Содержание
- Боги, сансара и духовный рост в буддизме
- Три сферы Вселенной в буддийской Дхарме
- Сфера Страстей (Камадхату): миры желаний и их обитатели
- Сфера Форм (Рупадхату): миры тонкой материи и медитации
- Сфера Отсутствия Форм (Арупадхату): миры чистого сознания
- Непостоянство и страдание как универсальные характеристики сансары
Чтобы успешно продвигаться в практике самосовершенствования, важно понимать, куда может привести тот или иной духовный путь, а точнее — в каком мире мы можем переродиться после окончания нынешней жизни. Буддийская картина мира представляет собой психокосм, то есть описание мироздания с точки зрения воспринимающего субъекта. О чём бы ни говорил Будда и великие учителя, речь всегда идёт об одном: о процессах, происходящих в человеческом сознании, и о том, как эти процессы подчинить контролю, чтобы избавиться от страданий.
Буддийскую космологию можно воспринять как наивно-мифологическую, чрезвычайно усложнённую и фантастическую систему. Однако если осознать, что эта пирамида миров не «объективна», а является описанием восхождения духа к Просветлению, то вся концепция становится ясной и логичной. Странные цифры роста и возраста небожителей — лишь символы отличия духовной личности от профанной (непосвящённой).
В основе буддийской космологии лежит общемифологическое представление о мировой оси — воплощении закона мироздания, отделяющего мир от внешнего хаоса. Мировая ось мыслится как максимальное средоточие блага и порядка и часто принимает вид мировой горы. В буддизме, заимствовавшем из индийской мифологии образ горы Меру (или Сумеру), дело обстоит именно так.
Боги, сансара и духовный рост в буддизме
В архаичной мифологии на вершине мировой горы обитают благие боги. Буддизм трансформировал эту идею: он не отрицает существования богов Индии и других стран, куда пришло Учение Будды. Однако, согласно буддийской космологии, все эти боги не покидают сансары (круговорота рождений и смертей, обусловленного кармой) и так же смертны, как и люди, хотя и живут неизмеримо дольше.
Если отвлечься от мифологических форм, перед нами предстаёт картина духовного роста: от обычного человека, раба своих страстей, до личности, всё более восходящей по пути к Просветлению. Для неподготовленного человека буддизм объясняет это через зримые образы: от уровня к уровню существа живут всё счастливее и дольше, а духовный рост передаётся через описание высших существ как буквально непомерно высоких.
Три сферы Вселенной в буддийской Дхарме
С точки зрения буддийской Дхармы (Учения Будды, универсального закона бытия), всю Вселенную можно разделить на три сферы:
- Сфера Чувственного (Камадхату);
- Сфера Форм (Рупадхату);
- Сфера Отсутствия Форм (Арупадхату).
Каждая сфера обладает своими особенностями. Например, Сферу Чувственного характеризуют страсти, поэтому её также называют Сферой Страстей. Согласно Учению Будды, наше трёхмирье — не единственное; таких миров бесчисленно много, но все они сходны по структуре.
Миры не имеют творца, поскольку благой Бог не может сотворить мир, полный страданий. Причина их существования — энергия совокупной кармы (закона причинно-следственной связи, определяющего судьбу существ) живых существ предыдущего мирового цикла. Космические циклы времени сменяют друг друга безначально, и время представляется скорее круговым, чем линейным. Вопрос о начале мира, как и о его бесконечности, относится к тем, на которые Будда хранил «благородное молчание».
Недоступно мысли, о монахи, начало сансары. Не могут ничего знать о начале сансары существа, что, будучи объяты неведением и охвачены страстью, блуждают в её круговороте от рождения к рождению.
Будда
Сфера Страстей (Камадхату): миры желаний и их обитатели
Сферу Страстей (Камадхату) населяют большинство живых существ — от богов до мучеников ада. Всех их объединяет поглощённость жаждой обладания чувственными объектами или господства над ними. Эта сфера условно делится на шесть миров: Ад, мир Голодных духов, мир Животных, мир Людей, мир Асуров (полубогов или демонов) и мир Богов (дэвов). Она состоит из грубой материи, где доминирует тепло; наш мир также входит в эту сферу.
В буддизме считается, что место следующего рождения определяют наше сознание и карма. Если сознание человека при жизни направлено на бездумные удовольствия, секс, жизнь одним днём, то наиболее подходящим для него будет мир Животных. Если же человек живёт крайне нравственно, соблюдает заповеди и делает подношения божествам, велика вероятность его рождения на Небесах.
Мир адских существ (Нарака): обители мучений
Ад (нарака) — это мир, где обитатели подвергаются тяжёлым мучениям вследствие своих кармических деяний в прошлых жизнях. Существует множество адов, но обычно выделяют восемнадцать больших:
- восемь холодных адов;
- восемь горячих адов;
- два промежуточных ада (или ада боли).
Несметное количество адов соответствует карме: то, что мы совершали по отношению к другим существам, случится и с нами.
