Измени себя — изменится Мир вокруг

Джатака о дереве Кимпакка

«Кто не осознаёт, что из этого в будущем…» — это произнёс Учитель, прибывая в роще Джеты, по поводу недовольного монаха. Так, один сын из хорошей семьи подарил Учению Будды своё сердце и стал монахом. Однажды, собирая милостыню в Шравасти, он увидел украшенную женщину и разочаровался в монашестве. Тогда его наставники отвели его к Учителю.

Будда спросил его: «Это правда, монах, что ты разочарован?» Получив в ответ «да», он сказал: «Пять видов чувственных удовольствий восхитительны в то время, когда ими наслаждаешься, но наслаждение ими (так как они приводят к рождению в аду и других местах наказания) сравнимо с наслаждением плодами дерева Кимпакка. Ведь плоды дерева Кимпакка полны красоты, приятного запаха и вкуса, но если их съесть, то они разрушают внутренности и приносят смерть. В былые времена многие люди, которые не заметили вреда этих плодов и привлечённые их красотой, приятным запахом и вкусом, поедая этот плод, пришли к смерти». После этих слов он поведал о былом.

Когда в былые времена в Варанаси правил Брахмадатта, Бодхисаттва был предводителем каравана. Однажды, когда он проделывал путь с востока на запад и остановился на краю леса, он собрал своих людей и предостерёг их: «В этом лесу есть ядовитые деревья. Не ешьте плоды, которые вы не пробовали ранее, и не спросив сначала у меня разрешения». Когда его люди шли через лес, они увидели на опушке дерево Кимпакка, которое опустило к земле ветвь, полную плодов. Его ствол, ветки, листья и плоды походили на плод дерева манго видом, цветом, вкусом и запахом. Некоторые из них были привлечены цветом, вкусом и запахом и, убеждённые, что это плоды манго, съели их, другие же сказали: «Мы будем их есть, только спросив нашего предводителя каравана», взяли их в руки и остались так стоять.

Когда Бодхисаттва пришёл к этому месту, он велел тем, кто стоял с плодами в руках, выкинуть их, тем, кто ел их, он велел их вырвать и дал им лекарство. Некоторые из них выздоровели, но те, кто первым отведал плоды, должны были умереть.

После того как Бодхисаттва с успехом достиг своей намеченной цели и заработал там прибыль, он вернулся обратно в свой город. После того как он раздал милостыню и совершил другие благие дела, он перевоплотился в соответствии со своими заслугами.

Когда Учитель рассказал об этом, он, Полностью Пробуждённый (Самьяк Самбудда) произнёс такую гатху:

«Кто не осознаёт, что из этого в будущем
возрастёт долг, и служит своим желаниям,
того убьют они, когда созреют,
как плод Кимпакка — того, кто его съест».

После того как он следующими словами: «Также убивают желания, которые во время наслаждения приятны, после того, как созреют» — отождествил связь3, он разъяснил истины. Услышав эти слова, недовольный монах получил плод вошедшего в поток (сротапанны). Некоторые из собрания также вошли в поток, некоторые стали однажды-возвращающимися (сакридагаминами), некоторые — невозвращающимися (анагаминами), а некоторые стали святыми (архатами).

Окончив проповедь, Учитель так связал перерождения: «Тогдашнее собрание людей было собранием будд, предводителем каравана же был я сам».