Измени себя — изменится Мир вокруг

Бхавачакра или Пратитья Самутпада

Слушать 1x 0:00·24:20
Синтезированная речь

Древняя легенда гласит, что однажды могущественный царь Магадхи Бимбисара, современник и покровитель Будды Шакьямуни, столкнулся с дипломатической трудностью. Его союзник, царь далёкой страны по имени Утраяна, прислал роскошный дар — бесценную воинскую кольчугу, усыпанную самоцветами. Бимбисара понимал: чтобы сохранить равновесие в отношениях, ответный подарок должен быть не менее великим. Но что может сравниться с сокровищем, если в твоих землях нет подобных драгоценностей?

За советом царь обратился к Будде. Просветлённый предложил решение, которое навсегда изменило историю буддийского искусства. Он посоветовал отправить Утраяне не золото или оружие, а знание — картину, изображающую структуру бытия. На полотне следовало запечатлеть Будду и под ним — «колесо сансары» (Бхавачакру) с текстом Прибежища и наставлениями о нравственности. Будда предрёк: этот дар принесёт царю окраинных земель истинную пользу.

Бимбисара последовал совету. Художники создали полотно, которое царь бережно упаковал: сначала в золотую шкатулку, затем в серебряную, и наконец — в медную. Гонцы, отправленные вперёд, передали Утраяне послание: «К вам едет дар, способный раскрыть ценность человеческой жизни и указать путь к Просветлению. Встречайте его со всей торжественностью».

Поначалу Утраяна оскорбился: «Что это за подарок, ради которого я должен выводить всё войско?» Он едва не объявил войну, но мудрый министр убедил его сначала взглянуть на содержимое шкатулки. Когда царь увидел изображение и прочёл наставления, его гнев сменился глубоким прозрением. Изучая символы на картине, он размышлял над Четырьмя благородными истинами и вскоре достиг высокой степени духовной реализации. Впоследствии в его страну прибыл ученик Будды, Катьяяна, и распространил там учение Дхармы.

С тех пор изображение «колеса сансары» служит не просто украшением храмов, а наглядным пособием. Размышление над ним помогает увидеть механизмы, которые удерживают нас в круговороте неудовлетворённости, и найти выход. Разберём эту карту сознания детально.

колесо самсары, колесо самсары, Бхавачакра, Пратитья Самутпада, мара

В центре композиции находится колесо, символизирующее цикличное существование — сансару. Его крепко сжимает в лапах, клыках и когтях яростное чудовище — Яма, владыка смерти и непостоянства. Это напоминание: ничто в обусловленном мире не вечно.

Ступица колеса: три корня страданий

В самом центре колеса (ступице) изображены три животных, которые бегут по кругу, кусая друг друга за хвосты. Это фундаментальные причины, удерживающие нас в сансаре, — «три яда ума»:

  1. Свинья символизирует неведение (игнорирование истинной природы реальности).
  2. Змея олицетворяет гнев и отвращение.
  3. Петух означает страсть, привязанность и алчность.

Иногда петух и змея изображаются выходящими из пасти свиньи. Это указывает на то, что именно неведение (тупость, непонимание законов кармы) является первопричиной, порождающей и нашу жажду удовольствий, и нашу агрессию к тому, что нам не нравится.

Второй круг: свет и тьма (Бардо)

Вокруг центральной части расположен круг, разделённый на две половины — белую и чёрную. Это символическое изображение кармы и промежуточного состояния между смертью и новым рождением (бардо).

  • На белой стороне фигуры людей движутся вверх. Их путь озарён светом луны или солнца. Это те, кто накопил благие заслуги и благодаря чистой карме направляется к рождению в высших мирах.
  • На чёрной стороне обнажённые фигуры падают вниз головой, влекомые верёвками. Это существа, отягощённые неблагими деяниями, которые проваливаются в низшие миры, охваченные мраком и страхом.

Третий круг: шесть миров сансары

Основная часть диска разделена на сегменты (обычно их шесть, иногда пять), изображающие кама-дхату — сферу желаний. Куда именно попадёт сознание, зависит от доминирующей эмоции и накопленной кармы.