Например, если люди готовят пищу из мяса или рыбы, обжаривая её в масле или варя в воде, то описания адов, где людей варят в котлах или жарят на сковородах, отражают плоды их собственной кармы. В сутрах (священных текстах буддизма) много примеров того, как люди, казалось бы, жившие нравственно, всё же перерождались в адах из-за своих пристрастий в еде.
Время пребывания в аду зависит от тяжести кармы. Так, в самом нижнем из горячих адов, Авичи (также называемом Вечным Адом), срок жизни равен 339,738,624·1010 лет. Туда попадают существа, совершившие один из пяти неискупимых грехов:
- Преднамеренное убийство отца.
- Преднамеренное убийство матери.
- Убийство архата (существа, полностью свободного от клеш — омрачений сознания).
- Пролитие крови Будды.
- Внесение раскола в Сангху (буддийскую общину).
В отличие от христианства и ислама, где предполагается вечное мучение в аду, в буддийском мировосприятии пребывание там длится до тех пор, пока отрицательная карма не будет исчерпана. После этого существо может переродиться в высших мирах.
Мир Голодных Духов (Претов): вечная неудовлетворённость
Голодные духи (преты) — это существа, которые не могут удовлетворить свои желания. Сюда попадают те, у кого сильна карма жадности. Обиталище претов находится под землёй, и их страдания буддийские авторы описывают чрезвычайно тщательно. Считается, что они рождаются под Раджагрихой (городом в северной Индии), на пятьсот йоджан (1 йоджана ≈ 13,824 км) ниже её.
У одних прет рот как игольное ушко, а живот огромен; у других во рту горит огонь. Третьи не могут напиться, потому что вода при их приближении превращается в кровавый гной. Четвёртых отгоняет от воды стража, вооружённая мечами и копьями. От голода преты пытаются поедать друг друга. Реки при их приближении вспыхивают огнём, плоды на деревьях исчезают, океан превращается в пустыню. Если преты молят о дожде, на них обрушиваются стрелы, копья, камни или молнии.
Сознание, соответствующее этому миру, характеризуется скупостью, жадностью и обжорством. Если человек при жизни проявляет эти качества, велика вероятность рождения в мире претов. Буддийские философы подчёркивают, что страдания претов — ложное восприятие. Прета будет изнемогать от жара, даже если вокруг неё станет бушевать вьюга. Постоянная жажда претов неустранима, так как они находятся в плену иллюзий: не физическое горло претов чудовищно мало, а заблуждения не дают им осознать, что на самом деле они обладают тем, к чему отчаянно стремятся.
Срок жизни претов во много раз больше человеческого: он равняется пятистам годам, причём один их день равен человеческому месяцу. О тех чья карма особо тяжела, говорится, что они могут страдать и пять тысяч лет, и дольше.
Мир Животных: круговорот инстинктов
В мире животных находятся все их виды — от насекомых до китов. К рождению животным ведёт привязанность к наслаждениям: беспорядочный секс, страсть к играм или слабый интеллект. Если в существе преобладают эти качества, велика вероятность его рождения в этом мире.
В сутрах также говорится, что, переродившись животным, крайне тяжело вновь обрести человеческое тело. Это связано с тем, что в форме животного практически невозможно вести нравственный образ жизни, не причинять вреда другим и практиковать Дхарму. Получив тело животного, существо, скорее всего, будет падать ещё ниже, вплоть до ада, из-за невозможности совершения добродетельных поступков.
Эти три мира — Ад, мир Голодных духов и мир Животных — называются тремя скверными мирами. Говорится, что попавший туда хоть раз надолго в них остаётся. Именно поэтому человеческое тело называют «драгоценным» в силу трудности его обретения.
Если тебе не опостылела Сансара, все твои действия – семена низших миров.
Гуру Римпоче
Мир Людей: драгоценное рождение и четыре континента
Мир Людей всем нам хорошо знаком, но и таких миров существует множество, различных по качеству. Эволюция человечества описывается формами, отчасти заимствованными из индуистской мифологии, отчасти напоминающими современные представления о возникновении собственности и государства.
Изначальное человечество мыслится полубожественным: люди живут по 84 тысячи лет и питаются неким «земляным пирогом». Они могут обходиться без пищи, но аромат этого пирога так привлекателен, что люди в конце концов съедают его полностью. К этому времени срок их жизни сокращается, тела грубеют, формируются органы пищеварения, и они уже не могут обходиться без еды.
Люди начинают выращивать рис, но его не хватает на всех. Они начинают проводить межи — так возникает представление о собственности. Разграничение собственности приводит к воровству, а воровство — к беспорядкам и столкновениям. Чтобы положить предел усобицам, люди решают избрать самого достойного в цари; царь же находит помощников, и так формируется воинское (кшатрийское) сословие. В это время в мире появляется первый будда (всего в течение нашей кальпы — огромного периода времени — их должно прийти тысяча; Шакьямуни, по разным источникам, — четвёртый или пятый).
