Измени себя — изменится Мир вокруг

Джатака о Сайхе

«Так, Сайха, знай! Мне ничего, кроме блаженства медитации...» — эту историю о недовольном монахе Учитель рассказал в роще Джеты. Случилось так, что некий монах, совершая обход за подаянием в Шравасти, увидел красивую женщину и с тех пор впал в недовольство и больше не находил радости в следовании Учению. Когда братья-монахи привели его к Благословенному, тот спросил:

— Правда ли, брат, будто бы ты больше не доволен жизнью монаха?

Монах признал, что это так. Тогда Учитель, справившись о причине его недовольства, задал ещё один вопрос:

— Как могло случиться, брат, что, приняв посвящение в Учение, которое ведёт к освобождению, ты всё ещё жаждешь мирской жизни? Ведь даже мудрецы далёкого прошлого, коим выпала честь занять должность домашнего жреца, отвергали её и становились аскетами.

Далее Почитаемый в мирах рассказал о былом.

— Давным-давно, когда в Варанаси царствовал Брахмадатта, Бодхисаттва был зачат в утробе жены брахмана, занимавшего должность домашнего жреца при царском дворе, и родился он в тот же день, что и сын царя.

Когда царь спросил своих советников, не родился ли ещё какой-либо ребёнок в тот же день, что и его сын, те ответили:

— Да, государь, это сын придворного жреца.

Тогда царь велел принести ребёнка и отдать его на попечение нянек, что смотрели за юным царевичем, чтобы те заботились о нём, как о члене царской семьи.

Время шло, оба мальчика воспитывались вместе, носили одинаковые украшения, ели и пили одну и ту же еду и питьё. По достижении зрелости оба юноши отправились в Такшашилу и, изучив все положенные искусства и науки, вернулись домой.

Царь сразу же сделал сына своим наместником и пожаловал ему великие почести. Дружба царевича и Бодхисаттвы крепла с каждым днём, молодые люди ели, пили и отдыхали вместе. После смерти отца царевич взошёл на трон и в полной мере получал удовольствие от своего положения, наслаждаясь унаследованным богатством и процветанием. И тут Бодхисаттва задумался: «Мой друг теперь стал правителем; при первой же возможности он непременно даст мне должность домашнего жреца. Тогда мне придётся стать домохозяином. Зачем мне такая жизнь? Я лучше стану аскетом и приму посвящение».

И вот Бодхисаттва на прощание кланяется своим родителям и, попросив у них благословения на принятие духовного сана, оставляет всё своё огромное мирское богатство и в одиночку уходит в Гималаи. Там на очаровательном участке земли он строит себе хижину из листьев и, приняв посвящение в аскеты, погружается в постижение Знаний высшего порядка и развитие у себя сверхспособностей. Так он и живёт, в состоянии глубокой Дхьяны.

Тем временем царь вспомнил о своём однокашнике и спросил советников:

— Что-то я не вижу своего друга. Что с ним стало?

Царские министры рассказали всё как есть, что тот принял посвящение и ведёт аскетичный образ жизни в некоем восхитительном лесу. Царь разузнал, что это за место и, призвав своего советника по имени Сайха, приказал ему сделать следующее:

— Иди и приведи моего друга назад. Я желаю сделать его своим домашним жрецом.

Сайха с готовностью согласился и через некоторое время добрался до пограничной деревни, где и остановился. Далее, взяв собой несколько проводников из местных лесников, Сайха отправился к месту, где жил Бодхисаттва, и нашёл его сидящим, словно золотая статуя, у входа в свою хижину. Советник царя поприветствовал аскета подобающим образом, после чего, сев на почтительном расстоянии, обратился к нему с такими словами:

— Досточтимый господин, царь желает, чтобы вы вернулись во дворец и приняли высокую должность домашнего жреца при царском дворе.

На что Бодхисаттва ответил:

— Даже если бы мне предложили не только пост домашнего жреца, но и целиком царства Каши, Кошала и Джамбудипа, а также славу и величие Владыки всей Вселенной в придачу, я бы всё равно отказался. Мудрецы никогда не возвращаются к омрачениям, которые когда-то оставили, так же как никогда не стали бы снова глотать мокроту, которую однажды сплюнули.

Закончив свой ответ, Бодхисаттва произнёс следующие гатхи:

Так, Сайха, знай! Мне ничего, кроме блаженства медитации, не надо,
Хоть предложите Землю всю, пусть даже вместе с океаном в качестве ограды.

Будь проклята страсть к славе и богатству,
Ведёт она в миры страданий без препятствий.

Уж лучше с чашей подаяние просить,
Чем жизнь неправедную жить.

Так царь, добыча лёгкая для чувственных желаний и грехов,
И править как тиран, и бедных угнетать готов.

Так образом, Бодхисаттва, несмотря на то что Сайха снова и снова предпринимал попытки уговорить его, отверг предложение царя. И царскому советнику, не сумевшему переубедить Бодхисаттву, не оставалось ничего иного, как только поклониться ему на прощание, вернуться во дворец и доложить царю об отказе.

Когда Учитель завершил наставление, он раскрыл Истины, услышав которые недовольный монах обрёл плоды первой стадии пробуждения (Сотапанна — входящий в поток), другие монахи также постигли Дхарму, каждый на своём уровне. И ещё Почитаемый в мирах соотнёс перерождения, истолкованные в джатаке, так:

— В те дни Ананда был царём, Шарипутра был Сайхой, а домашним жрецом был я сам.

Это интересно
Джатака об отступнике

«Учитель праведный и царственный учащийся...» — эту историю о шести монахах Учитель рассказал в роще Джеты. Подробно она изложена в Виная-питаке — одной их трёх частей Трипитаки, собрания буддийских канонических текстов. Далее приведено краткое содержание истории. Благословенный пригласил к себе тех самых шестерых монахов и спросил: — Правда ли, братья-монахи, что вы учите Дхарме,...