Измени себя — изменится Мир вокруг

Джатака о нравственной газели

«Если ты, брахман, собираешься…» — это поведал Учитель по поводу одного монаха, который кормил свою мать. Учитель его спросил: «Монах, это правда, что ты кормишь мирян?» Когда тот ответил: «Это так, Бхагаван», он спросил: «Кем они тебе приходятся?» — и получил ответ: «Это мои родители, Бхагаван». Тогда Учитель сказал: «Отлично, отлично, монах. Ты подражаешь славе мудрецов прошлого. Мудрецы прошлого, хотя и перерождались в роду животных, спасали жизнь своим родителям». После этого Он поведал о былом.

Однажды, когда в царстве Кошала, в городе Сакета, правил Царь Кошала, Бодхисаттва переродился в роду газелей. Когда он вырос, его звали Нандиямигой (радостной газелью), и, наделённый нравственным поведением, он кормил своих родителей. В то время царь Кошалы был увлечён газелями. Он не велел людям трудиться на своих полях, но выходил с большой свитой ежедневно на охоту.

Как-то люди собрались и разговорились: «Арьи, этот царь делает нашу работу невыполнимой. Как насчёт того, что мы оградим забором один парк в лесу Анджана, построим ворота, выкопаем лотосовый пруд и посадим там траву? Тогда мы пойдём в лес с палками и молотами в руках, обстучим кусты, выгоним газелей, окружим их и загоним в парк, как коров в хлев. Тогда мы закроем ворота, сообщим об этом царю и сможем снова выполнять наши обязанности».

Все подумали: «Это единственное средство» — и единодушно обустроили парк, пошли в лес и оградили площадь размером в одну йоджану.

В это время Нандия со своими родителями лежали под небольшим кустом на земле. Люди окружили дебри и тесно сблизились друг к другу со щитами и другими оружиями в руках. Поскольку они думали, что там находятся газели, они набросились на куст.

Когда их увидел Нандия, он подумал: «Сегодня мне подобает пожертвовать своей жизнью и таким образом спасти жизнь своим родителям».

Он встал, поприветствовал своих родителей и сказал им: «Мать, отец, если эти люди проникнут в эти кусты, они увидят нас троих. Вы же можете выжить благодаря уловке, ваша жизнь важнее, чем моя. Я хочу спасти вам жизнь и выпрыгнуть, когда они подойдут к краю этого куста и будут бить по нему. Тогда они подумают, что в этом маленьком кусте всего лишь одна газель, и не войдут в кусты. Не бойтесь!»

Успокоив так своих родителей, он подготовился выпрыгнуть из куста. Когда те люди, что стояли рядом с кустом, начали кричать и бить по кусту, газель выпрыгнула.

Люди подумали: «Должно быть, здесь это единственная газель» — и не вошли в куст. Нандия же ускакал прочь и смешался с другими газелями. Люди окружили их и согнали всех газелей в парк. Потом они закрыли ворота, сообщили об этом царю и вернулись на своё место. С этого времени царь либо сам приходил, убивал газель и уносил с собой, либо посылал туда других и приказывал им приносить газель. Газели бросали жребий. Та газель, что проигрывала, становилась в сторону. Её разделывали и забирали с собой. Нандия в это время пил воду из лотосового озера и питался травой, участь на него в это время не выпадала.

Когда же прошло много дней, родители захотели увидеть его, они подумали: «Если наш сын, царь газелей Нандия, крепкий и сильный, как слон, ещё жив, то он, несомненно, перепрыгнет через забор и придёт сюда, чтобы повидаться с нами. Мы хотим передать ему послание».

Они вышли на дорогу, там они увидели брахмана, которого они спросили человеческим голосом: «Куда ты держишь путь, арий?»

Тот отвечал: «В Сакету».

Родители, чтобы передать сыну послание, произнесли гатху:

«Если ты, брахман, собираешься
Идти в Сакету, в лес Анджаны,
Тогда поговори там с Нандией,
С нашим родным сыном.
Скажи ему: «Твои родители стары,
Они хотят ещё раз тебя увидеть».