Четыре континента мира людей
В буддийской космологии выделяют четыре континента, расположенных в океане вокруг горы Сумеру, на которой обитают дэвы (боги):
- Континент Джамбудвипа находится на юге и населён обычными людьми. Он похож на повозку или треугольник, обращённый вершиной на юг. Название происходит от дерева джамбу высотой 100 йоджан, растущего на континенте. Люди здесь ростом пять-шесть футов (1,5–1,8 метра), а продолжительность жизни — от 10 до 80 000 лет.
- Континент Пурвавидеха находится на востоке, имеет форму полукруга, плоская сторона которого обращена на запад, к горе Сумеру. Здесь растёт дерево акация. Люди на этом континенте ростом 12 футов (4 метра) и живут 250 лет.
- Континент Апарогодания находится на западе и имеет круглую форму. На нём растёт дерево кадамба. Жители этого континента не имеют домов и спят на земле. Они высотой 25 футов (8 метров) и живут 500 лет.
- Континент Уттаракуру находится на севере и имеет квадратную форму. На нём растёт дерево кальпаврикша, или кальпа-дерево, живущее целую кальпу. Жители Уттаракуру очень благополучны: им не нужно работать для пропитания (еда растёт сама), и у них нет личной собственности. Их города построены в воздухе. Ростом они 48 футов (15 метров) и живут 1000 лет; их защитником является Вайшравана.
Мы находимся на континенте Джамбудвипа. Так, во времена Будды Випассина люди жили 80 000 лет, сейчас же срок жизни — около 100 лет. Чем ниже нравственность обитателей мира, тем меньше продолжительность жизни, и внешний вид становится всё хуже. Говорится, что когда нравственность окончательно упадёт, уровень жизни людей снизится до 10 лет, а сами они будут крошечного роста. В этот мир явится Владыка Майтрейя, следующий Будда после Шакьямуни, и дарует чистое учение, которое когда-то давал и Гаутама.
Периоды «убывания» и «возрастания» характеризуются сокращением срока человеческой жизни до десяти лет, а затем его новым возрастанием до 84 тысяч лет. Буддизм напрямую связывает это с колебанием уровня агрессии и дружелюбия в мире. Так, люди, проходящие жизненный цикл всего за десять лет, настолько ненавидят друг друга, что не выносят даже вида сородичей и при первой же встрече пытаются убить; они разбредаются по лесам и живут в полном одиночестве. Если отвлечься от явной гиперболизации, эта картина признаётся точной, поскольку современная наука подтверждает, что агрессия сокращает срок жизни, а положительные эмоции — продлевают.
Важность беспристрастности в мире людей
Отличительной чертой людей является привязанность к друзьям, близким и любимым. Беспристрастность же подразумевает равное отношение ко всем существам путём отказа от ненависти к врагам и привязанности к друзьям и родственникам.
Эта ошибка происходит от недомыслия. В прежних жизнях даже теперешние враги были нашими родственниками, относились к нам дружелюбно и доброжелательно, оказывая безмерную помощь. И наоборот, среди тех, кого мы ныне считаем родственниками, есть немало бывших врагов, причинивших много вреда. Веря в истинность сиюминутных представлений о «друзьях» и «врагах», мы из-за своей привязанности и ненависти накапливаем неблагую карму. Поэтому во всех бесчисленных живых существах нужно видеть своих детей и родителей, как это делали великие люди древности, и относиться к друзьям и врагам одинаково.
Мир Асуров: полубоги в вечном соперничестве
Мир Асуров, или полубогов (их также называют демонами), населяют существа, отличающиеся феноменальным интеллектом. Они ведут нравственный образ жизни, но живут в вечном соперничестве с богами. Завидуя богам, асуры проявляют гнев, гордость, воинственность и хвастовство; их интересуют власть и самовозвеличивание.
Здесь высоко развита наука, но живущие здесь негативно настроены и замкнуты, хотя каждый из них — талантливый специалист в своей области. Асуры были старшими братьями богов: мудрыми и могучими, владеющими тайнами волшебства, способными принимать различные образы или становиться невидимыми. Им принадлежали несметные сокровища в подземном мире, а в небе у них было три укреплённых города: железный, серебряный и золотой. Возгордившись могуществом и мудростью, асуры склонились ко злу, и счастье отвернулось от них. Индра, предводитель богов, сокрушил их, а грозный бог Рудра — порождение гнева Брахмы — испепелил их волшебные города и низверг асуров с неба.
Мир Богов (Дэвов): небесные обители Камадхату
Мир Богов (дэвов) условно можно разделить на шесть Небес:
- Небеса Четырёх Царей-Правителей.
- Небеса Тридцати Трёх Богов.
- Небеса Ямы.
- Небеса Тушита.
- Небеса Нирманарати.
- Небеса Паринирмита-вашаварти.
Небеса Четырёх Царей-Правителей (Чатурмахараджика)
Этим миром управляют Четыре Небесных Царя: Вирудхака, Дхритараштра, Вирупакша и их предводитель Вайшравана (покровитель континента Уттаракуру). Когда один из Великих царей хочет встретиться с другим, ему достаточно послать мысль, и он будет услышан. Поскольку в буддийских текстах такие способности присущи только практикующим медитацию, это означает, что Четыре Великих царя достигли определённого уровня психоэнергетической практики.
