«Коль молодой глупец...» — эту историю о пожилом монахе Учитель поведал в роще Джеты.
Рассказывают, что некий юноша знатного рода из Шравасти, осознав пагубные последствия чувственных удовольствий, оставил мирскую жизнь, получив посвящение от Учителя. Усердно занимаясь медитативными практиками для успокоения ума, он вскоре стал Архатом — человеком, достигшим полного освобождения от клеш и вышедшим из «колеса перерождений». Со временем, после смерти матери и совершения соответствующих погребальных обрядов, он привёл к принятию монашества своего отца и младшего брата. Они также оставили мирскую жизнь и поселились в роще Джеты.
В начале сезона дождей, услышав, что в некой деревне можно без труда обрести необходимые одеяния и всё, что требуется для жизни, все трое провели там дождливый период года, а по его окончании отправились обратно в свою рощу. Не доходя до дома, молодой монах оставил послушника (своего младшего брата) и старика-отца, который в силу возраста не мог идти быстро, и поспешил вперёд, чтобы приготовить хижину к их приходу.
Несмотря на то, что старший брат строго-настрого наказал своему младшему брату идти с комфортной для пожилого человека скоростью, тот не прислушался к его словам и постоянно толкал отца головой в спину или тащил его силой за собой со словами: «Идём же, достопочтенный!»
Старик возмутился: «Ты ведёшь меня против моей воли» — и, развернувшись, начал путь заново, с того самого места, где их оставил его старший сын. Пока они так препирались, солнце зашло и тьма окутала окрестности.
Тем временем молодой монах подмёл хижину, налил воду в кувшины и, так и не дождавшись брата и отца, взял факел и пошёл им навстречу. Когда он наконец-то их увидел и спросил, что могло их так долго задержать в пути, старик рассказал, как было дело. И тогда, дав им немного отдохнуть, молодой монах повёл своих родственников дальше неспешным шагом. Не удивительно, что в тот день у него не было возможности сходить поприветствовать Будду. На следующий день, когда он пришёл выразить своё почтение Благословенному и, поприветствовав его должным образом, занял место подле него, тот спросил:
— Когда ты прибыл?
— Вчера, Учитель.
— Ты прибыл вчера, а пришёл поприветствовать Будду только сегодня?
— Да, Учитель.
Когда молодой монах рассказал причину своего опоздания, Будда упрекнул старого монаха:
— Не только сейчас он ведёт себя так. В прежние времена он поступал точно так же. Сейчас вы страдаете от него. В прошлом он доставлял хлопоты мудрецам.
И по просьбе молодого монаха Почитаемый в мирах рассказал о былом.
— Давным-давно, когда в Варанаси царствовал Брахмадатта, Бодхисаттва родился в семье брахмана в одном из городов царства Каши. Когда он вырос, его мать умерла. Совершив все надлежащие погребальные обряды, по прошествии шести недель он раздал все деньги, что были в доме, в качестве милостыни и, взяв с собой отца и младшего брата, отправился в Гималаи, где все трое приняли аскетизм, облачившись в одежды из коры дерева. Жили они в уютной роще, питаясь кореньями и дикими плодами, а также колосьями, собранными после жатвы, и виноградом, оставшимся после сбора.
Как известно, в Гималаях во время сезона дождей льёт день и ночь, и совсем не представляется возможным добывать съедобные луковицы растений, коренья и дикие плоды. Поэтому, когда листья начинают опадать, большинство аскетов спускаются с гор и находят прибежище в жилищах мирян. Вот и Бодхисаттва вместе с отцом и младшим братом поступили так же. Но как только плодовые деревья вновь начали цвести и приносить плоды, он забрал своих родственников и отправился с ними назад в свою рощу в Гималаях. Когда их хижина была уже недалеко и начало темнеть, Бодхисаттва оставил своих спутников со словами:
— Вы не торопитесь, а я пойду вперёд и приведу нашу обитель в порядок.
И вот младший аскет с отцом остались вдвоём. Они медленно шли по дороге, но сыну не нравился такой темп ходьбы, он то и дело подталкивал своего отца сзади головой. Пожилой человек не стал терпеть такое поведение сына:
— Мне не нравится, как ты ведёшь себя по отношению ко мне.
С этими словами он развернулся и начал путь заново с того самого места, где их оставил его старший сын. Пока сын с отцом препирались, совсем стемнело.
Тем временем Бодхисаттва закончил подметать свою хижину из листьев, принёс воду и, так и не дождавшись путников, взял факел и пошёл им навстречу. Встретив их на дороге, он поинтересовался, почему они идут так долго. Младший аскет рассказал ему, как было дело. После чего Бодхисаттва с комфортной для отца скоростью привёл родственников домой и, сложив их пожитки, помог отцу совершить омовение, смазал ему ноги мазью и сделал массаж спины. Затем он поставил перед ним жаровню с углями, чтобы тот согрелся и отдохнул, после чего сел рядом с ним и сказал:
— Отец, юные отроки подобны глиняным сосудам, которые разбиваются в мгновение ока, и больше их уже не склеить. Старики должны относиться к ним терпеливо, даже когда те опускаются до оскорблений.
И в качестве наставления для своего отца Кашьяпы он произнёс следующие гатхи:
Коль молодой глупец обидит словом или делом,
Долготерпение должно стать мудрецов уделом;
Хорошим людям ссору прекратить легко,
Дурных, подобно черепкам, разносит друга от друга далеко.
Осознавая загрязнения ума, уроки жизни можно проходить —
Тем самым мудрецам не трудно дружбу сохранить;
Им бремя тяжкое нести под стать,
Раздоры усмирять и согрешивших примирять.
Такие наставления Бодхисаттва дал своему отцу. И с того времени тот стал проявлять самообладание.
Затем Учитель соотнёс перерождения, истолкованные в джатаке, так:
— В те дни пожилой монах был отцом-аскетом, послушник — младшим братом-аскетом, а сыном, который давал наставления своему отцу, был я сам.
«О царь зверей, помог тебе, чем мог...» — эту историю о неблагодарности Девадатты Учитель рассказал в роще Джеты. В конце он добавил: — Не только сейчас Девадатта проявляет неблагодарность, но и в прежние времена он был таким же. Далее Почитаемый в мирах поведал о былом. — В давние времена, когда в Бенаресе царствовал Брахмадатта, Бодхисаттва воплотился дятлом и жил в дупле дерева в...