Брахман дал своё согласие. Когда он прибыл в Сакету, на следующий день он зашёл в парк и спросил: «Кто здесь газель Нандия?»

Газель пришла, стала рядом и сказала: «Это я».

Тогда брахман поведал ему о случившимся.

Услышав это, Нандия сказал: «Я хочу идти, о брахман. Даже если мне придётся прыгать через забор, я хочу идти. Но я получал от царя пищу и питьё. Я чувствую за собой долг. Также я пребывал долго среди газелей. Поэтому мне не подобает уходить, не оказав помощи и не показав свои силы царю и газелям. Если же жребий выпадет на меня, то я хочу оказать другим помощь, и тогда, со временем, прийти».

Сказав это, он произнёс гатхи:

«Дарами, пищей и питьём царя
Доныне я наслаждался,
Не могу я, о брахман, не отдать
Назад царю его дары.
Царю себя я предоставлю,
Когда он будет натягивать лук.
Если минует меня беда,
Тогда свою мать я навещу».

Услышав это, брахман удалился. В последующее время, когда на того выпал жребий, царь пришёл со своей свитой в парк. Бодхисаттва стал в сторону. Что бы убить газель, царь взял свой лук, украшенный лошадиным копытом, в руки. В то время как другие, охваченные страхом смерти, убегали, Бодхисаттва не делал подобного, но, возвеличивая доброту (майтри) превыше всего, он оставался бесстрашным и стоял неподвижно, предлагая своё тело с большими рёбрами царю. В силу же проявления доброты царь не смог выстрелить из лука.

Бодхисаттва крикнул: «Почему ты не стреляешь, о великий царь? Стреляй же!»

Царь ответил: «Я не могу, о царь газелей!»

Бодхисаттва сказал: «Тогда распознай превосходство добродетельных!»

Удовлетворённый Бодхисаттвой, царь выбросил свой лук и сказал: «Этот неразумный кусок дерева не ведает твоей добродетели, и я также, человек, наделённый разумом, её не познал. Прости меня. Я сохраню тебе жизнь».

На это Бодхисаттва сказал: «О великий царь, ты сохранишь лишь мне мою жизнь. Но как быть куче газелей в этом парке?»,

— «Им я также дарую жизнь».

Так Бодхисаттва, как описано в джатаке о газели Нигродха , распорядился о том, чтобы всем существам в лесу, а также всем птицам в воздухе и всем рыбам в воде даровали жизнь.

После этого он укрепил царя в пяти предписаниях и сказал: «О великий царь. Царю должно оставить путь неведения, он должен выполнять десять царских добродетелей и править в согласии с праведностью (дхармой) и справедливостью».

Он разъяснил ему десять царских добродетелей в гатхах:

«Даяние (дана), нравственность (шила), радость пожертвования,
Откровенность, доброта (майтри), аскеза (тапас),
Миролюбие и человечность,
Терпение (кшанти) и доброжелательность —
Это истинные добродетели,
Которые я совмещаю в себе. Поэтому всегда я рад
И полон дружелюбия.

После того как он затем остался несколько дней у царя и побудил его передавать золотой барабан в городе, дабы провозгласить, что всем существам будет сохранена жизнь, он сказал: «Прикладывай усилия, о великий царь» — и после этого отправился навестить родителей.

Далее следуют гатхи Полностью Пробуждённого (Самьяк Самбудды):


«Однажды я был царём газелей
В местности Кошалы.
Звали меня Нандия,
И я был красивым животным.
Чтобы убить меня,
Пришёл однажды царь Кошалы,
Что был для этого предназначен, в лес Анджаны,
Натянув тетиву на лук.
Я предложил ему своё тело,
Царю, что натягивал лук,
Тогда, к счастью, миновала меня беда,
Пошёл я, чтобы мать навестить».

Закончив это наставление в Дхарме и разъяснив им арийские истины, Учитель сказал следующее: «Тогда родители были родственниками больших царских семей, брахманом был Шарипутра, царём — Ананда, газелью же был я сам».

После разъяснения арийских истин монах, кормивший свою мать, обрёл плод вошедшего в поток (сротапанну).