колесо самсары, колесо самсары, Бхавачакра, Пратитья Самутпада

Три низших мира (миры страданий)

  1. Мир адских существ (нараков). Сюда приводит доминирующий гнев и злоба. Существа здесь переживают крайние муки от жара или холода. Психологически это состояние острой паранойи, ярости и невыносимой душевной боли.
  2. Мир голодных духов (претов). Сюда попадают из-за крайней алчности и скупости. Преты изображаются с огромными животами и тонкими, как игла, шеями. Они вечно голодны, но не могут насытиться: пища либо не проходит в горло, либо превращается в огонь. Это метафора состояния, когда человек одержим желаниями, но не способен получить удовлетворение.
  3. Мир животных. Результат преобладания неведения и следования инстинктам. Главное страдание здесь — тупость, отсутствие свободы воли, постоянный страх быть съеденным или эксплуатируемым.

Три высших мира (благие рождения)

Хотя эти миры называют счастливыми, страдание присутствует и здесь, просто оно тоньше и менее заметно.

  1. Мир людей. Считается самым благоприятным. Да, мы испытываем страдания рождения, старости, болезней и смерти. Нас мучает разлука с любимыми и встреча с врагами. Однако именно человеческое рождение даёт уникальный баланс: страданий достаточно, чтобы захотеть освобождения, а интеллекта и свободы воли хватает, чтобы практиковать Дхарму.
  2. Мир полубогов (асуров). Асуры обладают силой и богатством, но их жизнь отравлена завистью и борьбой. На картинах они часто изображаются воюющими с богами за Древо исполнения желаний, корни которого находятся у асуров, а плоды достаются богам. Это состояние вечного соперничества и амбиций.
  3. Мир богов (дэвов). Здесь царит наслаждение. Боги живут невообразимо долго, они красивы, не знают болезней и нужды. Но их главная проблема — беспечность. Опьянённые удовольствием, они не создают новой благой кармы, а лишь тратят накопленную.

Страдание настигает их в конце жизни. За неделю до смерти сияние бога гаснет, тело начинает увядать и дурно пахнуть, друзья отворачиваются. Благодаря ясновидению бог видит, что его запас заслуг исчерпан и следующее рождение будет в низших мирах. Душевные муки от этого падения превышают всё испытанное ранее блаженство.

колесо сансары, цитата будды шакьямуни

Снаружи колеса, в правом верхнем углу, обычно изображают Будду, указывающего на полную луну. Луна символизирует Нирвану — полное освобождение. Этот жест означает: «Счастье внутри колеса временно. Истинный покой находится за пределами циклов».

Внешний обод: 12 звеньев взаимозависимого возникновения

Внешний круг колеса — самый сложный и важный для понимания. Двенадцать картинок детально описывают механизм того, как именно мы перерождаемся и почему возникают страдания. Этот процесс называется Пратитья-самутпада (взаимозависимое возникновение).

  1. Слепой старец с посохом (Неведение). Слепец не видит дороги и неизбежно оступается. Так и мы, не понимая закона кармы и пустотности своего «Я», совершаем ошибки. Это коренная причина сансары.
  2. Горшечник (Формирующие факторы/Карма). Мастер лепит горшки разных форм. Так, под влиянием неведения, мы совершаем поступки (лепим свою судьбу), создавая потенциал для будущего рождения.
  3. Обезьяна (Сознание). Она скачет с ветки на ветку, как наш ум перескакивает с объекта на объект. Это момент вхождения сознания в новое зачатие, перенос кармического отпечатка.
  4. Люди в лодке (Имя и Форма). Лодка переправляет путников. Это психофизический комплекс (тело и ум), который начинает развиваться в утробе матери.
  5. Дом с пустыми окнами (Шесть органов чувств). Дом построен, окна прорублены, но внутри ещё темно. У плода сформировались органы восприятия (зрение, слух и т. д.), но контакта с внешним миром ещё нет.
  6. Обнимающаяся пара (Контакт). Это момент встречи органов чувств, объекта и сознания. Мир начинает «касаться» нас.
  7. Человек со стрелой в глазу (Чувство). Контакт порождает мгновенную реакцию: приятно, неприятно или нейтрально. Это очень сильное переживание, подобное уколу стрелы, которое мы не можем контролировать.
  8. Человек с чашей вина (Жажда/Вожделение). Ключевой момент! Испытав приятное чувство, мы хотим его повторить (пьём и не можем напиться). Испытав боль, мы страстно желаем от неё избавиться. Это эмоциональная реакция, запускающая колесо дальше.
  9. Человек, срывающий фрукты (Захватывание/Привязанность). Жажда перерастает в активное действие. Мы тянемся к объектам желаний, цепляемся за них, стремимся удержать.
  10. Беременная женщина (Становление). В результате цепляния создаётся мощный кармический импульс, который делает следующее рождение неизбежным. Процесс запущен.
  11. Рождение ребёнка (Рождение). Появление существа в одном из миров сансары.
  12. Старик, несущий труп (Старость и Смерть). Рождение неизбежно ведёт к увяданию и смерти, замыкая круг, чтобы всё повторилось вновь.