Образ Четырёх Великих царей пришёл в буддизм из индуизма, где существовал образ стражей сторон света — локапал. Соответственно, Четыре Великих царя также именуются локапалами (охранителями мира). Согласно сутрам махаяны (одного из основных направлений буддизма), Цари-локапалы дали Будде обет охранять тексты Учения. По мере распространения буддизма по Азии в группу локапал включалось множество местных божеств.
Четыре царя связаны с низшими духами индийской мифологии: Дхритараштра властвует над гандхарвами (небесными музыкантами), Вирудхака — над кумбхандами (горными духами, часто уродливыми и злыми, но здесь служащими буддизму), Вирупакша — над нагами (мудрыми змеями или драконами), Вайшравана — над якшами (духами-хранителями сокровищ, иногда предстающими юношами, иногда карликами).
Небеса Четырёх Правителей служат богу Индре, наблюдают за порядком в мире с четырёх сторон света, отражают атаки асуров и защищают мир от злых существ. Они поощряют добрые деяния, наказывают зло, слушают проповеди будд, охраняют места проповедей и воодушевляют стремящихся к просветлению.
Эти Небеса состоят из четырёх поднебес:
- Небо Сильного Королевства (Восток): здесь каждая страна, где есть вера в бога, имеет своего бога-распорядителя, обеспечивающего защиту.
- Небо Роста (Юг): боги этого мира отвечают за рост всего живого; посланницы здесь — феи.
- Небо Свободных Метаморфоз, Управляющее Небосводом (Запад): основные боги здесь — наги (драконы), отвечающие за погоду и другое.
- Небо, Оберегающее Простых Людей от Травм (Север): даёт защиту от травм и болезней тем, кто поклоняется Небесам.
В этом мире живут также боги, сопровождающие Солнце и Луну, и подчинённые царям существа — гномы, гандхарвы, наги и якши. Существа этого мира ростом 750 футов (228 метров) и живут 9 000 000 лет.
Небеса Тридцати Трёх Богов (Траястримша)
Мир Траястримша (санскр. त्रायस्त्रिंश, «тридцать три») — это число характерно для индийской мифологии. В индуизме эту группу составляют двенадцать адитьев (сыновей Адити, Безграничности), восемь васу (богов, связанных с землёй), одиннадцать гневных рудр и божественные близнецы Ашвины. Миром Траястримша правит бог Шакра Дэванам Индра (часто просто Индра или Махендра — «Великий Индра»), также называемый Тысячеоким Повелителем.
Эти боги обитают на плоской четырёхугольной вершине горы Меру. Посредине неё находится прекрасный город Сударшана, окружённый парками и рощами, золотой стеной; земля в городе ста одного цвета, мягкая и пружинящая. Главное украшение — дворец Шакры, Вайджаянта. В городе также находится здание Совета богов — Судхарма, где оцениваются деяния живых существ. Все эти боги — ревностные последователи Дхармы.
Город с четырёх сторон окружают парк Чайтраратха и три рощи: Парушья, Мишра и Нандана. Особо упоминается чудесное дерево Париджата (или Ковидара) высотой в сто йоджан — воплощение Мирового Древа, символ жизненных сил или мудрости. Шакра руководит моральным состоянием мира на основании отчётов Царей Четырёх Сторон. Свиту Шакре составляют гандхарвы и киннары (мифические существа, искусные в музыке и пении).
Небеса Тридцати Трёх Богов и Небеса Асуров постоянно враждуют. На изображениях Колеса Бытия (символического изображения сансары) они воюют за плоды Дерева Исполнения Желаний, чьи корни на территории асуров, а крона — у богов. Аромат этого дерева услаждает богов. Асуры ревнивы, но, так как у богов больше заслуг и мудрости, асуры не могут их превзойти. Существа этого мира ростом 1500 футов (457 метров) и живут 36 000 000 лет.
Небеса Ямы: суд над душами и обитель без сражений
Небеса Ямы также называют «небесами без сражений», так как это первый уровень, физически отделённый от проблем земного мира. Существа мира Ямы живут в облакоподобном пространстве над вершиной горы Сумеру, настолько высоко, что свет солнца и луны не достигает его; источником света служат сияющие тела божеств.
Это измерение превосходит наши представления о физическом мире; здесь Сфера Форм и Сфера Страстей тесно связаны. Тела богов этих Третьих Небес мгновенно восстанавливаются даже после рассечения, травмы заживают моментально. Они могут летать и мгновенно перемещаться. Смерть здесь вызвана только личной кармой.
Правителя Третьих Небес зовут Бог Яма («Царь мёртвых», «Владыка смерти»). Он судит души умерших и определяет их следующее перевоплощение согласно карме. Душа в это время находится в бардо (промежуточном состоянии после смерти). Боги Небес Ямы управляют перерождением существ в мирах ниже их Неба (от Небес Тридцати Трёх Богов до Ада, включая мир Людей). Они считывают карму с помощью зеркала кармы и камней (белых — для хорошей, чёрных — для плохой).
