«Под видом радости...» — это рассказал Учитель, пребывая в лесу Кундиттана близ города Кундия, о мирянке Суппавасе, дочери царя Колии.
В то время она, семь лет носившая во чреве ребёнка, семь дней испытывала родовые муки, и боли её были тяжкими. Несмотря на свои телесные страдания, она думала так:
«Полностью пробуждён Бхагаван (Блаженный), который проповедует Дхарму с целью достижения освобождения, которое может прекратить такие страдания; благодетельны избранники Бхагавана, которые так следуют за ним, что могут прекратить такие страдания; благословенна Нирвана, в которой прекращает существовать материя страдания».
Эти три мысли служили ей утешением в её муках. И отправила она своего мужа к Будде, чтобы он рассказал о её состоянии и передал приветствие от неё.
Её послание было передано Бхагавану, и он сказал:
— Пусть Суппаваса, дочь царя из рода Колиев, окрепнет и снова станет здоровой, и родит здорового ребёнка.
И по слову Бхагавана Суппаваса, дочь царя из рода Колиев, выздоровела, окрепла и родила здорового ребёнка. Узнав по возвращении, что его жена благополучно родила, муж чрезвычайно изумился величайшей силе Будды. Суппаваса же после рождения ребёнка очень хотела в течение семи дней делать подношения монашеской общине с Буддой во главе и послала своего мужа назад, чтобы пригласить их.
Случилось так, что в это время бхикшу-монахи с Буддой во главе получили приглашение от упасаки (мирянина), поддерживающего старейшину Махамаудгальяяну; однако Учитель, желая вознаградить благотворительные устремления Суппавасы, послал к старейшине объяснить суть дела и вместе с бхикшу принял на семь дней гостеприимство Суппавасы.
На седьмой день она нарядила своего маленького мальчика, которого звали Сивали, и отправила его поклониться Будде и бхикшу.
И когда подошла очередь подвести его к Шарипутре, старейшина со всей добротой поприветствовал младенца, говоря:
— Ну что, Сивали, всё ли у тебя хорошо?.
— Разве может быть так, владыка? — ответил младенец. — Семь долгих лет мне пришлось барахтаться в крови.
Тогда Суппаваса в радости воскликнула:
— Мой ребёнок, которому всего семь дней от роду, на удивление, рассуждает о Дхарме с учеником Шарипутрой, Предводителем Дхармы!
И Учитель спросил её:
— Хотела бы ты, чтобы у тебя был ещё один такой ребёнок?
— Да, господин, — отвечала Суппаваса, — я бы хотела, чтобы у меня было семеро таких детей, как он.
Учитель торжественно поблагодарил Суппавасу за гостеприимство и удалился.
В семь лет ребёнок Сивали отдал своё сердце Дхарме и, оставив мир, вступил в Сангху; в двадцать лет он был принят в число полноправных бхикшу. Он был праведён и получил венец праведности, который есть архатство — и земля восклицала от радости.
И вот однажды бхикшу, собравшиеся в зале для слушания Дхармы, беседовали друг с другом по этому поводу, говоря:
— Старейшина Сивали, который сейчас сияет светом, был ребёнком многих молитв; семь долгих лет он находился в утробе матери и семь дней рождался. Как велики были муки матери и ребёнка! Плодом каких деяний были их мучения?
Войдя в зал, Учитель спросил, в чём предмет их обсуждений.
— Монахи, — сказал он, — праведный Сивали семь лет находился в утробе матери и семь дней рождался — всё из-за своих прошлых деяний. Подобным же образом семь лет беременности и семь дней родов Суппавасы были результатом её собственных прошлых деяний.
Сказав так, он поведал о былом.
— Однажды, когда Брахмадатта царствовал в Варанаси, Бодхисаттва был ребёнком царицы-супруги, он вырос и получил образование в Такшашиле, а после смерти отца стал царём и правил праведно. В те дни царь Кошалы выступил с большим войском против Варанаси, убил царя и взял в жёны его царицу.
Когда царь был убит, его сын смог спастись через сточную трубу. После этого он собрал мощное войско и прибыл в Варанаси. Расположившись большим лагерем неподалеку, он послал царю сообщение: либо отдать царство, либо выходить на бой. И царь прислал ответ, что будет сражаться.
Но мать юного царевича, узнав об этом, послала сыну весточку:
«Не нужно сражаться. Пусть все подступы к городу со всех сторон будут перекрыты, пока недостаток дров, воды и пищи не истощит людей. Тогда город перейдёт в твои руки без боя».
Следуя совету матери, царевич на семь дней обложил город такой тесной осадой, что на седьмой день горожане отрубили своему царю голову и принесли её царевичу. Тогда он вошёл в город и сделался царём, а когда жизнь его окончилась, он отправился в обитель своих заслуг.
Результатом и следствием его действий по осаде города в течение этих семи дней было то, что семь лет он пребывал в утробе матери и семь дней находился в процессе рождения. Но так как он припал к ногам Будды Падмоттары и молил его со многими дарами об обретении венца архатства, и так как во времена Будды Випашьина он возносил ту же молитву (он и его горожане) драгоценными подношениями, поэтому благодаря своим заслугам он получил венец архатства. А поскольку Суппаваса послала своему сыну весть с предложением взять город в блокаду, она была обречена на семилетнюю беременность и семидневные родовые муки.
Закончив своё повествование, Учитель, который есть Будда, повторил эту гатху:
Под видом радости и блага
печаль приходит
И несчастье, и праздные сердца
собою сокрушают.
Закончив своё наставление в Дхарме, Учитель так связал нынешние рождения с предыдущими:
— В то время Сивали был принцем, который взял город в осаду и стал царём, Суппаваса — его матерью, а его отцом, царём Варанаси был я сам.
"Царь Панчалы к нам пришёл..." – так некогда, во время пребывания своего в роще Джеты, молвил Учитель относительно совершенства мудрости. Однажды монахи, собравшиеся послушать проповедь дхармы, принялись восхвалять совершенство мудрости Татхагаты.