Выход из лабиринта: ценность человеческого рождения

В этой схеме есть слабые звенья, разорвав которые, можно остановить всё колесо. Мы не можем отменить прошлое неведение (1) или карму (2), но мы можем работать с настоящим — звеньями Жажды (8) и Захватывания (9). Осознанность позволяет чувствовать (7), но не реагировать на это слепым вожделением.

Понимание этой схемы не должно вгонять в депрессию. Напротив, оно подчёркивает невероятную ценность вашей нынешней ситуации.

  • Редкий шанс. Рождение человеком считается результатом огромных благих накоплений. Это подобно тому, как если бы черепаха, всплывающая со дна океана раз в сто лет, случайно попала головой в единственное плавающее ярмо.
  • Инструмент свободы. Только у человека есть возможность менять свою карму осознанно, а не просто следовать инстинктам.

Чтобы не потерять этот драгоценный статус в будущем, буддийская традиция рекомендует:

  1. Соблюдать нравственную дисциплину: избегать десяти неблагих деяний (убийство, воровство, ложь и т. д.).
  2. Развивать осознанность: наблюдать за мотивами своих поступков.
  3. Практиковать в особые дни: считается, что в дни полнолуния и новолуния сила наших поступков многократно возрастает.

Помните: важен не только поступок, но и мотивация. Даже родительский гнев может быть благим, если его цель — защита ребёнка. А внешне щедрый дар может быть ядом, если он сделан из тщеславия. Направляйте свои действия на благо всех живых существ — это путь Бодхисаттвы, ведущий к выходу из колеса страданий.


Часто задаваемые вопросы (FAQ)

1. Колесо сансары — это реальное место или метафора?

В буддизме эти понятия не противоречат друг другу. С одной стороны, шесть миров описываются как реальные сферы обитания существ. С другой — это точные психологические портреты состояний нашего ума здесь и сейчас. Мы можем пережить состояние «адской паранойи» или «животной тупости» и «божественного экстаза» в течение одного дня.

2. Почему в центре колеса иногда рисуют, что животные кусают друг друга?

Это подчёркивает цикличность и взаимосвязь. Неведение (свинья) порождает страсть и гнев. Страсть (петух) при неудовлетворении перерастает в гнев. Гнев (змея) затуманивает разум, возвращая нас к неведению.

3. Что означает чудовище, которое держит колесо? Это дьявол?

Нет, в буддизме нет понятия дьявола как абсолютного зла. Чудовище — это Яма, владыка смерти. Он символизирует принцип непостоянства (анитья). Он не злой, он просто олицетворяет закон времени: всё, что рождено, должно умереть.

4. Можно ли выйти из колеса сансары навсегда?

Согласно учению Будды, да. Это состояние называется Нирваной. Когда разрушено неведение (корень в центре колеса), карма перестаёт накапливаться, и принудительное перерождение прекращается.

5. Как использовать это изображение для практики?

Используйте его как зеркало. Посмотрите на свои реакции: какая эмоция доминирует у вас сегодня — гнев, жадность или зависть? На каком звене цепи вы теряете осознанность? Это помогает отслеживать автоматические реакции и заменять их на осознанный выбор.