Плохие поступки ведут к перевоплощению в нижних мирах, хорошие — в счастливых. От Суда на Небесах Ямы ничего не утаить. Здесь определяется перевоплощение либо в одном из Трёх Скверных Миров (Ад, мир Голодных Духов, мир Животных), либо в мире Людей, Асуров или Дэвов.
На Третьих Небесах могут перевоплотиться те, кто досконально познал жизнь и смерть, или те, кто осуществлял правильное служение, связанное с миром после смерти (например, практикующий пхову — технику переноса сознания). Существа этого мира высотой 2250 футов (685 метров) и живут 144 000 000 лет.
Небеса Тушита: обитель бодхисаттв и будущего Будды
Небеса Тушита («Небеса пребывающих в состоянии блаженства») также расположены в облакоподобном пространстве над горой Сумеру. Это мир, где перевоплощаются многие бодхисаттвы (существа, стремящиеся к Просветлению ради блага всех). Для этого необходима практика Четырёх Безмерных Состояний Ума: Любящей доброты, Сострадания, Сорадования и Беспристрастности.
У существ, перерождающихся здесь, могут ещё оставаться чувственные желания, но они следуют Учению Будд. Многие из них затем перевоплощаются в мире Людей, становятся духовными практикующими, достигают стадии Невозвращения (свободы от перерождений в Мире Страстей и перерождения на Небесах Брахмы) или стадии Архата (полностью просветлённого существа) и вступают на Путь Бодхисаттвы.
Особенность этих Четвёртых Небес: здесь не сможет переродиться тот, кто равнодушен к страданиям других, какими бы ни были его заслуги. Небеса Тушита известны как место пребывания будущего Татхагаты (один из эпитетов Будды, буквально «так пришедший» или «так ушедший») — Будды Майтрейи. Считается, что Арья Асанга, основатель философской школы Йогачара (буддийской философской школы, подчеркивающей роль сознания), услышал от Майтрейи и записал пять его трактатов. Существа этого мира высотой 3000 футов (914 метров) и живут 576 000 000 лет.
Небеса Нирманарати: наслаждение волшебными творениями
Небеса Нирманарати («Небеса Удовольствия от Волшебного Созидания») — мир, где боги, именуемые Наслаждающимися Волшебными Превращениями, получают удовольствие от магического созидания. Они материализуют желаемые вещи своими мистическими способностями и могут трансформировать свои тела по желанию.
Здесь перевоплощаются те, кто вёл духовную практику, но имел склонность к удовлетворению желаний. Они должны накопить много заслуг, которые становятся основой их мистических сил. При жизни они посвящали свои способности духовным учителям, стремясь к обретению этих сил. Попав на Пятые Небеса, они тратят заслуги на материализацию желаний. Существа этого мира высотой 3750 футов (1143 метра) и живут 2 304 000 000 лет.
Небеса Паринирмита-вашаварти: контроль над чужими творениями и обитель Мары
Название Неба Паринирмита-вашаварти переводится как «Свободно наслаждающиеся объектами, магически созданными другими божествами». Его обитатели контролируют предметы и явления, порождаемые обитателями низших миров. Боги Шестых Небес обладают очень большими заслугами, которые тратятся так, что всё, чего они пожелают, материализуется через пожертвования других богов.
Здесь рождаются существа, посвящавшие таланты и мистические способности своим духовным учителям или тем, кто обладает высокими заслугами. Их заслуг было бы достаточно для перерождения на Небесах Брахмы, если бы они были свободны от жажды чувственных желаний и имели правильный взгляд. Однако из-за привязанностей они растратят заслуги и перевоплотятся в низших мирах.
В одной из областей этого мира находится Мара (в буддизме — демон-искуситель, олицетворение всего, что препятствует просветлению), управляющий этим миром («Мара шестого неба»). Он обладает божественными способностями и непомерными страстями, которые удовлетворяет, а также удовлетворяет желания других, получая над ними власть. Невозможно вырваться из Круговорота Бытия (Сансары), не преодолев препятствий Мары.
Не усматриваю я, о монахи, ни одной силы, которая была бы столь трудноодолима, как сила Мары. Лишь благодаря обретению благих дхарм, о монахи, возрастают заслуги.
Сутра о львином рыке царя-чакравартина
Говоря "Мара", люди обычно подразумевают жуткое на вид создание устрашающей формы и огромных размеров, Владыку Тьмы. Но в действительности это не так. Истинный Мара – это всегда нечто препятствующее достижению полного Освобождения. Поэтому наши любимые, родственники и другие близкие иногда могут стать этим Марой, но нет Мары сильнее и могущественнее, чем цепляние за эго. До тех пор, пока цепляние за эго не отсечено, все проявления Мары активны в человеке. Мара всегда поднимает голову снова и снова. Очень важно при помощи особого метода умело отсечь этого Мару цепляния за эго.
