Измени себя — изменится Мир вокруг

Тибет. Королевство Гуге. Цапаранг. Шанг Шунг

Автор статьи - Алексей Перчуков, путешественник и бизнесмен, практикует разные системы оздоровления, ежегодно совершает паломничество по святым местам Тибета. В этой статье Алексей рассказал о своем недавнем путешествии в Тибет, а именно Королевство Гуге, Цапаранг и Шанг Шунг.

В программу каждой нашей поездки я включаю посещение Цапаранга - города, который был некогда столицей западного тибетского королевства Гуге, основанного около 866 г. н.э. и расположенного примерно на высоте 3600м над уровнем моря. Это замечательное место, одно из красивейших в Тибете. Оно также является великолепной базой для акклиматизации перед Корой вокруг коры Кайлаш.

Гиды обычно не очень много знают об истории этих мест, поэтому написанная ниже информация будет многим полезна. Гуге - это древнее царство на территории Тибета. Столицами Гуге были города Цапаранг и Тхолинг (11 век).

Рассвет Гуге приходился на IX век н.э., но к XVII веку от его былого величия ничего не осталось. В Гуге было основано более ста буддийских монастырей.

Цапаранг представляет собой огромный утес, превышающий 200 метров в высоту, на котором расположены дворцы и монастыри.

Руины занимают больше 700 кв. км. Здесь обнаружено около 1000 пещер, 500 комнат, 60 крепостных бастионов и 30 буддийских храмов. Большая часть дворцовых помещений представляет собой пещеры со сводчатыми потолками.

Ниже приведена схема подъема на холм:

Первый на пути расположен небольшой Храм Ученых, самый маленький из храмов. Выше него направо - Белый Храм большего размера, Лхаканг Карпо (Lhakhang Karpo), в котором статуи были разрушены во время Культурной революции, но фрески не пострадали и находятся в удивительно хорошем состоянии. На один уровень выше - Красная Часовня, Лхаканг Марпо (Lhakhang Marpo), построенная королевой Дондрубма (Dondrubma) в XV столетии. Хотя часовня более старая, чем Лхаканг Карпо, очевидно, что фрески были созданы в семнадцатом столетии. У обоих этих храмов чудесные фронтоны крыш с деревянной резьбой. Это особенно удивительно, так как в округе нет никаких деревьев, и всю древесину нужно было нести из Непала через Гималаи.

Фрески в этих храмах хорошо сохранились и типичны для Гуге: смесь тибетского, непальского, индийского и кашмирского стилей.

При дальнейшем подъеме на холм Цапаранга есть много пещер, которые вероятно использовались в качестве жилых домов или для хранения товаров, поскольку религиозные ритуалы проводились в храмах. Храм Йидам (Yidam) все еще закрыт. Говорят, что он служит хранилищем для статуй из других храмов. Храм Ваджрабхайрава (Vajrabhairava) и, так называемый, Дом Копий никогда не были открыты для посещения.

Чем выше поднимаешься, тем более внушительной становится архитектура зданий. Очень сложно представить, как эти строения были построены на вертикальных утесах без лесов и древесины.

На самом верху холма находится часовня короля Мандала Лхакханг (Lhakhang) с остатками трехмерной Мандалы Будды Чакрасамвары (Buddha Chakrasamvara, тиб Demchok).

В этом храме есть лестница в, так называемый, зимний дворец. По левую и правую стороны узкого коридора расположены комнаты для хранения пищи и личных вещей обитателей дворца зимой или во время войны. Туннель, ведущий на юг, в наши дни заблокированный галькой, когда-то был безопасным способом побега в случаях чрезвычайной ситуации, а также являлся акведуком для водоснабжения дворца короля.

Если смотреть вниз с вершины холма, чуть выше Лхакханг Марпо (Lhakhang Marpo) видно здание, которое не вписывается в архитектурный ансамбль Цапаранга. Вместо природных камней в его постройке были использованы кирпичи. Это - остаток башни, построенной во время осады Цапаранга. В 1624 году и затем в 1625-1630 столицу процветающего в то время королевства Гуге посетил первый европеец, который пересек Гималаи. Это был португальский иезуитский миссионер Антонио Фрер де Андрад (Antonio Freire de Andrade, 1580-1634). Он был хорошо принят либеральным молодым королем Тхи Таши Дагпа (Thi Tashi Dagpa), с которым даже вел долгие беседы. Иезуит составил подробный отчет о жизни в Гуге в 1625 г, который позже был направлен в Рим.

