«Не железные оковы...» — эту историю о тюрьме Учитель поведал в Джетаване.
В те далёкие времена случилось так, что шайка грабителей, разбойников и убийц была схвачена и предстала перед царём Кошалы. Царь приказал крепко сковать их цепями, связать верёвками и надеть на них оковы.
Тем временем тридцать монахов из провинции, жаждущих встречи с Учителем, пришли поприветствовать его. На следующий день монахи отправились за милостыней, и путь их пролегал мимо тюрьмы, где они и заметили шайку негодяев. Вечером, вернувшись после дневного обхода, монахи подошли к Будде и вопросили:
— Благословенный, сегодня, проходя мимо тюрьмы в поисках подаяния, мы увидели там шайку преступников, прочно закованных в цепи и оковы и пребывающих в сильном страдании. Они были не в силах сломать те оковы и сбежать из заключения. Существуют ли оковы сильнее тех?
Учитель ответил:
— Братья, те оковы действительно крепки, но оковы, состоящие из тяги к богатству, зерну, сыновьям, жёнам и детям, во сто, а то и в тысячу крат крепче. Тем не менее даже такие оковы, которые столь трудно сломать, были разрушены мудрецами стародавних времён, которые ушли в Гималаи с целью стать отшельниками.
И тут Учитель поведал о былом.
— Давным-давно, во времена правления в Бенаресе царя Брахмадатты, в бедной семье родился Бодхисаттва. Когда Бодхисаттва вырос, его отец умер, и ему самому пришлось зарабатывать, чтобы обеспечивать мать. Время шло и, хоть и против воли сына, но мать привела в дом для него жену и вскоре после этого умерла. В то время жена Бодхисаттвы уже была беременна.
Не зная об этом, он сказал ей:
— Жена, теперь ты сама должна обеспечивать себя, так как я собираюсь отказаться от мирской жизни.
— Нет, — ответила жена, — ты не можешь так поступить, потому что у меня будет ребёнок. Дождись его рождения, а потом иди, становись отшельником.
На том и порешили. Когда жена родила, Бодхисаттва сказал:
— Теперь, жена, когда ты благополучно разрешилась от бремени, я уйду в отшельники.
— Подожди, — сказала жена, — пока придёт время отнять ребёнка от груди.
Вскоре она снова понесла во чреве.
— Если я буду соглашаться на все её просьбы, — подумал Бодхисаттва, — я никогда не выберусь отсюда. Я лучше сбегу, не сказав ей ни слова, и стану отшельником.
Так он и сделал — под покровом ночи оставил свой дом.
Но тут его схватили городские стражники.
— Мне нужно заботиться о матери моего ребёнка, — сказал он. — Отпустите меня!
Так ему удалось убедить стражников освободить его. Переждав какое-то время, он вышел через главные ворота и направился в Гималаи, где жил как отшельник, получил сверхъестественные способности, обрёл знания, так как пребывал в состоянии глубокой дхьяны.
Ликуя, он говорил:
«Узы жены и ребёнка, узы страсти, столь трудно разрушаемые, наконец, пали!»
И он произнёс следующую гатху:
Самые крепкие путы — утверждают мудрецы, —
Не прочнее, чем страсти и любовь ребёнка и жены.
Драгоценные камни, из чистого золота серьги
Держат крепче верёвок и превосходят железные цепи.
Тяжелы эти путы — в них вся беда,
Скинуть их, сбросить?! Возможно ли? Да!
Тот мудрец, оставляя любовь и желанья,
Получает свободу от пут и страданья!
И после произнесения столь возвышенной речи, не прерывая блаженного сосредоточения, достиг мира Брахмы.
Закончив повествование, Учитель провозгласил Истины, услышав которые, некоторые получили плоды первой стадии пробуждения, другие — второй, третьей или четвёртой.
Благословенный так связал перерождения:
— В данной джатаке матерью была Махамайя, отцом — Царь Шуддходана, женой — мать Рахулы, сыном — сам Рахула, а я был тем самым человеком, который покинул свою семью и стал отшельником.
Словами: «Тех, кто не связан, свяжут, послушавшись глупцов...» - Учитель - он жил тогда в Джетаване - начал свой рассказ о девушке по имени Чинча. Учитель говорил монахам: "О бхиккху, не только ведь ныне девушка Чинча возводит на меня напраслину: она и в прежние времена поступала точно так же". И, поясняя сказанное, Учитель поведал тогда о том, что было в прошлой жизни. "Во времена...