Мачиг Лабдрон "Устная традиция дакини Мачиг. Великая проповедь", из книги "Отсекая надежду и страх"
Васубандху (влиятельный буддийский философ IV–V вв.) пишет, что все боги, а также обитатели адов и преты являются самозарождающимися. Однако боги двух нижних уровней (Четырёх Великих Царей и Тридцати Трёх) соединяются подобно людям. Чем выше божественный уровень, тем менее физической становится их любовь: для богов Ямы это объятия, для богов Тушиты — соприкосновение рук, для Наслаждающихся магическими творениями — улыбки, для Контролирующих наслаждения, созданные другими, — взгляды. Боги-младенцы рождаются на коленях у «взрослых» богов и быстро вырастают.
Поскольку в сансаре смерть неотвратима, она не минует и богов. Согласно Васубандху, сначала у них ослабевает сияние тела, взгляд мутнеет, глаза непроизвольно моргают, разум тускнеет. Затем появляются признаки смерти: одежды загрязняются, гирлянды увядают, из подмышек течёт пот, от тела исходит неприятный запах.
Сфера Форм (Рупадхату): миры тонкой материи и медитации
Сфера Форм (Рупадхату) соприкасается с физической реальностью; её обитатели имеют тела из особой, тонкой субстанции, невидимой для существ Сферы Чувственного. Как пишет «Джанавасабха-сутта», когда брама (обитатель мира Брахмы) посещает дэву из Сферы Чувственного, он принимает нарочито грубую форму, чтобы стать видимым.
Существа Сферы Форм не погружаются в безграничные удовольствия и не страдают от боли, их не мучают стремления к чувственным наслаждениям. Их тела не имеют пола. Обитатели Сферы Форм пребывают в медитативном сосредоточении (дхьяне — глубокой медитации). Этой сфере соответствуют четыре низших дхьяны и одна высшая. Каждая дхьяна подразделяется на несколько местопребываний: по три для четырёх низших дхьян и пять для высшей дхьяны Шуддхаваса. Всего в Сфере Форм семнадцать местопребываний (в Тхераваде — одной из старейших школ буддизма — шестнадцать).
Физически Сфера Форм состоит из ярусов, каждый следующий вдвое больше предыдущего и вдвое меньше последующего. Размеры тел высших существ больше, чем низших. Условно Сфера Форм делится на пять основных миров, каждый из которых включает от трёх до пяти Небес: Мир Брахмы, Абхасвара, Шубхакритсна, Брихатпхала и Шуддхаваса.
Мир Брахмы: обители творца и его свиты
Мир Брахмы соответствует первой дхьяне. Обычные существа, ведшие нравственную жизнь, но не достигшие при жизни йогического сосредоточения первой дхьяны, не смогут здесь родиться. Путь на Небеса Брахмы начинается с отрешения от Шести Миров Камалоки (Сферы Страстей). Необходимы любовь, сострадание и отрешение от мирских желаний — святость.
Будда, как Всеведующий Татхагата, в совершенстве знал все миры и учил тому, что познал непосредственно. Практикующим буддизм следует убеждаться в верности его слов на личном опыте.
Небеса Брахмы делятся на три мира:
- Великий Брахма (Махабрахма): мир Великого Брахмы, считающего себя творцом мира. Он обладает титулом: «Брахма, Великий Брахма, Победитель, Непобедимый, Всевидящий, Всемогущий, Господин, Деятель и Творец, Правитель, Указующий и Приказывающий, Отец всех, кто был и будет» («Брахмаджала-сутта»). Говорится, что он пришёл из мира Абхасвара, упал в низший мир из-за исчерпания заслуг и, забыв прошлое, вообразил себя самовозникшим. Махабрахма ростом полторы йоджаны, его жизнь длится одну кальпу (около 14,5 миллиардов лет).
- Жрецы Брахмы (Брахмапурохита): мир «министров Брахмы», существ, спустившихся из мира Абхасвара как спутники Великого Брахмы. Они уверены, что он их создатель. Время жизни — половина кальпы.
- Сонмище Брахмы (Брахмапаришадья): мир «советников Брахмы», его окружения (также Брахмакаики). Срок жизни — треть кальпы.
Все миры Брахмы разрушаются огнём в конце кальпы.
Мир Абхасвара: сияющие боги второй дхьяны
Медитативное сосредоточение дэвов в мирах Абхасвара соответствует второй дхьяне и характеризуется восхищением и радостью (сукха — санскр. «счастье», «блаженство»). Эти существа громко восклицают от радости, их тела излучают свет вспышками, как молнии. У них одинаковые тела, но разные восприятия.
Местопребывания Абхасвара находятся на границе той части Вселенной, которая разрушается огнём по завершении Махакальпы (великой кальпы); пламя не достигает этой сферы. После разрушения огнём, с началом новой вивартакальпы (кальпы формирования), миры снова заселяются существами из Абхасвары.
