Совет Джамгона Конгтрула

drak_yerpa_775.jpg

Если ум не очищен, то хотя он и Будда,
Он считается несовершенным,
Человек гневается даже на своих любимых,
Большинство ситуаций становятся неблагоприятными,
Беспрестанно возникают надежда и страх, желание и отвращение,
Бесполезно проходят годы, и заканчивается его человеческая жизнь.
Мы ссоримся с тем, с кем мы дружны,
Где бы мы ни жили, мы всегда несчастны,
Сколько бы ни было у нас имущества, мы всегда недовольны,
Получив одну вещь, нам всегда хочется вторую.
Мы постоянно отвлекаемся на ежедневные заботы, и,
Даже если у нас есть намерение применить учение, однако
Наша жизнь заканчивается с мыслью: «Ну, теперь я им займусь».
В те моменты, когда мы испытываем подлинную свободу,
Мы чувствуем, как будто мы могли бы всё отдать,
Но, став избалованными, мы не можем расстаться даже с иголкой.

На заре нашей веры и преданности
У нас нет иных помыслов, кроме как об учителе, но
По прошествии некоторого времени мы начинаем сомневаться в нем.
Во время весны нашей веры
Мы к одной практике прибавляем вторую,
Но по достижению нами зрелости все практики сходят на нет.
Встретив нового симпатичного друга, мы лелеем его больше себя,
Но как только стихает эмоциональный пыл, мы превращаем его во врага.
Все эти разнообразные занятия
Вытекают из бесконтрольности нашего ума,
Если нам удастся сделать свой ум услужливым,
То нам не понадобится искать уединенной практики;
Оставаться без заранее сложившихся представлений – это и есть уединение.
Тебе не надо где-либо искать учителя,
Природа ума и есть учитель – Будда.
Не беспокойся о том, что все еще надо выполнять практику,
Неотвлечение – это сущность практики.
Нет нужды намеренно избегать отвлечений -
При сохранении присутствия осознанности они самоосвободятся.
Не паникуй при всплеске эмоций,
Распознай их природу, эмоции это твоя мудрость.
Обусловленная жизнь и свобода не существуют,
кроме как в текущем моменте ума.
Так, пожалуйста, следи за умом при любых обстоятельствах!
Если ты не контролируешь свой ум изнутри,
То внешним врагам не будет конца.
Победой гнева изнутри
Все враги на земле будут повержены.
Если внутренне ты не удовлетворен, то,
Даже владея всем на свете, ты уподобишься нищему.

Тот, кто украшен непривязанностью и удовлетворенностью,
всегда богат, даже если у него нет никакого материального достояния.
Посредством семени той радости, что живет внутри,
Совершая хорошие, по мирскому разумению, поступки или
практикуя Учения и добродетельные дела,
обретаешь рождение в высших сферах жизни, но
Это состояние существования также непостоянно.

Видение природы этой радости и осознание ее нереальности
Есть семя пути к свободе.
Вся эгоцентричная деятельность, будь то дхармическая или мирская,
недостойна, она – источник разочарований.
Если ты последуешь за гневом, отвращением, желанием
И прочими беспокойными состояниями ума,
То ты создашь причину худшего перерождения –
Когда это станет реальностью, страдание будет немыслимым.
Когда тебя посещают какие-либо эмоции или разочарование, то
Если ты вглядишься в их природу, они исчезнут:
Нет мудрости помимо этой.
Поскольку мы неотделимы от ума ни на мгновенье,
Всегда следи за своими мыслями, заботься об этом!
Следить за своим умом учат все учения.
По поводу того, как выполнять все это, бодхисаттва
Шантидева сказал:
«Как я обычно говорю: «Желающие следить за своим умом
Должны это делать, применяя
Присутствие и осознанность», -
Молюсь, чтобы вы могли следовать этим путем».
Пойми всю важность этой практики!

Было сказано, что все восприятия шести сознаний
Есть только чудесные проявления природы ума,
Отбрасывание и одобрение их равно искажению.
Самое лучшее это применение пути уравнивания всего в одном вкусе,
Однако новичкам присущи высокие воззрения и жалкое поведение.
Трудно обрести совершенную человеческую жизнь,
Всегда помни о том, что ты умрешь и
Обрети уверенность в неизбежности следствий своих деяний.
Услышав или увидев смерть других,
Пойми это как предупреждение о том, с чем ты столкнешься.
Когда наблюдаешь смену времен года,
Помни, все проходит!
Завидя пчел и мед (позднее отнятый другими),
Пойми ты всю тщету богатств.
Завидя дом в руинах или опустошенную деревню,
Пойми, что такова природа дома, в котором ты живешь.
Видя, как другие теряют своих любимых,
Помни о своих близких.
Видя, как на других внезапно обрушиваются бедствия,
Помни, что они падут и на тебя.
Смотри на всё, и на себя, и на других, как на сновиденье,
Реального там нет и следа.
Когда ты остаешься в своем естественном состоянии,
Не подмешивая к своему уму попыток что-то изменить,
Осознаешь пустоту всего вовне и изнутри,
Подобную пространству одновременность ясности и пустоты.
Это абсолютная бодхичитта.
Одновременное и подлинное безграничное сострадание,
Испытываемое к тем, кто, не имея такого понимания,
страдают, застряв в привычной жизни из-за разделения двойственности.
Есть относительная бодхичитта.
Сострадание, которое ничего не принимает за реальное, осознает пустоту,
И через собственную энергию пустоты возникает сострадание:
Это сердце единства учений Сутры и Тантры.
Применяй эту глубокую практику!
А метод осуществления таких реализаций
Есть накопление заслуг, чем должен заниматься ты при всяком деле,
Призывай Три Драгоценности,
Пойми важность преданности учителю,
Отврати себя и других от проступков,
Подгоняй себя, как только можешь, в добродетели.
Не разлучайся с альтруистическим духом
Универсального пути
И всегда делай чистое посвящение заслуг.
Монах, пусть славное новолуние твоего ума благого
Нарастает, и пусть ты уподобишься богов Владыкам.

Так было записано практиком Лодро Тхайе, кто
Только ест, испражняется и спит.


Перевод на английский: Йонтен Рангджунг (Элио Гуариско)
Перевод на русский: Елена Пахно