Иезуитам не понравилось процветающее королевство, но зная, что крепость Цапаранг неприступна, они наняли мусульманских наемников, которые начали осаду и возвели осадные башни. Король во дворце на вершине холма был в безопасности, но он не мог смириться с ежедневным уничтожением его деревень и людей. Он предложил отречься от престола и удалиться в монастырь в обмен на гарантированный свободный выход из Цапаранга ему, а также его семье и приближенным. После того, как это предложение было принято, они сдались, но как только они оставили цитадель, были схвачены и казнены. Позже они были похоронены в пещере рядом с долиной, где обезглавленные скелеты все еще лежат, спустя почти 400 лет после того происшествия. После этого Цапаранг перестал существовать.

Есть вторая версия падения Цапаранга, которая утверждает, что король был пленен королем Ладакха, где и прожил в плену до самой смерти.

Вскоре название Гуге исчезло с карт Тибета до 1650 года, и его место занял Монастырь Тхолинг, который находится в получасе езды от Цапаранга.

Монастырь Тхолинг был основан королем Еше О (Yeshe O) в 996 году. Это произошло после эпохи большой Империи Ярлунг (Yarlung), которая была создана тремя великими императорами Сонгцен Гампо (Songtsen Gampo, 617-649), Трисонг Деценом (Trisong Detsen, 742-798) и Три Репалченом (Tri Repalchen, 815-836). Преемник последнего, король Лангдарма (тиб. Glang dar-ma, дословно «Бык Дарма) осуществлял гонения на буддизм. Он закрыл все монастыри и сжег священные писания в монастырских библиотеках.

Когда Лангдарма после шестилетнего правления был убит в 842 году, два его сына стали сражаться за трон. Три партии: традиционалистов, китайских буддистов и индуистов развязали гражданскую войну, и большая Империя Ярлунг прекратила свое существование. В 929 году Тибет был, наконец, разделен на два королевства: У-Цанг (U-Tsang) в центральном Тибете и Нгари (Ngari), основанное в западном Тибете, на территории бонского королевства Шанг Шунг (Zhang Zhung) внуком короля Лангдарма Ньима Гон (Nyima Gon). Он разделил свое королевство, включая Ладакх (Ladakh), Тхолинг (Toling) и Пуранг (Purang), среди своих трех сыновей, веря в их мирное сотрудничество. Однако, их потомки стали врагами, а их королевства, Ладакх и Гуге, стали враждующими государствами.

Король Гуге Еше О, хотел возродить буддизм в Нгари и послал 21-го студента Кашмир в 971 г, для изучения санскрита и буддизма. Только двое из них Ринчен Зангпо (Rinchen Zangpo) и Легпай Шераб (Legpay Sherab), вернулись в 988 г. и стали известными переводчиками. Король Еше О продолжал приглашать индийских учителей буддизма в свое королевство. Но Атиша (982-1054), известный учитель университета Викрамашила (Vikramasila) в Бенгалии (сегодня Индийский штат Бихар), отказывался от приглашения.

Тогда король Еше О отправился в Гарлог (Garlog), королевство турок на северо-западе Нгари, чтобы попросить о финансовой помощи для приглашения Атиши. Но вместо помощи он был заключен в тюрьму, поскольку турки не интересовались буддизмом. Его племянник Янгчуб О (Jangchub O) собрал достаточно золота для выкупа, но король попросил передать это золото Атише, что бы тот все-таки приехал в Нгари. Атиша, узнав о таком самоотречении, приехал в Гуге в 1042 году.

В то время столицей королевства был город Тхолинг. Хотя Атиша планировал прожить в Гуге три года, он остался в Тибете на 17 лет, до самой своей смерти. Приход Атиши считается началом возрождения буддизма в Тибете.

Первая из четырех ныне существующих школ тибетского буддизма Ньингма (Nyingma) – «школа старых переводов», является продолжением учения, которое принес в Тибет Гуру Ринпоче (Падмасамбхава) в XVIII веке н.э. Позже появились 2 новые школы: Сакья и Кагью (Sakyapa и Kagyu). В XIV веке Цонкапа (Tsongkhapa,1357-1419) на основе тибетской традиции Кадам, основоположником которой является Атиша, основал школу Гелуг (Gelug).

Далай Лама XIV говорил, что Бон является пятой Тибетской религиозной традицией.

Монастырь Тхолинг был самым крупным и влиятельным во всем Нгари. Сейчас разрушения Культурной Революции, только частично восстановлены. Красный Храм сохранился, так как использовался для хранения зерна; Белый Храм был ужасно поврежден.

Рядом с монастырем на берегу реки стоит ступа Еше О (Yeshe O Chorten), посвященная великому королю.

На китайских картах Тхолинг называется Зада (Zada) или Занда (Zanda). Название это произошло от двух слов: Цапаранг (Tsa-parang) и Дава (Da-wa).

Дорога на юг через Дава ведет к Долине Гаруды, а дорога на север - к двум уникальным пещерным городам Пиянг (Piyang) и Дункар (Dunkgar). По внешнему виду Пиянг очень похож на Цапаранг и представляет собой огромный утес, весь пронизанный пещерами и с храмом на вершине.

