — обитель света», опубликованной в 1947 году:
«Многие ... удивительные вещи были рассказаны образованными бурятами и монголами… о чудесном камне, исходящем от далёкой звезды, который появляется в разных местах перед великими событиями… Главное тело этого камня лежит в Шамбале, и маленький кусочек его выделяется и блуждает по всей земле, сохраняя магнетическую связь с главным камнем».Можно предположить, что и талисман Рерихов, «Камень», и кусочек кристалла Чинтамани Доржиева имеют общее происхождение в одном и том же главном камне, который, как говорят, находится в Шамбале.
Считается, что мадам Рерих, которая называла себя экстрасенсорным медиумом, использовала данный им камень для усиления своих сил. Из её сочинений, выражающих веру в особые свойства камня, который она приписывала к метеоритам, например в «Озарении», читаем, что метеориты могут «преобразовывать в действие идеи пространства», а в «Сверхземном» — что они действуют как «фокус для концентрации мысли» и служат «для накопления энергии [и] ... для умножения энергии».
Она описывает, как «Камень» … помогает сохранить вибрационные связи с далёкими мирами. Точно так же маленькая частица камня служит связующим звеном с «Братством». Елена объясняла эти свойства наличием определённых составляющих в их составе, заявляя в «Сверхземном» что метеориты «содержат частицы замечательных металлов», которые усиливают умственные и ясновидческие способности.