Мир Абхасвара делится на три Неба:
- Лучезарные боги (Абхасвара): мир дэвов, «обладающих блеском». Продолжительность жизни — 8 махакальп (период, за который Вселенная разрушается водой).
- Боги безграничного сияния (Апраманабха): мир дэвов «неограниченного сияния». Продолжительность жизни — 4 махакальпы.
- Боги ограниченного сияния (Париттабха): мир дэвов «ограниченного сияния». Продолжительность жизни — 2 махакальпы.
Мир Шубхакритсна: обители всеобщей красоты третьей дхьяны
Медитативное сосредоточение дэвов в мирах Шубхакритсна соответствует третьей дхьяне и характеризуется спокойной радостью. Их тела излучают постоянный свет. Местопребывания Шубхакритсна находятся на границе той части Вселенной, которая разрушается водой; потоки воды не достигают этой сферы.
Мир Шубхакритсна делится на три Неба:
- Боги всецелого блаженства (Шубхакритсна): мир дэвов «всеобщей красоты». Продолжительность жизни — 64 махакальпы.
- Боги безграничного блаженства (Апраманашубха): мир дэвов «неограниченной красоты». Продолжительность жизни — 32 махакальпы. Обладают «правдой, доблестью, учёностью, мудростью и щедростью».
- Боги ограниченного блаженства (Паритташубха): мир дэвов «ограниченной красоты». Продолжительность жизни — 16 махакальп.
Мир Брихатпхала: невозмутимость четвёртой дхьяны
Местопребывания мира Брихатпхала соответствуют четвёртой дхьяне — йогической концентрации невозмутимости. Они находятся на границе той части Вселенной, которая разрушается ветром в конце махакальпы; существа здесь спасаются от этого разрушения.
Мир Брихатпхала делится на:
- Бессознательные боги (Асаньясатта): дэвы, достигшие состояния не-восприятия, пытаясь избежать трудностей восприятия. Восприятие в итоге проявляется, и они опускаются ниже.
- Боги, обладающие всевозрастающим плодом (Брихатпхала): ): дэвы, обладающие «великим плодом». Пребывание — 500 махакальп. Некоторые анагамины (те, кто не вернётся в мир желаний; их практика завершается архатством и нирваной — полным освобождением от сансары) перерождаются здесь.
- Боги, обладающие избытком добродетели (Пуньяпрасава): мир дэвов, потомков благих качеств.
- Безоблачные боги (Анабхрака): мир «безоблачных» дэвов.
Мир Шуддхаваса: чистые обители для невозвращающихся
Шуддхаваса («Чистые обители») — высшие местопребывания Сферы Форм. Их обитатели — анагамины, вставшие на путь архата, которые получат просветление непосредственно из Шуддхавасы и не будут перерождаться в низших мирах. Каждый Шуддхаваса-дэва — защитник буддизма.
Поскольку Шуддхаваса-дэва не рождается за пределами этого мира, он не может родиться человеком, поэтому Бодхисаттва никогда не родится здесь. Эти миры могут оставаться пустыми, если не появляется Будда. Миры Шуддхавасы никогда не уничтожаются природными катастрофами. Шуддхаваса-дэвы могут предсказать приход Будды и объяснить людям, приняв форму брахманов (в индуизме — члены высшей жреческой касты), как его распознать, а также предсказать четыре признака, которые приведут Бодхисаттву к отречению.
Мир Шуддхаваса делится на пять Небес:
- Высшие боги (Акаништха): мир «непревзойдённых» дэвов. Это самое высокое местопребывание Сферы Форм. В Махаяне и Ваджраяне (одно из направлений буддизма, известное как «Алмазный путь») это сфера проявления Адибудды Ваджрадхары (Изначального Будды) в окружении будд и бодхисаттв. Считается, что гуру Падмасамбхава достиг Акаништхи. Жизнь здесь — 16 000 кальп.
- Ясновидящие боги (Сударшана): дэвы, живущие в мире, подобном Акаништхе.
- Прекрасные боги (Судриша): место перерождения для пяти типов анагаминов.
- Безмятежные боги (Атапа): невозмутимые дэвы.
- Не самые великие боги (Авриха): обычная цель для перерождений анагаминов. Многие становятся архатами отсюда, другие перерождаются выше, до Акаништхи. На пали (языке канона Тхеравады) их называют уддхамсота («те, кого несёт вверх»). Жизнь — 1000 кальп.
Высшее из этих измерений — Небо Акаништха, «непревзойдённое». Отсюда нет падения в нижние миры; здесь рождаются те, кто приблизился к состоянию Архата. В Ваджраяне это Чистая страна (просветлённое поле будды) Адибудды. Здесь исчерпана всякая карма, падение в сансару невозможно.
Название высшего неба Сферы Форм в Брахмалоке — «Небесная страна неисчислимого множества равных божественных существ». Здесь проявляется Изначальный Будда в окружении Будд Самбхогакаи (одного из Трёх Тел Будды, «Тела блаженства») и бодхисаттв, реализовавших десятый уровень Пути Просветления — «облако Закона». Акаништха, согласно тантрическому учителю Анандагарбхе, — Чистая страна, где правит проявление Самбхогакаи Будды Вайрочаны.