Первый храм в Пиянг был возведен приблизительно в 1000 году н.э королем Гуге Еше О, но сегодня от него мало что осталось. Все пещерное поселение было, по-видимому, создано для какой-то части королевской семьи из Тхолинга.

Проехав несколько километров вдоль той же самой долины, мы попадаем в Дункар. Его пещеры находятся посередине стены высотой в 200 метров, к ним можно подняться по насыпи из мелких камней. Вершина этой горы плоская, что делает Дункар больше похожим на крепость.

Три пещеры, скорее всего, использовались как храмы, и в них до сих пор сохранились изумительные фрески, которые по стилю отличаются от фресок в Цапаранге. Они, скорее, напоминают росписи, найденные в Дунхуанге (Dunhuang), который находится примерно на расстоянии 1600 км от Дункара.

Последним в нашей программе и самым загадочным местом Нгари является долина Гаруды и Кунлунг. По новой дороге от Цапаранга до долины Гаруды ехать 5-6 часов. На въезде в эту долину на высоте 4300м построен монастырь Гуругьям (Gurugyam). По преданию, этому монастырю 3000 лет. Он было восстановлен в 1936 году, и, что удивительно, в монастырской библиотеке находятся не только священные писания Бон, но и медицинские и священные писания всех четырех буддийских традиций Тибета.

Если проехать по грунтовой дороге от Гуругьям вдоль юго-восточных берегов реки Сатледжа (примерно 16км), мы подъезжаем к мосту через реку, на другом берегу которой на высоте 4100м находятся руины Кунлунга (Khyunglung, tib. “khyung” = “гаруда” “lung” - устное учение).

Серебристая земля и синеватая глина на красных утесах вокруг дворца послужили основой для названия «Серебряный дворец Гаруды».

Много сотен лет назад это была духовная (возможно, административная) столица Бонской империи Шанг Шунг (Zhang Zhung), которая простиралась от Персии на западе и до Тибета на востоке. Восточная часть ее была завоевана великим королем Тибета Сонгценом Гампо в 643г.н.э.

Король Сонгцен Гампо (617-649гг.) объединил тибетские племена с соседними странами браком и войной. Он расширил границы империи Ярлунг (Yarlung) до максимального размера за всю историю существования. Он женился на принцессе Шанг Шунг, а позже на непальской принцессе Бхрикути (Bhrikuti), которая, по преданию являлась воплощением Зеленой Тары, и затем, на китайской принцессе Венченг (Wencheng), воплощении Белой Тары. Сонгцен Гампо организовал перевод на тибетский язык буддийских текстов из Индии, Хотенсе и Шанг Шунга.

Кунлунг считается центром древнего государства Шанг Шунг, откуда произошла религия Бон. Государство Шанг Шунг состояло из трех частей - внутренней, центральной, соответствующей Центральному Тибету, и внешней, включающей Восточный Тибет и пограничные с Китаем области. Внутренняя его часть носила название Олмолунгринг (первоначальное святое место), и столицей ее был Кунлунг-Нулкар – «Серебряный Дворец».

Время существования Шанг Шунга , на основе археологических находок, определяется примерно с 600г до н.э. до VII века, пока его последние следы не исчезли в X веке. Шанг Шунг простирался от Гилгита на западе до озера Намтцо на востоке и от Холхата на севере до Мустанга на юге. Государство состояло из конфедерации племен и 18-ти королевств. Одно из таких королевств, Ярлунг, в центральном Тибете, стало расширять свои владения и захватывать соседние земли во время правления Сонгцена Гампо, что привело к поглощению Шанг Шунга.

В VII веке в Шанг Шунге было более 100 крепостей, множество храмов и деревень. Согласно традиции религиозной традиции Бон, короли и жрецы Шанг Шунга носили рогатые головные уборы и одевались в одежды из шкур тигра, волка и рыси.

Обитатели Шанг Шунга построили сеть религиозных центров, объединенных в пещерные города. Большое количество религиозных святилищ свидетельствует о культуре, процветавшей задолго до прихода буддизма в Тибет. Эта добуддийская цивилизация исповедовала ранний Бон.

Цапаранг, Толинг и Кунлунг, рассказу о которых посвящена данная статья - это не просто места с уникальными природными ландшафтами и выдающимися памятниками древнего зодчества, которых, пожалуй, немало в Тибете. Здесь происходили исторические события, сыгравшие заметную роль в формировании Тибетского государства. Тхолинг – это одно из мест, которое стоит у истоков тибетского буддизма, Шанг Шунг – место зарождения исконной тибетской религии бон. Пришедший из Индии буддизм и традиционные учения Тибета положили начало тому, чем является буддизм в Тибете в наше время, со всеми его школами и течениями.

Информация о регулярных турах в Тибет - в этом разделе