В тибетском буддизме подчёркивается, что Акаништха, как и любая Чистая страна, — не место, а чистое состояние сознания. Йогин Ваджраяны даёт обет видеть любую ситуацию как Чистую страну. Акаништха подобна другим Чистым странам, например, Сукхавати (Дэвачен), где правит Будда Амитабха. По некоторым источникам, бодхисаттва — будущий Будда Шакьямуни — пребывал в Акаништхе перед рождением Сиддхартхой.
Итак, Рупадхату (мир форм) описывается как четыре состояния йогического сосредоточения и семнадцать уровней миров богов. На всех уровнях Рупадхату боги рождаются взрослыми и одетыми. Их рост измеряется в йоджанах, сроки жизни — в кальпах. Продолжительность жизни богов, начиная со Второй Дхьяны, превышает время существования человеческого мира, создавая иллюзию их вечной жизни. Однако страдание и смерть присутствуют везде в сансаре. Считается, что умерший в состоянии медитации переродится на уровне, соответствующем глубине погружения.
Сфера Отсутствия Форм (Арупадхату): миры чистого сознания
Сфера Отсутствия Форм (Арупадхату) — высшая в иерархии сансары, наиболее комфортная. Это сфера глубокого медитативного созерцания без материальных элементов. Существа здесь не испытывают привязанностей, существуют вне места и формы. Единственное страдание — смерть и падение в низшие состояния по исчерпании кармы.
Здесь возможны четыре уровня медитативной концентрации (самадхи — состояние глубокой медитативной сосредоточенности):
- Бесконечное пространство.
- Бесконечное сознание.
- Полное отсутствие чего-либо.
- Ни различение, ни не-различение.
Попасть сюда можно, достигнув соответствующего уровня самадхи в прошлой жизни. Самадхи без випашьяны (медитации прозрения) ведёт не к Освобождению, а к рождению здесь. Так символически передаётся, что буддизм не одобряет йогическую практику как самоцель; важна не глубина самадхи, а стремление к спасению от сансары. Арупадхату — такая же часть сансары, как и ады.
Считается, что этих состояний могут достичь йогины-небуддисты, принимая их за слияние с Абсолютом. От такой ошибки предостерегает Цонкапа (великий тибетский реформатор XIV–XV вв.) в труде «Ламрим Ченмо» («Большое руководство к этапам Пути Просветления»). Это состояние длится чрезвычайно долго, но бесполезно и исчерпывается. Эта сфера не существует в физическом мире; говорят лишь об уровнях концентрации.
Эти четыре уровня нематериальной реальности могут возникнуть как награда за хорошую карму. До Будды они считались верхом медитации. Принципиальное отличие от Нирваны — в Бесформенной сфере рано или поздно происходит утрата стабильности и перерождение в низших мирах. Махаяна считает эти состояния бессмысленными с точки зрения спасения всех существ. Существа здесь самодостаточны, наслаждаются своими состояниями и стремятся их продлить. Обычные существа не могут здесь переродиться, только йоги.
Сфера Отсутствия Форм делится на четыре уровня (дхьяны):
- Сфера, где нет ни восприятия, ни невосприятия (Найвасамджняна-асамджняятана). Сознание уходит за пределы восприятия, но это не бессознательное состояние. Этого достиг Удрака Рамапутра, второй учитель Гаутамы Будды.
- Сфера, где ничего нет (Акимчаньяятана). Существо медитирует на том, что «ничего нет». Этого достиг Арада Калама, первый учитель Гаутамы Будды.
- Сфера бесконечного сознания (Виджнянанантьяятана). Медитация на сознании (виджняна), проникающем повсюду.
- Сфера бесконечного пространства (Акашанантьяятана). Медитация на неограниченном пространстве.
Непостоянство и страдание как универсальные характеристики сансары
Все три сферы сансары, от глубин ада до наивысшей точки, пронизаны непостоянством. Все существа также непостоянны. Если нечто непостоянно, оно в конце концов разрушится. Нет смысла привязываться к таким вещам, иначе нас ждёт сожаление об утраченном. Медитацией достигается непривязанность, важная на пути к просветлению.
Особенностью сансары является страдание. Обитатели Ада испытывают неимоверные муки. Преты страдают от голода и жажды. Животные — от тупости и борьбы за жизнь. Люди — от болезней, разлук, страха смерти. Полубоги — от гордыни и зависти. Боги Сферы Желаний — от войн с полубогами и страха смерти. Боги миров Форм и Отсутствия Форм также страдают от старения и смерти, несмотря на долгую жизнь.
Тот, кто не постиг суетности мирских удовольствий
Миларепа
И не отрицает их всем своим сердцем,
От плена Самсары никогда не сможет освободиться.
Вы должны знать, что мир есть не что иное,
как иллюзия,
И работать упорно над подавлением своих желаний-клеш.
Слова моего всеблагого учителя(Патрул Римпоче)
